Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 05:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое, методическое и практическое обоснование методов и путей совершенствования ценообразования в СПК «Октябрьский».
Для достижения цели поставлен ряд задач:
1) рассмотреть сущность и виды цен в современной экономике;
2) определить основные методы ценообразования в условиях рынка;
3) выделить основные направления совершенствования цен и ценообразования;
4) определить и обосновать варианты цен на продукцию СПК «Октябрьский».
1 Роль цен, их виды и функции в рыночной экономике
1.1 Сущность цен, их виды и функции в рыночной экономике
1.2 Методы ценообразования
1.3 Направления совершенствования цен и ценообразования
2 Анализ цен и ценовой политики предприятия
2.1 Организационно-экономическая и правовая основа функционирования СПК «Октябрьский»
2.2 Характеристика используемых методов ценообразования в СПК «Октябрьский»
2.3 Анализ уровня и структуры цен по основным видам продукции
3 Проблемы совершенствования ценообразования
4)
скользящие, устанавливаемые на
изделия с длительным сроком
изготовления. Эти цены позволяют
учитывать изменения в
Помимо представленных выше цен, в экономике действует множество других видов цен, образующих систему, которая находится в постоянном развитии, гибка и динамична, что обусловлено постоянно изменяющимися условиями производства и сбыта продукции, товаров. Цены, составляющие систему, тесно взаимосвязаны и взаимозависмы.
Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.
1.2 Методы ценообразования
В практике рыночного ценообразования используется множество методов формирования цены, основные из которых представлены в таблице 1.
Цена,
рассчитанная каким-либо методом, представляет
собой предварительную
Таблица 1
Методы ценообразования
1.
Методы, ориентированные
на затраты |
1. Метод
полных издержек (фактических и
стандартных) 2. Метод предельных издержек (фактических или стандартных) 3. Метод дохода с оборота 4. Метод рентабельности инвестиций 5. Метод
анализа безубыточности и целевой прибыли |
2.
Методы, ориентированные
на спрос потребителей |
Метод потребительской оценки |
3. Параметрические методы | 1. Метод
сравнения удельных показателей
2. Метод
балльных параметрических 3. Метод
корреляционно-регрессионного 4. Агрегатный метод |
4.
Методы, ориентированные
на конкурентное окружение |
1. Метод
текущих цен
2. Метод
следования за лидером 3. Тендерный метод |
Политика цен, ориентированная на затраты, исходит из принципа покрытия всех или, по крайней мере, значительной части затрат. Необходимая информация берется из данных производственного учета (расчета себестоимости). Чисто затратно ориентированное ценообразование не проблематично лишь в случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или организационными недостатками, такой способ определения цен опасен самоудалением с рынка. Цены, основанные на себестоимости, ведут в этом случае к закреплению сложившихся отсталых структур затрат. Напротив, такая форма ценообразования возможна там, где господствует экстремальная конкуренция в области затрат и рационализации и одновременно существует согласие по поводу прибыли, которую должен получить каждый экономический субъект.
Определение цены, ориентированной на потребителя. Основным критерием при назначении цены является интегральная полезность товара, то есть комплекс его полезных свойств. Предполагается, что эта полезность побуждает потребителя приобрести товар по установленной цене. При высоком спросе цена, как правило, повышается, при низком — понижается.
Основу параметрических методов обоснования затрат и цен составляют количественные зависимости между затратами или ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Параметрический ряд — это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств. Параметрические методы используются при определении цен в мировой торговле, где конкурентоспособность продукции, ее качество являются важнейшим ценообразующим фактором и где использование дополнительно параметрического подхода позволяет фирмам «вписывать» свои изделия во внешний рынок. Параметрические методы — это также средство прогноза затрат и цен.
Таким образом, параметрические методы могут использоваться для:
• обоснования цены на новую модификацию, которая включается в параметрический ряд производимых фирмой товаров;
• обоснования поправок к ценам, с учетом цен и качества товаров конкурентов.
Определение цены, ориентированной на конкуренцию. Конкуренция, сложившаяся на рынке, оказывает значительное влияние на установление конечной цены. Производитель не должен устанавливать более высокую по сравнению с конкурентами цену, если не может доказать превосходство своего товара. Если же он выводит на рынок товар-аналог, не имеющий значительных отличий от уже имеющихся, то цена должна быть установлена на сложившемся уровне.
Таким образом, выбор конкретной методики зависит от того, какие цели предприятие поставило перед собой, каковы ситуация на рынке и потребительские характеристики производимых и реализуемых товаров. Каждый из методов ценообразования имеет свои преимущества и недостатки и по - разному влияет на уровень цены
1.3 Направления совершенствования цен и ценообразования
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России, начиная с 1992г.
Вместо поставленных целей ускорения темпов экономического и социального развития, роста интенсивности производства и на этой основе повышения конкурентоспособности продукции было получено снижение примерно в 2 раза объемов производства, падение уровня его интенсивности и резкое ухудшение качества жизни для большинства граждан страны. В связи с этим освоение механизма изменения и регулирования цен в новых условиях имеет для страны жизненно важное значение.
Сложность заключается в том, что в нашей стране мировой опыт в области ценообразования плохо освоен и применяется недостаточно квалифицированно. Кроме того, экономика постсоциалистической России представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов в других странах, прошедших длительный эволюционный путь развития рыночного хозяйства. Все это требует более глубокого изучения и развития теории цен, их воздействия на процесс развития производства и, в частности, его интенсификацию, разработки конкретных мер по совершенствованию ценообразования в сложившихся в России условиях.
Опыт регулирования цен показывает, что для преодоления кризиса и роста цен необходимо последовательно осуществлять по крайней мере следующие действия.
Создавать рыночные структуры в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. Это предполагает принятие комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на развитие предпринимательства. Сюда можно отнести поощрение малого бизнеса, стимулирование диверсификации производства и продаж, систематический кон-троль за состоянием рынка и импортом товаров.
Постоянно контролировать уровень инфляции, принимать меры по ее ограничению, не допускать резкого роста цен, особенно неуправляемой инфляции. Данная политика оказывает положительное влияние как на предприятия, так и на население, создавая благоприятный психологический климат. Особенно важно сдерживать инфляцию в таких отраслях, как электроэнергетика, нефтяная, газовая, а также в сфере перевозок. Именно из этих базовых отраслей идет в России импульс инфляции, распространяющийся на все другие отрасли, которые потребляют их продукцию и пользуются услугами.
Создавать
условия для
На уровне страны должны быть разработаны основы ценовой политики государства, закрепленные законодательно. Создать действенный механизм контроля за соблюдением цен, особая роль при этом должна принадлежать антимонопольному законодательству, т.к. только государство в состоянии защитить конкуренцию.
Основные формулы, используемые для характеристики предприятия.
1.Коэффициент специализации
Ут – удельный вес продукции каждой отрасли в структуре товарной продукции;
J – порядковый номер вида товарной продукции по занимаемому ею удельному весу, начиная с наивысшего.
2. Коэффициент прироста основных средств
Оск – стоимость основных средств на конец года;
Осн – стоимость основных средств на начало года.
3.Коэффициент обновления
Осв – стоимость введенных основных средств
4.Коэффициент выбытия основных средств
Оаб – стоимость выбытия основных средств
5.Коэффициент износа основных средств
А- амортизация основных средств за год;
Ос – стоимость основных средств
6.Фондоотдача
Вп – стоимость произведенной за год продукции;
Сф – среднегодовая стоимость основных средств.
7.Фондоемкость
8. Фондовооруженность
Чср – среднесписочное количество рабочих.
9.Коэффициент
оборачиваемости оборотных
Ср – стоимость реализованной продукции;
Сс – среднегодовая стоимость оборотных средств
10. Время обращения
11.Коэффициент закрепления оборотных средств
12. Уровень использования рабочего времени
Тф – количество отработанных человеко-часов;
Тпв
– плановый фонд рабочего времени, час.
2 АНАЛИЗ ЦЕН И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик.
Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику установления исходной цены на свою продукцию. Отсутствие четко определенной ценовой политики вызывает неопределенность в принятии решений в этой области различными службами предприятия, может привести к несогласованности этих решений. В результате позиции предприятия на рынке становятся слабыми, предприятие несет потери в выручке и прибыли.
2.1 Организационно-экономическая и правовая основа функционирования СПК «Октябрьский».
СПК «Октябрьский» располагается в селе Васильевка Белогорского района. Район расположен на западе Зейско-Бурейской равнины, граничит на севере с Серышевским, на востоке и юго-востоке — с Ромненским, на юге — с Ивановским, на западе, по реке Зее — с Благовещенским районами. С запада на восток расположена широкая выровненная пойма реки Зеи, слабоволнистая террасовая равнина и крупнохолмистая аккумулятивная озёрно-аллювиальная равнина; реки — Зея на западе и её левые притоки: Томь на севере и Белая на юге. В селе преобладают лугово-черноземовидные и буро-подзолистые почвы.
Климат в данном районе умеренно-теплый, влажный. Продолжительность периода со среднесуточной температурой свыше + 10° по Цельсию составляет 115-130 дней. Сумма тепла за вегетационный период в год 1800°-2300°. Характерно резкое колебание дневных и ночных температур. Зимой выпадает мало осадков, весна – сухая, холодная, лето – влажное, теплое. Средняя температура января –28°, июля – +20°. Годовое количество осадков в среднем составляет 500-600 мм, из них около 60 % приходится на летний период.
Информация о работе Проблема ценообразования в условиях развития рыночных отношений