Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение производительности труда и факторов ее роста, анализ эффективности работы ООО «Алтай-Аристон».
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы производительности труда;
- осуществить анализ экономической эффективности конкретного предприятия;
- на основе изучения факторов производительности труда предприятия дать рекомендации для дальнейшего развития и повышения эффективности его работы.
Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1. Производительность труда – важнейший показатель деятельности предприятия…………….……..……
6
1.1 Понятие и сущность производительности труда…….…………....
6
1.2 Факторы (резервы) роста производительности труда...…….…..…
12
1.3 Понятие эффективности труда и оценка его качества.……….….
18
ГЛАВА 2. Современный уровень развития
ООО «Алтай-Аристон» …………………….………………………….…
24
2.1 Краткая характеристика предприятия ….
24
2.2 Оценка экономической эффективности работы
ООО «Алтай-Аристон» ………….…………………………………....
26
2.3 Рекомендации по повышению эффективности работы
ООО «Алтай-Аристон» …………………………………………………
31
Заключение…………………………………………………….…………..
32
Список…использованной…литературы…………..…….……...
33
ООО «Алтай-Аристон» в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и несет всю полноту ответственности за соблюдением интересов государства, граждан, выполнения принятых на себя обязательств.
Предприятие является малым, то есть не обладает значительным количеством трудовых ресурсов, но функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточно четко, чтобы система функционирования предприятия могла действовать слаженно.
Главным органом управления фирмы является собрание учредителей. Оно назначает на должность директора предприятия, который является официальным главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово – хозяйственные решения различной сложности. Директор нанимает на работу персонал, заключает договора, несет ответственность за совершаемые сделки. Поскольку предприятие небольшое, у директора ООО «Алтай-Аристон» один заместитель. Это необходимо в связи с тем, что деятельность фирмы можно условно разделить на два вида: взаимодействие с окружающей средой (поиск клиентов, заключение договоров, их обслуживание – т.е. контакты с клиентами; взаимодействие с другими контрагентами и государственными органами – налоговой инспекцией, фондами страхования) и собственно реализация продукции .
Офис и склад отделены друг от друга не только функционально, но и территориально – офисное помещение находится в центре Барнаула, а складское – на окраине. Это связано с тем, что заказчики, приходя в офис фирмы, должны вынести благоприятное впечатление о предприятии - о его надежности, стабильности и состоятельности. Но аренда подобного помещения стоит достаточно дорого. Поэтому хранение товаров ведется в более дешевом помещении, и более приспособленном для данного вида деятельности.
Офис и склад связаны между собой единым процессом обслуживания клиентов: менеджеры и агенты офиса находят клиентов, подготавливают и заключают хозяйственные договора на продажу товаров и услуг. Затем данные о полученных заказах и необходимости их выполнения передаются на склад. После того, как товар выбран в стенах офисного помещения, необходимо ее доставить в нужное заказчику место. Бригада рабочих выезжает по заданному адресу. Производит установку и наладку оборудования. К офису также относится бухгалтерия ООО «Алтай-Аристон», которая начисляет заработную плату на всех сотрудников предприятия, ведет учет и контроль хозяйственной деятельности, отчитывается в фондах страхования, в Управлении статистики и ИФНС. Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и бухгалтера - кассира. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Директору предприятия.
Таким образом, взаимодействие офиса и склада обеспечивает целостность фирмы и возможность ее нормального существования в условиях рынка.
2.2 Оценка экономической эффективности функционирования работы ООО «Алтай-Аристон»
На основании имеющихся данных (Табл.1) дадим оценку деятельности ООО «Алтай-Аристон».
Практически в течение всего анализируемого периода наблюдается рост выручки от продаж, что является благоприятным фактором, так как это свидетельствует о расширении деятельности предприятия, увеличении объемов продаж.
Темп прироста выручки в 2007г. по сравнению с 2006г. составил 5% или 445 тыс. руб. Таким образом, предприятие в 2007г. получило выручку в размере 4705 тыс. руб. против 4260 тыс. руб. 2006г.
Незначительное снижение выручки от продаж в динамике наблюдается в 2008г. по сравнению с 2007г. – снижение произошло на 15% и выручка в 2008г. составила 3977 тыс. руб. против 4705 тыс. руб. 2007г.
В 2009г. размер выручки от продаж составил 5255 тыс. руб., что на 32% больше предыдущего года.
Таблица 1
Основные показатели производственно–финансовой деятельности ООО «Алтай-Аристон» за 2006-2010гг.
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Темп прироста, % | ||||
2007 от 2006 | 2008 от 2007 | 2009 от 2008 | 2010 от 2009 | 2010 от 2006 | ||||||
Выручка от продажи, тыс. руб. | 4260 | 4705 | 3977 | 5255 | 6059 | 10 | -15 | 32 | 15 | 42 |
Численность работников, чел. | 78 | 81 | 84 | 92 | 97 | 3,8 | 3,7 | 9,5 | 5,4 | 24,4 |
Выработка 1 работника, тыс. руб. | 54,6 | 58,1 | 47,3 | 57,1 | 62,5 | 6,4 | -18,6 | 20,7 | 9,5 | 14,5 |
Среднемесячная зарплата 1 работника, руб. | 1190 | 1885 | 2605 | 2990 | 3250 | 58,4 | 38,2 | 14,8 | 8,7 | 173,1 |
Фактическая себестоимость продукции, тыс. руб. | 3111 | 3513 | 3235 | 4440 | 4932 | 12,9 | -7,9 | 37,2 | 11,1 | 58,5 |
Уровень затрат на 1 руб. продукции, коп. | 73 | 75 | 81 | 84 | 81 | 2,7 | 8 | 3,7 | -3,6 | 11 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 1495 | 2061 | 2406 | 2405 | 2630 | 37,9 | 16,7 | -0,04 | 9,3 | 75,9 |
Фондоотдача | 2,85 | 2,28 | 1,65 | 2,19 | 2,30 | -20 | -28 | 33 | 5 | -19 |
Фондоемкость | 0,35 | 0,44 | 0,60 | 0,46 | 0,43 | 25,7 | 36,4 | -23,3 | -6,5 | 22,9 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 1525 | 1505 | 875 | 2055 | 1309 | -1,3 | -41,9 | 134,9 | -36,3 | -14,2 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 1149 | 1192 | 742 | 815 | 1127 | 3,7 | -37,8 | 9,8 | 38,3 | -1,9 |
Общая сумма прибыли, тыс. руб. | 1302 | 1173 | 591 | 1103 | 1211 | -9,9 | -49,6 | 86,6 | 9,8 | -7,0 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 912 | 821 | 414 | 772 | 920 | 1,0 | -55,0 | 86,5 | 19,2 | 0,9 |
В 2010г. предприятие получило выручку в размере 6059 тыс. руб., что на 15% или 804 тыс.руб. больше выручки 2009 г.
За весь анализируемый период размер выручки от реализации увеличился с 4260 тыс. руб. в 2006г. до 6059 тыс. руб. в 2010г., что составляет 42% или 1799 тыс. руб.
Растет в течение всего анализируемого периода численность работников предприятия, что также свидетельствует о расширении деятельности ООО «Алтай-Аристон».
Темп прироста численности в 2007г. по сравнению с 2006г. составил 3,8% или 3 чел. В 2008г. по сравнению с 2007г. темп прироста составил 3,7% (3 чел). В 2009г. по сравнению с 2008г. темп прироста составил 9,5% или 8 чел., в 2010г. – 5,4% (5 чел.).
За весь период произошло увеличение численности на 24,4% (или 19 чел.) и на конец 2010г. общая численность работников ООО «Алтай-Аристон» составила 97 чел. против 78 чел. В 2003г.
Рост выработки, который происходит почти в течение всего анализируемого периода, является благоприятным фактором, так как свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов организации.
В 2007г. по сравнению с 2006г. выработка увеличилась на 6,4%; в 2008г. по сравнению с 2007г. – снизилась на 18,6%; в 2009г. по сравнению с 2008г. – возросла на 20,7%; в 2007г. по сравнению с 2009г. – возросла на 9,5.
В течение всего анализируемого периода происходит рост выработки с 54,6 тыс.руб. в 2006г. до 62,5 тыс.руб. в 2010г., что составляет 14,5% или 7,9 тыс.руб.
Размер заработной платы увеличился в 2007г. по сравнению с 2006г. на 58%; в 2008г. по сравнению с предыдущим годом – на 38%; в 2006г. – на 15%; в 2010г. – на 9%.
В течение анализируемого периода происходит увеличение размера заработной платы с 1190 тыс.руб. в 2006г. до3250 тыс.руб. в 2010г., что составляет 173%.
Рост заработной платы можно оценить как положительную тенденцию, так как заработная плата – основной мотивирующий фактор деятельности работников.
Рост себестоимости можно расценивать как отрицательный момент в деятельности предприятия. Однако в абсолютных единицах рост себестоимости еще не говорит о снижении эффективности по обычным видам деятельности. Темпы роста себестоимости необходимо соотносить с темпами роста выручки от продаж. Для этого рассчитывается уровень затрат на 1 руб. реализованной продукции.
В 2006г. на 1 руб. выручки от продаж приходится 73 коп. затрат, т.е. с 1 рубля выручки предприятие получает 30 коп. прибыль от продаж. В 2007г. на 1 руб. выручки приходится 75 коп. затрат, в 2008г. – 81 коп., в 2009г. – 84 коп., в 2010г. 81 коп.
Рост данного коэффициента нежелателен, так как, чем больше коэффициент, тем больше в структуре выручки занимает себестоимость и меньше прибыль. В ООО «Алтай-Аристон» в течение почти всего анализируемого периода (за исключением 2010г.) наблюдается рост уровня затрат в структуре реализованной продукции, что свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия.
Происходит рост среднегодовой стоимости основных производственных фондов: в 2007г. прирост основных производственных фондов составил 37,9% по сравнению с предыдущим годом; в 2008г. – 16,7%; в 2006г. наблюдается снижение ОПФ на 0,04%; в 2010г. – рост на 9,3%.
В целом за период ОПФ увеличились с 1495 тыс. руб. в 2006г. до 2630 тыс.руб. в 2010г., что составляет 75,9% (в 176 раз) или 1135 тыс.руб.
По полученным данным можно сделать вывод, что предприятие перешло на стратегию создания материальных условий для расширения деятельности, так как значительно увеличился размер основных средств.
Фондоотдача свидетельствует о высокой эффективности использования основных фондов ООО «Алтай-Аристон», так как в 2006г. с 1 руб., вложенного в основные фонды, предприятие получило 2,85 руб. выручки, в 2010г. – 2,3 руб. выручки.
Тем не менее, необходимо отметить, что в целом за период фондоотдача падает: на 20% в 2007г., на 28% в 2008г., в 2009г. возрастает на 33%, в 2010г. – на 5%, в целом фондоотдача в 2010г. по сравнению с 2006г. падает на 19%.
Фондоемкость показывает, сколько на 1 руб. выручки приходится ОПФ, т.е. это показатель, обратный фондоотдаче. На 1 руб. выручки в 2006г. приходится 35 коп. ОПФ, в 2007г. – 44 коп., в 2008г. – 60 коп., в 2009г. – 46 коп., в 2010г. – 43 коп.
О снижении эффективности по обычным видам деятельности свидетельствует динамика валовой прибыли: происходит снижение валовой прибыль на 1,3% в 2007г., на 41,9% в 2005г., на 36,3% в 2010г. Только в 2009г. валовая прибыль возрастает на 135%.
В целом за период валовая прибыль снизилась с 1525 тыс. руб. до 1309 тыс.руб., что составляет 14,2% или 216 тыс.руб.
Прибыль от продаж в 2007г. возрастает на 4%, в 2008г. падает на 38%, в 2009г. – возрастает на 10%, в 2010г. – на 38%. В целом за период происходит снижение прибыль от продаж на 2%.
Общая сумма прибыль (прибыль до налогообложения) в 2007г. снижается на 10%, в 2008г. – на 50%, в 2009г. возрастает на 87%, в 2010 г. – на 10%. В целом за период общая сумма прибыли падает с 1302 тыс. руб. в 2006г. до 1211 тыс. руб. в 2010г., что составляет 7% или 91 тыс. руб.
Размер нераспределенной прибыли в 2006г. составил 912 тыс.руб. В 2007г. размер нераспределенной прибыли снизился до 821 тыс.руб., что на 1% (или 9 тыс.руб.) меньше предыдущего года. В 2008г. наблюдается снижение чистой прибыли до 414 тыс.руб., что на 55% (507 тыс.руб.) меньше прибыли 2007г. В 2009г. чистая прибыль составляет 772 тыс. руб. против 414 тыс.руб. предыдущего года. Таким образом, происходит ее рост на 86,5% (358 тыс.руб.). Прибыль 2010г. равна 920 тыс.руб. против прибыли 2009г. в размере 772 тыс.руб., что больше на 19,2% или 148 тыс.руб.
В течение всего анализируемого периода наблюдается рост чистой (нераспределенной) прибыли с 912 тыс.руб. в 2006г. до 920 тыс.руб. в 2010г. Таким образом, размер прибыли увеличивается на 0,9%, что составляет 8 тыс.руб.
В целом можно сделать вывод, что предприятие работало эффективно, так как его деятельность в течение всего анализируемого периода приносила прибыль, убытки отсутствовали.
2.3 Рекомендации по повышению эффективности работы
ООО «Алтай-Аристон»
Для повышения эффективности работы исследуемого предприятия должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение его издержек.
В первую очередь, необходимо максимально сократить затраты. Как не прискорбно, но основной резерв находится в точке личного потребления и нерационального использования трудовых ресурсов.
В связи с развитием Интернет-торговли и виртуальных офисов можно порекомендовать рассмотреть именно это направление развития.
Виртуальный офис, например, который предлагает одна известная в сети компания, позволяет сотрудникам работать из своего дома. Преимущества очевидны: нет необходимости нести затраты на реальный офис.
Стоит обратить особое внимание на создание Интернет-магазина. Это окажет заметный эффект в конкурентной борьбе.
Расходы на рекламу можно сократить значительно, путем контекстной рекламы в Интернете.
В настоящее время метод прямых продаж также приобретает особую актуальность. Многие компании в мире переходят на данный способ продаж.
Таким образом, данный кризис – не первый и не последний, причем у предприятий малого бизнеса есть одно значительное преимущество - они просто обязаны воспользоваться некоторым снижением активности «акул бизнеса» и перехватить инициативу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данного исследования у всех на слуху. Тема финансового кризиса не покидает СМИ и головы соотечественников. В этой связи, малые предприятия переживают не лучшие времена, поэтому имеет смысл обратиться к их проблемам.
Начало данной курсовой работы посвящено теоретическим аспектам производительности труда и факторам ее роста.
Во второй главе глубоко изучена деятельность ООО «Алтай-Аристон». На основании производственных показателей оценена экономическая эффективность функционирования фирмы в последние пять лет. Сделаны выводы и дан ряд рекомендаций по дальнейшему развитию.
Основной проблемой текущего периода является мировой кризис в экономике, с началом которого, региональные предприятия не до конца понимали, каким образом – это может отразиться на них. Но любое, даже самое малое предприятие, является частью мировой финансовой системы. Малый бизнес, конечно, не так богат как крупный, но он более гибок.