Программа развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В России малое предпринимательство определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принадлежности. Согласно действующему законодательству, к малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия, у которых показатели средней численности работающих не превышали определенного уровня: в промышленности и строительстве - до 200 человек, науке и научном обслуживании - до 100 , в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......2
Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства……….6
Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации…………...16
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

предпринимательская деятельность.docx

— 58.79 Кб (Скачать)

      Реализуется эта поддержка, как правило, не в  расчете на всю массу соответствующих  предприятий, а выборочно, по намеченным приоритетным направлениям. Например, в Италии - это электронная промышленность, автомобилестроение, металлургия, авиакосмическая  и химическая промышленность. Претворение  в жизнь программы технологического объединения Западной Европы “Эврика” также связано с подключением и поддержкой малых и средних  фирм более чем по 165 проектам, которые  отнесены к приоритетным направлениям

 ( робототехника, информатика, биотехнологии, медицина, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, новые материалы, телекоммуникации, лазерная техника, защита окружающей Среды, образование). Эти направления отражают предпочтительные современные интересы в развитии народного хозяйства западноевропейских стран и их ориентацию на гибкий организационный механизм реализации научно-технических программ на основе эффективного взаимодействия малых, средних и крупных фирм.

      В целом система государственной  поддержки малого инновационного бизнеса  за рубежом опирается на прямые и  косвенные рычаги влияния и реализуется  через два главных  канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым инновационной деятельностью  независимо от их размеров.

      Система государственной поддержки малого бизнеса в целом охватывает следующие  основные элементы:

  1. Правовое, законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса. Законодательство, с одной стороны, нося антимонопольный характер, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; с другой - стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса.
  2. Система льготного кредитования малого бизнеса. Например, в Германии в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование, при этом максимальный размер кредита на создание собственного капитала достигает 400 тыс. марок. Он выдается на срок до 20 лет и погашается следующим образом: в первые 3 года проценты не взимаются вообще, на четвертый год установлена ставка 2 %, на пятый - 3%, на шестой - десятый годы - по 5 % . На остающиеся до истечения срока кредита 10 лет размер процентной ставки может быть изменен.
  3. Государственное страхование займов, что позволяет малым фирмам снизить предпринимательский риск.
  4. Льготное налогообложение, служащее инструментом государственного регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их антимонопольной структуры. Как правило, налоговые льготы предоставляются малым предприятиям в годы их становления.
  5. Прямое бюджетное финансирование и госзаказы на продукцию малого бизнеса. Здесь поддержка является строго целевой. Так, в США и Японии в сметах расходов министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей ( например, в США - энергоснабжающие техника и технологии, высокие технологии для ВПК) и прямую финансовую поддержку проведения ими НИОКР.
  6. Информационно- консультационное, маркетинговое и кадровое обеспечение деятельности Малых предприятий, позволяющее значительно снизить хозяйственный риск. Финансовые возможности этих фирм не позволяют организовывать маркетинговые исследования, сбор и обработку рыночных исследований. Эту слабость компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных информационно-консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров, центров менеджмента и подготовки кадров и т.п.

      В стимулировании инновационной деятельности значительную позитивную роль играют налоговые льготы на вложения в новые  фирмы (Германия, Великобритания), а  также финансовые льготы на прибыль, которые применяются:

  • при проведении приоритетных научных исследований и НИОКР;
  • по отношению к модернизации и внедрению новейших технологий;
  • посредством ускоренной амортизации ( во всех странах с развитой рыночной экономикой).

      В становлении малых инновационных  фирм в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рыночной экономики  заметная роль принадлежит и технопарковым структурам (технополисам, технопаркам, “теплицам”, технологическим и инновационным центрам), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне. Они создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, важных для данного региона.

      Ключевым  звеном технопарков являются университеты или иные научные центры. В течение 3-5 лет технополисы и технопарки “выращивают” 10 и более малых инновационных предприятий, предоставляя им на условиях лизинга электронно-вычислительную технику, оборудование, транспортные средства, помещения, а также оказывая необходимые бухгалтерские, канцелярские, консалтинговые услуги, помощь в проведении совместных НИОКР, подготовке кадров и др.

      Сказанное позволяет сделать вывод, что  поддержка малого инновационного бизнеса  является приоритетным направлением государственной  научно-технической и экономической  политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Таблица 1.1.
 
Страны Количество  МСП 
(х 1000 шт)
Количество  МСП 
на 1000 жителей
Занято в  МСП (млн.чел) Доля МСП  в общей численности занятых (%) Доля МСП  в ВВП (%)
Великобритания 2630 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55

      Приведенные в таблице интегрированные показатели, характеризующие состояние сектора  МП в развитых странах, указывают  на фундаментальную роль малого бизнеса  в социально-экономической и политической жизни каждой страны. Их сопоставление  позволяет сделать вывод о  том, что место МП определено объективными экономическими закономерностями, поскольку  оно примерно одинаково вне зависимости  от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

      В США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе  МП в два раза превышает аналогичный  показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить  энергичный рывок в социально-экономическом  развитии и позволяют накопить в  короткий период средства для устойчивого  развития других отраслей хозяйства  страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

      Для сравнительной оценки уровня развития МП в разных странах следует указать, что в мировой практике сложились  разные подходы к определению  малого предприятия (по численности  занятых, объему производства товаров  и услуг, размеру уставного капитала и т.п.). Такие подходы к определению  основных параметров малого предприятия  зависят от сложившейся в стране практики, а также целей государственной  политики в отношении МП.

      Как показывает мировой опыт и многочисленные аналитические исследования, абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень 45-50% от ВВП, при более высоких ставках  начинается массовое бегство от налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базы и спаду  производства.

      Специальная система  обложения  существует  для  корпоративного сектора бизнеса.  Все капиталистические предприятия,  образованные в форме акционерных  компаний (в США - корпораций),  облагаются специальным корпоративным налогом  (corporate  income  tax),  Его ставка составляет обычно  45-60%  и  базой  обложения служит чистая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты  корпорационного  налога  часть прибыли распределяется среди акционеров, а часть остается в виде резервов корпорации.

     Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он

охватывает  до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы  и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и  с  окончательным  расчетом  по  представлении годового  баланса). По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны). Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные доходы),  исходя из общей суммы доходов налогоплательщика,  и затем из суммы налогов вычитают ("кредитуют" эту сумму) удержанные прежде суммы авансовых налогов.  Оставшаяся  сумма налогов довзимается с налогоплательщика. Таким образом,  происходит  суммирование  авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога.  В  последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были  подключены  и  поимущественные налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов для любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его доходов.  На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения,  поскольку даже при применении налоговых ставок  до 70-75%  "эффективная" налоговая ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых органов,  в действительности богатые налогоплательщики,  пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по "эффективной" ставке более 30%. При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок,  прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода.  Однако по повышенной ставке  облагается не весь доход,  а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток  дохода.  В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается).  Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%,  то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя.  Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть  "эффективная" налоговая ставка.

      Как правило,  законом не устанавливается  подробных правил определения "внутренней" коммерческой деятельности  (т.е.  деятельности, осуществляемой на территории данной страны). Однако конкретные признаки такой деятельности можно вывести или из решений, вынесенных судами по тем или иным делам, в которых требовалось установить "иностpанный" или "внутренний" характер деятельности (в США,  Великобритании) или из указаний и разъяснений исполнительных органов (во Франции и некоторых других странах). Таким образом, для определения, является ли та или иная деятельность "местной" (внутренней) для данной страны, следует рассматривать всю совокупность имеющейся в этой сфере налоговой "практики" (законы,  решения судов,  инструкции и разъяснения налоговых органов и т.д.).  Это связано еще и с тем, что законы,  как правило, не дают точных определений и таких важных терминов, как "резидент" и "нерезидент", "источник дохода", "место управления компании" и др.  Кроме того,  и само определение "коммерческой деятельности" обычно весьма условно и устанавливается  применительно к конкретным обстоятельствам.  В США это,  например, "деловая активность",  в Великобритании  -  "любая  торговля"  (промысел),  производство, предприятие, занятие, осуществляемое в форме торговой (коммерческой) деятельности". Однако в конкретной практике решение этих вопросов,  особенно в отношениях между развитыми странами, в значительной степени унифицируется благодаря  наличию широкой сети двусторонних налоговых соглашений). По условиям этих соглашений  наименьшим  "неделимым"  звеном всякой коммерческой деятельности признано "постоянное деловое учреждение" ("истэблишмент", "баз фикс" и .д.), которое в настоящее время является  основным  показателем  (для  налоговых целей) деятельности иностранной компании на территории другой страны.  Понятие "постоянного делового учреждения" уже довольно глубоко разработано в различного рода типовых моделях налоговых соглашений:  например в  типовой модели  ОЭСР  оно определяется как постоянное место деловой деятельности,  из которого полностью или частично  осуществляется  деятельность предприятия",  и включает цех,  фабрику, контору, строительный участок, шахту, буровую установку и т.д. Под "деловой деятельностью" в данном контексте понимается любая деятельность, связанная с извлечением прибыли,  а "предприятие" - любая осуществляемая отдельно или выделенная  в финансовом или производственном отношении деловая деятельность или часть деятельности.  Компания - налогоплательщик может включать в себя несколько таких отдельных "деловых частей". При этом следует подчеркнуть,  что "постоянное деловое учреждение"  вовсе  не обязательно  означает  самостоятельную  часть  деловой деятельности, напротив, как вытекает  из  определения,  даже  некоторая  составная часть  такой деятельности,  находящаяся на территории другой страны, может представлять "постоянное деловое учреждение" для налоговых целей.

     Многие страны (Бельгия,  Нидерланды,  Дания  и  др.)  настолько восприняли эту концепцию, что включили понятие "постоянного делового учреждения" в свое внутреннее законодательство.  В Дании,  например, установлено, что  иностранные  компании  подлежат обложению налогом, если "они осуществляют деловую деятельность из постоянного  делового учреждения, находящегося  в  Дании,  или  участвуют в другом коммерческом предприятии через такое  постоянное  деловое  учреждение  или иным образом участвуют в прибылях";  Голландия включает в облагаемый доход компаний - нерезидентов "прибыли от деловой деятельности, осуществляемой в  Голландии с помощью постоянного делового учреждения"; и т.д. На практике применение внутреннего права в США и Великобритании также близко к установленному их налоговыми соглашениями принципу "постоянного учреждения",  однако независимо от  сходных практических последствий между этими подходами остается важное принципиальное различие: внутренние нормы в основном базируются на характере деятельности или ее  части,  осуществляемой  в пределах страны;  а понятие "постоянного делового учреждения" имеет преимущественно материальную привязку  к какой-либо  фиксированной базе,  помещению и т.д.

      Помимо  рассмотренного выше зарубежного опыта  на примере налогообложения и  инновационной деятельности, нелишним будет обратить внимание и на лизинговую деятельность.

    По  данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 1998 году составил 135,3 млрд. ЭКЮ (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой).

    В США лизинг появился еще в 50-х  годах. На долю США приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США было поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в оборудование в стране).

    Одной их причин быстрого развития лизинга  в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости  новых инвестиций вычиталось из суммы  налога).  Например,  расходы  по  покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота - 10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы  налога

    До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость  в своих балансах, то есть имел место  забалансовый учет. Поэтому, фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг был скрыт от инвесторов и экспертов.

Информация о работе Программа развития малого предпринимательства