Программа развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В России малое предпринимательство определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принадлежности. Согласно действующему законодательству, к малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия, у которых показатели средней численности работающих не превышали определенного уровня: в промышленности и строительстве - до 200 человек, науке и научном обслуживании - до 100 , в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......2
Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства……….6
Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации…………...16
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

предпринимательская деятельность.docx

— 58.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВКННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА» 
 
 
 
 
 

Кафедра «У и ЭП» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

 по  дисциплине «Предпринимательская деятельность»

на тему: «Программа развития малого предпринимательства» 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнил: студент

                      гр. РЗК-3

                      Шакиров Б.И.

                      Проверила:

                      Ураксеева Д.М.                                                                                
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Уфа-2011

 

Содержание 
 

  1. Введение…………………………………………………………….......2
  2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства……….6
  3. Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации…………...16
  4. Список литературы……………………………………………………23

 

     Введение. 

           Мировой опыт государственного регулирования экономики свидетельствует  о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения  между различными группами компаний примерно с 70-х годов прослеживается тенденция к смене лидерства  в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое  все больше переходит от крупных  фирм к малому бизнесу. Объясняется  это, в первую очередь, принципиальными  изменениями в характере современного научно-технического прогресса. « В  переходных обществах, а именно к  ним по состоянию экономики и  социума принадлежат постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, трансформация  хозяйственного механизма во многом…  зависит от способности и желания  укреплять малое  предпринимательство. Отказ от системы тоталитарного  государственного монополизма требует  рассредоточения производства и  формирования новых агентов рынка.» *

      В отличие от крупного, малое предпринимательство  в большинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует  больших первоначальных вложений капитала. Малое предпринимательство оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий. Малое предпринимательство создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий). Помимо невысокой капиталоемкости важным преимуществом малых хозяйственных форм являются  короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего по сравнению с крупными объектами.

      Какие предприятия считать представляющими  малый бизнес? Ответ на этот вопрос определяется двумя критериями: численностью занятых и величиной оборота капитала; при этом, как правило, учитывается отраслевая специфика. Что касается первого из указанных критериев, то в мировой практике все предприятия, на которых работает менее 500 человек, принято относить к малому и среднему бизнесу. В выделении из данной группы собственно малого бизнеса есть значительные различия.

      В Великобритании, например, к  малым  относятся  предприятия и фирмы  с числом занятых до 200 человек  в промышленности и до 25 - в строительстве. Во Франции к малым относятся  предприятия и фирмы с количеством  занятых от 10 до 50 человек, к ремесленным - с числом работающих до 10 человек. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 человек, к средним до 200.

      В Японии, в соответствии с основным законом о средних и малых  предприятиях от 20 июля 1963 г., к средним  и мелким предприятиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве  относятся предприятия с уставным капиталом до 0,1 млрд. иен (около 700 тыс. долл.) и числом работающих до 300 человек. В оптовой торговле, соответственно, - до 0,3 млрд. иен и до 100 работающих. В розничной торговле и в сфере услуг 0,01 млрд. иен и 50 работающих.

      В Германии малое предприятие - это  такое, где не только до 49 занятых, но и менее 2 млн. марок годового оборота  реализации. Другое дело - сфера услуг  и транспорт, Здесь в соответствии с отраслевой дифференциацией, малым  признается предприятие не более  чем с двумя занятыми при объеме реализации до 100 тыс. марок.

      В России малое предпринимательство  определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принадлежности. Согласно действующему законодательству, к малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия, у которых показатели средней численности работающих не превышали определенного уровня: в промышленности и строительстве - до 200 человек, науке и научном обслуживании - до 100 , в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек.

      Согласно  вступившему в силу 14 июня 1995 года Закону РФ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в России", под субъектами малого предпринимательства понимаются предприятия  любой организационно-правовой формы, у которых среднесписочная численность  работников не превышает следующие  предельные уровни:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек
  • в сельском хозяйстве - 60
  • оптовой торговле - 50
  • научно-технической сфере - 60
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30
  • в остальных отраслях и других видах деятельности до 50 человек.

     "...Предприятия  численностью от 100 до 200 человек,  работающие в сфере производства, и строившие свою стратегию,  исходя из предоставляемых малым  предприятиям льгот (и не только  налоговых), в одночасье были их  лишены. Теперь, наравне с крупными, они должны делать авансовые платежи по налогам, содержать большой штат бухгалтерии. Для сравнения: в США ... мельчайшие [предприятия] - от 1 до 19 человек; малые - от 20 до 99, средние - от 100 до 1500. В Германии средняя численность персонала малых предприятий составляет 250 человек..."

      Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям 

того  вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли.

           Однако небольшой  численный состав и юридическая  самостоятельность - не самые главные  черты малого предприятия. Наиболее существенными характеристиками таких  предприятий являются высокая финансово-хозяйственная  независимость, упрощенная организационная  структура и способность к  быстрой перестройке своих хозяйственных  подразделений. Сущность и отличительная  особенность малого предпринимательства  состоит в достижении эффекта  особого рода, в получении такого результата и таким образом, которых  нельзя достичь на основе других форм организации производства. Именно в  силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной  рыночной самореализации, малое предпринимательство  утверждается не столько как количественный, сколько как качественно определенный вид предпринимательской деятельности.

      Не  случайно в США, к примеру, на долю малых и средних предприятий  приходится половина всей выпускаемой  продукции, а 9 из каждых 10 новых технологических  идей рождаются в малых фирмах. 

 

. Зарубежный опыт  поддержки малого  предпринимательства 

      В системе малого бизнеса занимает прочное место и играет весьма важную роль та его часть, что посвящает  свою деятельность инновационному процессу. От нее в большой степени зависят  интенсивный экономический рост страны и повышение конкурентоспособности ее народного хозяйства. Малый инновационный бизнес имеет ряд отличительных особенностей, среди них - его, как правило, межотраслевой характер, т.е. он обычно не замыкается в каких-то узкоотраслевых пределах. Объект такого бизнеса - все движение научной идеи, от ее выдвижения учеными до состоявшегося практического воплощения в требующихся масштабах.

      Традиционно инновационный цикл принято связывать  со сферой материального производства. Ее базовое значение несомненно. Но тем не менее нововведения возникают и воплощаются не только в ней. Они, проходя в принципе тот же инновационный цикл, существуют и в непроизводственной сфере: в медицине, образовании и ряде других отраслей, не производящих материальный продукт. Таким образом, инновационной является всякая деятельность, охватывающая исследования, разработку и внедрение нововведений независимо от того, каково их отраслевое предназначение.

      Было  бы ошибкой целиком связывать  эту деятельность лишь с малым  бизнесом. У крупных фирм больше финансовых возможностей для проведения фундаментальных исследований и  НИОКР. Вместе с тем они обычно отягощены тяжеловесной и сложной  управленческой

пирамидой менее подвижны и гибки в реакции  на запросы рынка. Этот недостаток не свойствен более мелким фирмам, которые быстрее внедряют результаты НИОКР в производственный процесс, более эффективно и экономно используют ресурсы, хотя сравнительная ограниченность последних не позволяет малого бизнесу браться за осуществление крупномасштабных проектов. По данным обследований, проведенных национальным научным фондом США, малый бизнес в расчете на одного занятого производит в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы (в промышленности США на долю малого бизнеса приходится 50% крупных изобретений). Малые инновационные предприятия в относительном выражении вкладывают в НИОКР больше средств, чем крупные. Завершающий - внедренческий - процесс на малых предприятиях (фирмах) протекает в среднем на год быстрее, чем на крупных.

      Существует  сильная зависимость (экономическая, политическая, научно-техническая и  др.) малого инновационного бизнеса  от внешних факторов. В определенной степени она преодолевается с  помощью системы, в которой малые  предприятия становятся субподрядчиками  федерального правительства и тех или иных министерств и ведомств. Государственные заказы, осуществляющиеся на конкурсной основе, позволяют привлечь к реализации перспективных научно-технических программ и проектов тысячи инновационных фирм, включая и малые, тем более, что последним часто отдается приоритет.

      Важнейшим элементом государственной поддержки, позволяющим снизить идущие от внешней  среды   риски, является создание инфраструктуры, которая обеспечивает успешное продвижение инноваций  по всем стадиям инновационного цикла.

      Такая инфраструктура охватывает:

  • информационно-консалтинговые центры
  • маркетинговые центры
  • предоставляемые помещения, оборудование, транспортные средства, организацию дешевых бухгалтерского учета и делопроизводства
  • выделение льготных кредитов и страхование риска
  • и прочие услуги подобного характера.

      Указанные элементы необходимой инфраструктуры малого инновационного бизнеса в  рыночной экономике образуются как 

централизованно, путем государственной поддержки, так и 

децентрализованно, на основе содействия со стороны негосударственных коммерческих структур. Зарубежный опыт показывает, что особенно эффективно сочетание обоих этих направлений.

      Институциональная поддержка малого инновационного бизнеса  за рубежом весьма солидна. В частности  в США ею заняты администрация  по делам малого бизнеса, национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства (министерство энергетики, министерство сельского хозяйства  и др.). Во Франции ту же работу ведут  министерство экономики, национальное агентство по внедрению результатов  исследований, научно-технический фонд. В Германии - министерство экономики, министерство научных исследований и технологий, федерация промышленных исследовательских ассоциаций, патентный  центр. В Японии - корпорация финансирования мелкого бизнеса, народная финансовая компания, центр рискового предпринимательства. Все эти организации вместе с  центральными и коммерческими банками, страховыми фондами создают необходимую  институциональную основу для эффективной  реализации национальных программ поддержки  малого бизнеса. Что касается малого инновационного бизнеса, то он, наряду с указанными общими для всего  малого предпринимательства каналами, использует специфические стимулы, рассчитанные на государственное содействие инновационной деятельности в целом  независимо от того, каковы размеры  ведущих ее фирм. Таким образом, малый  инновационный бизнес за рубежом  получает удвоенную, особо предпочтительную поддержку.

Информация о работе Программа развития малого предпринимательства