Профсоюзное движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрен вопрос о защите интересов работников в социально-трудовой сфере, который был актуален во все времена, так как целью предприятий всегда являлось получение собственной выгоды и экономии, а не предоставление благ своим рабочим и принятия во внимание их интересов. Целью курсовой работы является объяснение механизмов функционирования профсоюзов в России. Предметом исследования станет взаимодействие профсоюзов с администрацией и государством, а объектом исследования – профсоюз.

Содержание

Введение
1. Профсоюзные организации как неотъемлемый участник социально-трудовых отношений
2.Взаимодействие Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей с ОАО ”РЖД”
3.Эффетивность работы профсоюзов и возможные стратегические направления
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика и социология труда (2).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

1)     право на представительство и защиту социально-трудовых прав и  интересов работников (закреплено в ст. 29 Трудового кодекса РФ и Законом  «О коллективных договорах и соглашениях», в частности, ст.11 Закона закрепила более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его представлять их интересы).

В названном Законе говорится о том, что законодательные и иные правовые акты в области труда должны приниматься с учетом мнения  соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные, так и коллективные права работников.

Сейчас благодаря профсоюзам в государственной Думе  не прошел ни один из проектов Трудового кодекса. Право профсоюза на содействие занятости.

2)     Привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

3)     Право профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений коллективных договоров и контроль за их выполнением (представительство осуществляется с учетом количества объединяемых ими членов; профсоюзы могут осуществлять профсоюзный контроль за осуществлением коллективных договоров и соглашений);

4)право на участие в урегулировании коллективных и индивидуальных трудовых споров  (организация и проведение забастовок, собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.д.);

5)право на информацию по социально-трудовым вопросам (от работодателей и их объединений, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления);

6)право на участие в подготовке и повышении квалификации профессиональных кадров (право создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку кадров, финансирование деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений за счет средств соответствующих бюджетов);

7)право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (до недавнего времени в ведении профсоюзов состояли правовая и технические инспекции труда, которые были наделены соответствующими функциями, в том числе правом выдавать обязательные для исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции переданы Минтруду РФ);

8)право на социальную защиту работников в области страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения  жилищных условий и других видов социальной защиты (участвуют  в формировании социальных программ, разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций);

9)право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров  (в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы в праве по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры; для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создать юридические службы и консультации);

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Социальные профсоюзы и другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики[6].

Как показывает практика, система социально-трудовой защиты в нашей стране находится пока в зачаточном состоянии. В период длительного и болезненного становления новой системы трудовых отношений работники большинства предприятий страны оказались совершенно незащищенными. Это подтверждают данные социологического обследования, проведенного Центром исследований рынка труда Института экономики РАИ в 2007 году.

В ходе обследования работниками 246 предприятий пяти регионов России был задан вопрос о том, кто их защищает. Более 13 процентов опрошенных ответили, что никто, а 16 - что защищают сами себя. Таким образом, свыше четверти работников не рассчитывают на чью-либо защиту, а вынуждены сами искать пути для разрешения возникающих проблем и конфликтов.

Опыт стран с развитой социально-ориентированной рыночной экономикой показывает, что для успешной социальной защиты трудящихся в сфере трудовых отношений становление многостороннего сотрудничества между работодателями и наемными работниками. Для этого нужно, чтобы социально-трудовые вопросы на предприятиях решали равноправные и полномочные представители интересов как работников, так и работодателей.

Наряду с другими общественными организациями профсоюзы в нашей стране претендуют на то, чтобы быть выразителями и защитниками интересов наемных работников. Однако, судя по результатам обследования, сами работники не часто находят защиту от произвола администрации в лице этих профсоюзов. Только 13 процентов опрошенных указали, что их защищает профсоюз. Большинство же (а именно 41 процент) работников надеются на защиту со стороны директоров или администрации предприятия.

Казалось бы, ситуация должна развиваться в противоположном направлении, ведь обычно работодатель заинтересован не в защите, а в ущемлении прав наемных работников - он сокращает их, задерживает выдачу зарплаты, порой и уменьшая ее, не представляет положенных льгот и т.д. А работники по-прежнему ищут у него защиты! Что касается профессиональных союзов, которые для того и созданы, чтобы помогать трудящимся в кризисных ситуациях, то в данной роли они редко выступают, а чаще всего лидеры профсоюзов вступают в сговор с руководителями предприятий.

С одной стороны, такое распределение ответов означает, что профсоюзы осознают свое незначительное влияние на предприятиях, что они не обладают должным авторитетом. В данном случае понятно, почему почти половина опрошенных работников надеется на защиту руководителя и администрации предприятия, поскольку за ними остается приоритет в принятии окончательных решений в трудовых спорах.

С другой стороны, ответы профлидеров говорят как о пассивности и нежелании профсоюзов выступать на стороне работников против администрации, так и о стремлении переложить защитные функции на работодателей, имеющих интересы, противоположные интересам работников. Неудивительным в этой связи выглядит и то, что часть председателей профорганизаций считает, будто работники сами себя защищают, видимо, полагая, что в иной форме поддержки они не нуждаются.

Работники по-прежнему видят в профсоюзах распределителя социальных благ. Наиболее частым поводом обращения туда является приобретение льготных путевок. На втором месте по количеству ответов просьбы по поводу распределения различного рода благ, затем увеличения заработной платы. Обращение за помощью при решении трудовых споров стоит далеко не на первом месте [7].

По-прежнему на промышленных предприятиях, в учреждениях здравоохранения, образования и науки профсоюзы активно обсуждают с администрацией вопросы производительности труда. И если в промышленности это отчасти объяснимо, то непонятно влияние профсоюзов на производительность труда в бюджетной сфере, где даже определение ее, как известно, проблематично. Неудивительным поэтому выглядит тот факт, что защищенность работников бюджетной сферы является одной из самых низких в хозяйственной сфере. Видимо, значительно проще принимать участие в производственных обсуждениях, не неся при этом никакой ответственности.

Как показало обследование, в настоящее время ни традиционные, ни вновь образованные профсоюзы не обладают достаточной силой, чтобы защитить работников от обнищания и правового произвола. Вновь созданные профсоюзные группы обычно состоят из нескольких человек, которые зависят от произвола хозяина “работодателя” и боятся потерять работу.

Профсоюзные комитеты добиваются некоторых уступок со стороны администраций предприятий для своих членов, но разрозненный характер протестов не оказывает заметного влияния на общее положение наемных работников в России.

Да и, вообще, о каком равноправии социальных партнеров может идти речь, если руководители предприятий лишь в 8,5 процента считают, что профсоюз защищает их работников. Это вновь подтверждает тот факт, что руководство предприятий не видит в профсоюзах реальной силы, способной им противостоять. Директор на предприятии работодатель, и защитник интересов наемных работников одновременно. У многих работников возникает страх потерять работу, этот страх не позволяет многим работникам активно сопротивляться произволу администрации и заставляет соглашаться с нарушениями их трудовых прав, которые проявляются и в задержках заработной платы, и в ее уменьшении, и в ухудшении условий труда.

Участвуя в установлении условий труда и в управлении производством, профсоюзы в лице профкомов организаций выполняют двуединую задачу:

во-первых, представляют права и интересы коллектива по вопросам  организации и применения  труда  и,

во-вторых, способствуют непосредственному вовлечению работников в управленческую деятельность.

Кроме того, профсоюзы выполняют свою главную защитную функцию, осуществляя надзор и общественный контроль за охраной труда и соблюдением трудового законодательства [8].

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус определен законодательством, которое устанавливает общую дееспособность профсоюзов, основные права и обязанности, а также гарантии их осуществления (глава ХУ КЗоТ РФ).

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции ста­новится организация правового социального партнерства - цивилизо­ванной формы взаимоотношений между профсоюзами, (работодателями) и правительственными (государственными) структурами [9]. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними.

Принцип активного участия работников в установлении условий труда – результат развития производственной демократии и наглядное проявление начал социального партнерства. Формирование надлежащих условий труда высокого уровня оформляется обычно в виде локальной нормотворческой деятельности, осуществляемой работодателем, трудовым коллективом при активном участии профсоюзов.

Статья 29 Трудового кодекса РФ закрепила общее право профсоюзов пред­ставлять интересы трудящихся и определила области его применения –  производство, труд, быт и культуру.

Из выше сказанного следует, необходимо иметь в виду, что представительство интересов наем­ных рабочих и служащих в названных выше областях общественной жизни является одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое представительство основано на законе (ст. 29 Трудового кодекса РФ), профсоюзные органы, выступая в роли представите­лей коллективов работников, действуют без какой бы то ни было дове­ренности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуаль­ное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников-членов профессионального союза.

 

 

 

2. Структура Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Взаимодействие РосПрофЖел с ОАО ”РЖД”

 

Основные задачи деятельности Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей определяют приоритетные направления по представительству и защите профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза - работников железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов, ведомственной охраны, промышленного железнодорожного транспорта, учебных заведений, учреждений здравоохранения, а также учащейся молодежи и пенсионеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Рисунок 1. Структура членства РосПрофЖел на 2009 год

 

В структуру Профсоюза входят 5250 первичных, 96 объединенных первичных, 85 территориальных, 18 дорожных территориальных организаций профсоюза, объединяющих членов профсоюза работников железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов, ведомственной охраны, межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, студентов и учащихся железнодорожных ВУЗов, средних специальных учебных заведений.

Основной процент членства Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей составляют сотрудники ОАО «РЖД», именно поэтому я решила рассмотреть взаимоотношения железной дороги и профсоюза, которые начались задолго до появления официальных названий и логотипов, под своей работой они имеют 100 летнюю историю.

Информация о работе Профсоюзное движение в России