Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия производственной мощности предприятия, выявление экономической сущности и проблемы ее определения.
Основные задачи работы:
- разработка плана производства продукции;
- последовательность разработки производства продукции;
- анализ структуры производственной мощности;
- расчет основных показателей ОАО «Камаз».
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Теоретические основы производственной мощности…………………….….5
1.1. Производственная мощность: сущность, определяющие факторы……….5
1.2. Разработка плана производства продукции, последовательность разработки………………………………………………………………………..11
2. Анализ структуры производственной мощности ОАО «Камаз»………..…16
2.1. Краткая характеристика ОАО «Камаз»…………………………………....16
2.2. Расчет основных показателей ОАО «Камаз»…………………………...…18
3. Показатели эффективного использования производственной мощности...22
Заключение……………………………………………………………….………33
Список литературы…………………………
ОАО «Камаз» содержит устав предприятия, утвержденный решением внеочередного общего собрания акционеров( см. приложения)
ОАО «Камаз» – крупнейшая автомобилестроительная компания России, обеспечивающая транспортную безопасность страны. ОАО «Камаз» входит в первую десятку производителей тяжелых грузовиков и занимает 8-ое место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей.
В государственной собственности находится 45,6% акций ОАО «Камаз» (в федеральной собственности– 34,0%, в собственности Республики Татарстан - 11,6%), в собственности юридических лиц - 51,5% акций и в собственности физических лиц - 2,9% акций ОАО «Камаз». По состоянию на 3 сентября 2010 года (дата составления списка лиц, имеющих право на участие во внеочередном Общем собрании акционеров ОАО «Камаз», созванном 29 октября 2009 года) всего 88 287 акционеров ОАО «Камаз».
В единый производственный комплекс группы организаций ОАО «Камаз» входят подразделения, заводы и дочерние общества по разработке, производству, сборке автотехники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции
Предприятия финишного цикла производства
– дочернее общество ОАО «Камский прессово-рамный
завод» и автомобильный завод основного
общества ОАО «Камаз» производят основные
узлы и агрегаты для грузовых автомобилей,
а также различные шасси на базе автомобилей
КАМАЗ.
Формирование
модельного ряда автомобилей, дизельных
двигателей, научно-технической и другой
продукции по всему спектру предмета деятельности
группы организаций ОАО «Камаз» осуществляет
научно-технический центр (НТЦ) ОАО «Камаз»
и конструкторско-технологические службы
группы организаций ОАО «Камаз». Работы
ведутся согласно программе «Основные
направления продуктовой политики ОАО
«Камаз» на период до 2011 года», утвержденной
Советом Директоров ОАО «Камаз» от 10 февраля
2005 года, и «Концепции развития автомобильной
промышленности России на период до 2014
года», утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 16 июля 2002 года
№ 978-р. Выполнение «Плана научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по разработке
и развитию автомобильной техники ОАО
«Камаз» на 2010 год (НИОКР-2010) позволило
расширить конкурентное присутствие ОАО
«Камаз» на рынке автотехники.
Для увеличения степени удовлетворенности потребителей и получения на этой основе реального конкурентного преимущества ОАО «Камаз» создал широкую и эффективную сеть сервиса автомобилей КАМАЗ. На рынке сервисных услуг автотехники Камаз в Российской Федерации и странах СНГ действуют 111 автоцентров и 2 ремзавода, созданных с участием ОАО «Камаз» и его дочернего общества ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ», и независимые сервисные центры (оказывающие услуги по гарантийному обслуживанию на основе договоров с ОАО «Камаз»).
Таблица 1
Основные показатели ОАО «Камаз» за 2009-2010 годы
Показатели | 2010 г. |
2009 г. |
2008г. |
Изменения (+, -) | |
2010г. | 2009г. | ||||
Выручка
от продажи товаров, продукции и услуг
(млн. руб., без налогов, акцизов и обязательных платежей) |
39 182 | 25 833 | 19 544,7 | +13 349 | +6289 |
Себестоимость товаров, продукции, услуг(млн.руб.) | 33 049 | 22 316 | 16 015,9 | +10733 | +11583 |
Оборачиваемость оборотного капитала | 4,24 | 3,2 | 2,4 | +1,04 | +0,8 |
Прибыль от продаж (млн. руб.) | 3 086 | 1 157 | 1 253,8 | +1 929 | -96 |
Рентабельность капитала (%) | 14 | 13 | 15,2 | +1 | -2,2 |
Рентабельность продаж(%) | 7,9 | 4,5 | 6,4 | +3,4 | -1,9 |
Чистая прибыль (млн. руб.) | 41 | 15 | 1 869,0 | +26 | -1854 |
Уставный капитал (млн. руб., на конец года) | 39 287 | 39 287 | 39287 | 0 | 0 |
Текущая ликвидность (коэффициент) | 0,88 | 0,769 | 0,919 | +0,11 | -0,15 |
Среднесписочная численность персонала (человек) | 14215 | 14 692 | 17 417 | -477 | -2725 |
Среднегодовая стоимость основных фондов(млн.руб) | 32075 | 33609 | 33243 | -1534 | +366 |
Фондовооруженность | 2377 | 2274 | 1899 | +103 | +375 |
Фондорентабельность | 0,09 | 0,04 | 0,04 | +0,05 | 0 |
Фондоотдача | 1,2 | 0,76 | 0,58 | +0,18 | +0,44 |
Фондоемкость | 0,81 | 1,4 | 3,4 | -0,59 | -2 |
По
данным табл. 1 видно, что показатель
выручки от продажи товаров, продукции
и услуг демонстрирует положительную
динамику, что несомненно является положительным
признаком работы предприятия. Показатель
себестоимости в 2009 г. и в 2010 так же положителен,
так как себестоимость товаров, продукции
и услуг находится в прямой зависимости
от показателя выручки. Несмотря на
отрицательную динамику в 2009 г., показатель
прибыли от продаж в 2010 г, возрос 10733 млн.
руб. , это связано в первую очередь с резким
увеличением себестоимости продукции.
2.2.
Расчет основных
показателей ОАО
«Камаз»
В данной главе будут проведены расчеты основных показателей ОАО «Камаз» с последующим объяснением данных.
Обор. об. кап. 2010 г. = Выручка от реализации/Оборотные активы =
39182000000/9227300000 = 4,24
Об. об. кап. 2009 г.
= 25832000000/8 063000000 = 3,2
Об. кап. 2008 г. = 19 544 654/7 974000 =
2,4
По данным расчетов можно сделать вывод о том, что оборачиваемость за рассматриваемые периоды увеличилась. Это хороший показатель, свидетельствующий об улучшении использования оборотных средств. Таким образом организация может с той же суммой оборотных средств произвести больше продукции, или произвести тот же объем продукции с меньшей суммой оборотных средств. Данный показатель был достигнут путем внедрения в производство новой техники, прогрессивных технологических процессов, механизации и автоматизации производства. Эти мероприятия способствуют уменьшению продолжительности производственного цикла, а также увеличению объема производства и реализации продукции.
Рент. прод. 2010 г.
= прибыль/выручка*100% = 3085000000/39182000000*100% =
7,9
Рент. прод. 2009 г.
= 1 156 000000/25 832000000*100% = 4,5
Рент. прод. 2008 г.
= 1 253 760000/19
544 654000*100% = 6,4
Исходя
из расчетов рентабельности продаж можно
сделать вывод, что данный показатель
уменьшился в 2009 г. по сравнению с 2008 г.,
а это означает, что затраты на производство
и реализацию продукции увеличились. Однако
увеличение рентабельности продаж в 2010
г. по сравнению с 2009 г. демонстрирует положительную
динамику и означает что предприятие в
2010 г. увеличило реализацию продуктов
и услуг, а также уменьшило долю себестоимости
в продажах.
К т.л. 2010 г. = Обор.
акт./краткоср. обяз. = 9 227000000/10 521000000 = 0,88
К т.л. 2009 г. = 8 063000000/7
363000000 = 0,769
К т.л. 2008 г. = 7 974 839/8 643 781=
0,92
Расчет
коэффициента текущей ликвидности за
анализируемые периоды показывает что
в 2009 г. по сравнению с 2008 г. способность
предприятия погашать текущие обязательства
уменьшилась на 0,15, что несомненно является
отрицательным показателем и означает
уменьшение доли оборотных активов по
сравнению с 2008 г., однако в 2010 г. показатель
вновь начал показывать положительную
динамику и увеличился на 0,11 по сравнению
с 2009 г., а значит платежеспособность предприятия
возросла.
Фондовооруженность
2010 г. = Основные средства/Среднесписочная
числ. = 33 803000/14215 = 2377 руб.
Фондовооруженность
2009 г. = 33416000/14692 = 2274 руб.
Фондовооруженность
2008 г. = 33071000/17417 = 1899 руб.
Показатель фондовооруженности
демонстрирует положительную
Фондорентабельность
2010 г. = прибыль от продаж/ср.ст. ОФ = 3085000000/32075000000
= 0,09
Фондорентабельность 2009
г. = 1157000000/33609000000 = 0,03
Фондорентабельность
2008 г. = 1254000000/33243000000 = 0,04
Значение
показателя фондорентабельности в
2009 г. уменьшилось на 0,01 по сравнению с
2008 г., что свидетельствует об уменьшении
суммы прибыли, приходящейся на каждую
единицу основных средств. Положительная
динамика в 2010 г. данного показателя на
0,06 связана с увеличением роста прибыли
предприятия над увеличением роста стоимости
основных средств, что несомненно является
положительным результатом деятельности
предприятия.
Фондоотд. 2010 г.
= Выручка/ср. ст. ОФ = 39182000000/32075000000 = 1,2
Фондоотд. 2009 г.
= 25 832000000 / 33609000000= 0,8
Фондоотд. 2008 г.
= 19 544 654000 /33243000000 = 0,6
Увеличение показателя
Фондоемкость
2010 г. = ср. ст. ОФ/выручка = 32075000000/39182000000
= 0,8
Фондоемкость 2009
г. = 33609000000/25832000000 = 1,4
Фондоемкость 2008
г. = 33243000000/19544654000 = 3,4
Уменьшение показателя фондоемкости составило -2 в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и -0,6 в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Отрицательная динамика данного показателя является для предприятия позитивной тенденцией, так как это свидетельствует об уменьшении числа фондов, приходящихся на каждый рубль производимой продукции, т.е. показывает, что основные производственные фонды предприятия используются эффективнее, по сравнению с предыдущими периодами. Позитивная динамика данного показателя связана с увеличением объемов производства продукции, а также с опережающим темпом роста объема продукции над темпом роста величины основных средств.
Процесс формирования и организации использования производственной мощности современного предприятия зависит от многих факторов. Под факторами понимаются условия, необходимые для осуществления этих процессов, а также причины, оказывающие влияние на их результаты.
Разработка классификатора, комплексно отражающего количество и состав факторов, которые влияют на величину и уровень использования производственной мощности, имеет не только важное теоретическое, но и большое практическое значение. Рост масштабов производства и повышение его эффективности выдвигают задачу поиска резервов увеличения и улучшения использования производственных мощностей действующих предприятий. Поэтому требуется определить круг факторов, которые служили бы основой для определения величины производственной мощности действующего предприятия и уровня ее использования. Факторы, влияющие на величину производственной мощности и ее использование, взаимосвязаны, потому что оба вида факторов имеют единый объект влияния — производственную мощность предприятия (подразделения). Различие между ними заключается в том, что первая часть факторов определяет резервы увеличения производственной мощности, а вторая — резервы улучшения ее использования. Изложенное вызывает необходимость применения системного подхода к рассмотрению этих факторов.