Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение исследования регулирования и планирования средств на оплату труда персонала по предприятию, а также рассмотреть проблемы в области планирования оплаты труда.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи: Во-первых, необходимо рассмотреть структуру фонда заработной платы, детальное планирование фонда заработной платы. Определить основную и дополнительную заработную плату. Необходимо уделить внимание укрупненным методам планирования заработной платы.
стр.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I
Планирование и регулирования средств на оплату труда
персонала по предприятию
1.1. Структура фонда заработной платы …………………………………….. 5
1.2. Детальное планирование фонда заработной платы ……………………. 7
1.3. Укрупненные методы планирования заработной платы ………………. 12
1.4. Регулирование средств на заработную плату между
подразделениями предприятия ………………………………………….. 15
Глава II
Проблемы в области планирования оплаты труда
2.1. Методы планирования средств на оплату труда ……………………….. 17
2.2. Издержки на рабочую силу, затраты на оплату труда и
производительность ……………………………………………………… 19
2.3. Оплата труда и материальное положение работников ………………… 22
Практическая часть ………………………………………………………… 25
Заключение …………………………………………………………………... 29
Список литературы ……………
-выплаты за обучение учеников индивидуальным или бригадным методам без отрыва от производства;
-доплаты за совмещение функций и профессий;
-индивидуальные надбавки за профессиональное мастерство;
-прочие выплаты, связанные со временем выполнения трудовых функций в течение всего рабочего дня.
Плановый фонд дневной заработной платы включает весь фонд часовой заработной платы и ряд доплат за те часы, которые в течение рабочих дней не отрабатываются, но за которые по трудовому законодательству за работниками сохраняется ставка, или средний заработок. Такие доплаты относительно не велики. К ним относятся:
- плановые доплаты рабочим-подросткам до 18 лет в связи с сокращением продолжительности рабочей смены на один час;
- сохранение заработка работницам – кормящим матерям за время перерывов для кормления грудных детей или за сокращение рабочего дня;
- сохранение заработка за часы выполнения государственных и общественных обязанностей в течение рабочего дня.
Плановый фонд годовой заработной платы рабочих состоит из фонда дневной заработной платы и планируемых доплат за дни, фактически не отрабатываемые, но за которые рабочим сохраняется или средний заработок, или дневная тарифная ставка. В эти доплаты входят:
- сохранение среднего заработка за время очередных и дополнительных отпусков (средний заработок рассчитывается исходя из фонда дневной заработной платы, деленного на количество рабочих дней в году);
- сохранение среднего заработка за время выполнения государственных и общественных обязанностей в течение рабочих дней;
- оплата отпусков женщин в связи с беременностью и родами;
- выплаты единовременного годового вознаграждения за непрерывный стаж работы (например, на подземных горных работах);
- выплаты по районным коэффициентам в отдаленных и северных местностях и надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- прочие выплаты из фонда заработной платы за рабочие дни, фактически не отработанные, но за которые по законодательству предусмотрены выплаты среднего или тарифного заработка;
- доплаты разницы между пособиями по социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и средним заработком, если такие доплаты в отдельных случаях предусмотрены законодательством или коллективным договором.
В результате детальных расчетов прямой заработной платы и всех перечисленных выше планируемых доплат, входящих в фонды часовой, дневной и годовой заработной платы, формируется полный годовой фонд заработной платы рабочих. Средняя плановая заработная плата одного рабочего определяется делением полученного планового фонда на плановую численность рабочих.
Плановая численность и фонд заработной платы руководящих работников, служащих, младшего обслуживающего персонала и сотрудников вневедомственной охраны рассчитывается исходя из оптимальной численности этих категорий и должностных окладов, предусмотренных контрактами, индивидуальными или коллективными договорами. Если работникам сверх должностных окладов положены дополнительно какие-либо плановые выплаты, относящиеся к фонду заработной платы (например, надбавки за выслугу лет, районные коэффициенты или надбавки за работу в отдаленных и северных местностях), то они включаются в плановый фонд заработной платы каждой категории работников. Расчет выполняется на 12 месяцев работы. Резерв на отпуска не создается, поскольку за время отпуска выплачиваются только должностной оклад и постоянные, относящиеся к фонду оплаты труда, надбавки. Премии этим категориям работников, как правило, выплачиваются из фонда материального поощрения, поэтому в составе фонда заработной платы они не планируются.
Общий
годовой фонд заработной платы промышленно-
Поскольку планирование осуществляется до окончания текущего года, то рассчитывается ожидаемое выполнение плана и по фонду, и по средней заработной плате. Для этого за отработанное время учитываются отчетные данные об израсходованном фонде заработной платы и среднесписочной численности промышленно-производственного персонала, а за оставшиеся до конца года месяцы – соответствующие плановые показатели. Если выявляется устойчивая тенденция перевыполнения или невыполнения плана, то плановые показатели за оставшиеся до конца года месяца корректируются на соответствующие индексы отклонения плана. Учитывается и ожидаемый индекс инфляции.
После того, как определены плановая средняя заработная плата и индекс ее роста по отношению к базовому году, исчисляется рост производительности труда, предусмотренный в плане. Укрупнено - это показатель рассчитывается как отношение индекса увеличения объема производства к численности. При детальных расчетах изменения производительности труда определяются по факторам, по показателям высвобождения рабочей силы по формуле (в %).
Пт = Эч х 100
Чисх - Эч
где
Пт - процент повышения производительности труда;
Эч - экономия (относительное высвобождение) численности, чел.;
Чисх - исходная численность, т.е. численность, необходимая для выполнения планового объема продукции или работ при базовой выработке на одного работающего.
Например, если численность базового года - 1200 чел., рост объема производства - 6%, то исходная численность будет 1272 чел. При относительном высвобождении численности, составившем, допустим, 55 чел., рост производительности труда будет 4,5% (55 х 100 / (1272 – 55)).
При расчете производительности труда по факторам можно достаточно точно определить рост средней заработной платы. В данном случае принимается во внимание то, что далеко не все факторы роста производительности труда вызывают соответствующий рост средней заработной платы. Так, при внедрении новой техники или освоении новой технологии производительность труда, как правило, существенно повышается, а средняя заработная плата либо совсем не изменяется, либо возрастает незначительно. Точно так же практически не влияют на уровень средней заработной платы изменения в уровне поставок по кооперации и изменения природных условий в добывающих отраслях промышленности.
При
детализации плановых показателей
рассчитывается не только среднегодовая,
но и среднедневная и
Среднечасовая заработная плата рассчитывается путем деления чaсoвого фонда заработной платы на общее плановое число часов, подлежащих отработке в плановом году всеми рабочими. В этот показатель не входят различные дoплaты за нерабочие часы внутри рабочего дня.
Сравнение динамики среднечасовой, среднедневной и среднегодовой заработной платы используется при анализе расходования фонда заработной платы.
На практике плановые фонды заработной платы детально рассчитываются по первичным подразделениям предприятия - цехам, участкам, переделам и т.п., затем сводятся в oбщий план по предприятию. Целесообразно избрать наиболее простой и достоверный вариант расчетов в зависимости от специфики каждого производственного пoдpаздeлeния. После определения тем или иным способом фонда прямой заработной платы рассчитываются все многочисленные доплаты, входящие в часовые, дневные и годовые фонды.
Как видно, что такие методики расчетов довольно трудоемки. В условиях перехода к рыночной экономике и существующей инфляции даже самые точные, детальные расчеты, сделанные задолго до начала планового периода, могут не в полной мере соответствовать изменившейся экономической обстановке. Поэтому наряду с «классическими» детальными расчетами на практике нередко применяются расчеты укрупненные, менее точные, но и значительно менее трудоемкие.
На стабильно работающих предприятиях, где существенно не меняются производственные и экономические показатели, плановый фонд заработной платы может исчисляться исходя из прямой заработной платы, рассчитанной по расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, которая в условиях инфляции корректируется на ожидаемый инфляционный индекс. Все прочие элементы планового фонда, входящие, как показано выше, в состав часового, дневного и годового фондов, объединяются в так называемый коэффициент дополнительной заработной платы, показывающий, во сколько раз полный годовой фонд заработной платы больше фонда прямой заработной платы. Этот коэффициент может быть рассчитан по отчету.
В случаях, когда на предприятии существенно изменяются объемы производства и производительность труда, а в связи с этим изменяется и численность работников, плановый фонд заработной платы может быть приблизительно рассчитан исходя из отчетного фонда, скорректированного на показатели изменения численности и средней заработной платы или изменения объемов производства, производительности труда и средней заработной платы, по одной из формул:
Фпл = Фoтч х Iчисл х Iср.з.п.
или
Фпл = Фoтч х Iоп хIпт х Iср.з.п.
где:
Фпл - плановый фонд заработной платы, тыс. руб.;
Фoтч - фонд заработной платы отчетного года, тыс. руб.;
Iчисл - индекс изменения численности работников;
Iср.з.п. - индекс изменения средней заработной платы;
Iоп - индекс объема производства;
Iпт - индекс производительности труда.
Пример. Ожидаемый фонд заработной плaты отчетного года 3 105 000 руб., индекс численности - 1,019; индекс средней заработной платы - 1,13; индекс объема производства - 1,06; производительности труда - 1,04. Рассчитаем укрупненным методом плановый фонд заработной платы:
(1) Фпл = 3 105 000 руб. х 1,019 х 1,13 = 3 575 314,3 руб.;
(2) Фпл = 3 105000 руб. х 1,06 х1,04 х 1,13 = 3 575 314,3 руб.
Для получения достоверного результата расчетов необходимо, во-первых, при расчете изменения объемов производства и производительности труда использовать сопоставимые цены (напpимер, цены базового года), а во-вторых, возможно более точно определять рост заработной платы.
Одним из распространенных укрупненных методов планирования фонда заработной платы является нормативный метод. Он состоит в том, что по базовым показателям, а на новых предприятиях или при существенных изменениях ассортимента продукции - расчетным путем, определяется норматив заработной платы на единицу, или на 1 тыс. руб. продукции.
При
расчете по базовым исходным данным
фактический расход заработной платы
корректируется на плановое отношение
индекса роста средней
Пример. В базовом году ожидаемый расход заработной платы на 1 тыс. руб. продукции составляет 275 руб., объем производства возрастает на 6%, численность - на 1,9%. Исходя из этих данных рост производительности труда достигнет 4% (1,061/1,019), а норматив заработной платы при росте средней заработной платы на 13% (с учетом инфляции) - 299 руб. на 1 тыс. руб. продукции (275х1,131/1,04). При объеме производства 11 975572 руб. плановый фонд заработной платы составит 3 575 314 руб. (11 957 572 х 0,299).
Информация о работе Проблемы в области планирования оплаты труда