Производственная мощность предприятия: экономическая сущность и проблемы её определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия производственной мощности предприятия, выявление экономической сущности и проблемы ее определения.
Основные задачи работы:
- разработка плана производства продукции;
- последовательность разработки производства продукции;
- анализ структуры производственной мощности;
- расчет основных показателей ОАО «Камаз».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Теоретические основы производственной мощности…………………….….5
1.1. Производственная мощность: сущность, определяющие факторы……….5
1.2. Разработка плана производства продукции, последовательность разработки………………………………………………………………………..11
2. Анализ структуры производственной мощности ОАО «Камаз»………..…16
2.1. Краткая характеристика ОАО «Камаз»…………………………………....16
2.2. Расчет основных показателей ОАО «Камаз»…………………………...…18
3. Показатели эффективного использования производственной мощности...22
Заключение……………………………………………………………….………33
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Производственная мощность.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

     Факторы повышения производительности машин (рабочих мест) связаны главным образом с улучшением качественного состава технологического оборудования, увеличением в его составе высокопроизводительных станков, автоматов и полуавтоматов, автоматических линий. Чем совершеннее машины и оборудование, чем выше их производительность в единицу времени работы, тем больше производственная мощность подразделений и предприятия в целом.

     Производительность  машин и оборудования зависит:

   - от качества предметов труда. С качеством сырья изменяется технология его обработки, что непосредственно сказывается на производительности средств труда и их совершенствовании.

   - от совершенствования технологического процесса. Внедрение прогрессивной технологии дает возможность интенсифицировать производственный процесс, т. е. сократить как машинное, так и общее время изготовления изделия.

   - от степени совершенства конструкции изготовляемых изделий, их унификации и стандартизации, снижения количества и совмещения операций при их изготовлении.

- от квалификации работников. Систематическое повышение их общего и технического образования, совершенствование производственных навыков и на этой основе повышение уровня квалификации создают благоприятные социальные предпосылки для увеличения производительности средств труда.    Укомплектование промышленных предприятий квалифицированными рабочими ускоряет технологическое освоение современной техники, позволяет значительно превысить ее паспортную производительность путем перехода к скоростным методам обработки деталей, использования специального режущего инструмента, модернизации отдельных агрегатов станков и внедрения специального оснащения.

     Факторы, оказывающие влияние на производственную мощность можно подразделить на: влияющие  на величину производственной мощности предприятия и влияющие на её использование.

     Особенностью  факторов влияющих  на величину производственной мощности является то, что для осуществления мероприятий, обусловленных ими, требуются капитальные вложения.  

     Иначе выглядят факторы, влияющие на использование  производственных мощностей. Они охватывают мероприятия, связанные с использованием резервов, имеющих организационный характер, и не требуют больших капитальных вложений в основное производство.

     По  содержанию эти факторы можно  разделить на социально-экономические  и организационно-технические, а по месту возникновения — на внешние и внутренние. Основное свое проявление эти факторы находят в улучшении использования установленной или принятой величины производственной мощности, а также в соотношении времени работы и времени потерь средств труда, т. е. охватывают область их функционирования.

     Основными факторами, влияющими на уровень  использования оборудования, являются:

   - совершенствование организации обслуживания производства;

     - повышение качества и организации планирования производства, технического развития предприятий и технологического планирования загрузки оборудования;

     - более широкое внедрение в практику производства современных прогрессивных форм организации труда;

   - совершенствование материального стимулирования улучшения использования оборудования;

   - совершенствование структуры парка оборудования путем его рационального распределения;

   - повышение коэффициента сменности работы оборудования;

     - сокращение времени простоев оборудования в ремонтах.

     Факторы, влияющие на величину производственной мощности и ее использование, взаимосвязаны, потому что оба вида факторов имеют единый объект влияния — производственную мощность предприятия (подразделения). 

     Системный подход к изучению факторов, влияющих на величину и использование производственной мощности, предполагает рассмотрение следующих основных положений: определение влияния на величину производственной мощности и использование потребляемых в производстве ресурсов и процессов их преобразования.

     От  производственной мощности зависит  степень удовлетворения рыночного спроса, который может изменяться по объему, номенклатуре и ассортименту, поэтому производственная мощность должна предусматривать гибкость всех технологических операций, т. е. возможность своевременно перестроить производственный процесс в зависимости от роста конкурентоспособности продукции, изменения объема, номенклатуры и ассортимента. 

   1.2. Разработка плана производства продукции, последовательность разработки 

     План  производства продукции (производственная программа) является основным ведущим разделом перспективного и текущего плана предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п.

     Разработка  производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия — службой маркетинга.

     В комплекс маркетинговых мероприятий  фирмы по разработке производственной программы обычно входят:

- изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;

- анализ рыночных возможностей фирмы;

- оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;

- анализ используемых форм и каналов сбыта;

- оценка используемых фирмой методов ценообразования;

- исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;

- изучение конкурентов;

- выбор «ниши» (наиболее благоприятного сегмента) рынка.

     После проведения маркетинговых исследований производственная программа внутри фирмы разрабатывается в такой последовательности:

  1. Определяются номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
  2. Составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям.
  3. На основе объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого

   периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода.

  1. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом.
  2. На основе объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитываются стоимостные измерители производственной программы: товарная и реализованная продукция.
  3. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками.
  4. Производственная программа планируется по основным цехам предприятия.

     Производственная  программа планируется на 3—5 лет, на год с разбивкой по кварталам и месяцам, рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.

     Объем производства в натуральном выражении  характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции в физических единицах, соответствующих их потребительским свойствам (меры веса, длины, объема).

     Номенклатура  продукции — наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску.

     Ассортимент продукции разновидность этих изделий по видам, типам, сортам, размеру и т.п. в разрезе номенклатуры.

     Основой для определения объема продукции  в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции.

     Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель.

     Трудовой  измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ заготовительных и других цехов, и иных целей.

     Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью можно определить общий объем производства фирмы. В стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы, как объем товарной, валовой, реализованной продукции, и др.

     Товарная  продукция является основным показателем плана производства и служит базой для расчета валовой и реализованной

  продукции. Стоимостью товарной продукции является стоимость той части производимой предприятием продукции, которая предназначается для реализации.

  В объем товарной продукции включаются:

- стоимость готовых изделий;

- стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону;

- стоимость- полуфабрикатов и продукции для поставки своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;

- стоимость нестандартного оборудования, приспособлений и т.п. общего назначения своего производства, зачисляемых в основные средства предприятия или реализуемых на сторону;

- стоимость услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия. .

     В товарную продукцию не включается стоимость  сырья, материалов, оплаченных заказчиком. Однако, если из этого сырья на предприятии изготовлена для заказчика продукция, то в товарную продукцию включается стоимость переработки сырья.

     Товарная  продукция в большинстве отраслей промышленности определяется по заводскому методу, т.е. в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд. Исключением являются предприятия пищевого комплекса, где в стоимостные показатели объема произведенной продукции включается внутризаводской оборот, т.е. стоимость потребленных для собственных нужд готовых изделий и полуфабрикатов.

     Товарная  продукция по готовым изделиям планируется  в действующих ценах предприятия. По отчету она рассчитывается в фактически действующих в отчетном году ценах; также в отчете товарная продукция определяется в сопоставимых (неизменных на определенную дату) ценах предприятия.

     В платежных документах на продукцию (товар, услугу) кроме цен- изготовителя выделяется налог на добавленную  стоимость, акцизы и другие платежи, имеющие характер косвенных налогов.

     Цеховые программы основных цехов предприятия рассчитываются в порядке, обратном ходу технологического процесса, т.е. от выпускающих к обрабатывающим и далее к заготовительным цехам. Такой порядок позволяет взаимно согласовывать сроки выпуска продукции цеха со сроками выпуска готовых изделий, установленными в производственной программе завода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ структуры  производственной  мощности ОАО «Камаз»

2.1. Краткая характеристика  ОАО «Камаз»

     Открытое  акционерное общество «Камаз» создано в 1990 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1990 года № 616 в порядке преобразования Производственного объединения «Камаз», основанного в 1969 году.

Информация о работе Производственная мощность предприятия: экономическая сущность и проблемы её определения