Проблема ценообразования в условиях развития рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 05:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретическое, методическое и практическое обоснование методов и путей совершенствования ценообразования в СПК «Октябрьский».

Для достижения цели поставлен ряд задач:

1) рассмотреть сущность и виды цен в современной экономике;

2) определить основные методы ценообразования в условиях рынка;

3) выделить основные направления совершенствования цен и ценообразования;

4) определить и обосновать варианты цен на продукцию СПК «Октябрьский».

Содержание

1 Роль цен, их виды и функции в рыночной экономике

1.1 Сущность цен, их виды и функции в рыночной экономике

1.2 Методы ценообразования

1.3 Направления совершенствования цен и ценообразования

2 Анализ цен и ценовой политики предприятия

2.1 Организационно-экономическая и правовая основа функционирования СПК «Октябрьский»

2.2 Характеристика используемых методов ценообразования в СПК «Октябрьский»

2.3 Анализ уровня и структуры цен по основным видам продукции

3 Проблемы совершенствования ценообразования

Работа содержит 1 файл

курсовая по ЭП.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГОУ  ВПО Дальневосточный государственный  аграрный университет 
 

Институт  повышения квалификации 

Кафедра Экономики 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономика организаций»

по теме: «Проблема ценообразования в  условиях развития рыночных отношений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: слушатель 1-го курса ИПК

2-х год.  обучения, гр.1

Шифр  № 291776

Баранова  А.С. 

    Проверил: к.э.н. Мигаль Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

    1  Роль цен, их виды и функции  в рыночной экономике

    1.1 Сущность цен, их виды и функции в рыночной экономике

    1.2 Методы ценообразования

    1.3 Направления совершенствования  цен и ценообразования

    2 Анализ  цен и ценовой политики предприятия

    2.1 Организационно-экономическая и  правовая основа функционирования  СПК «Октябрьский»

    2.2 Характеристика используемых методов  ценообразования в СПК «Октябрьский»

    2.3 Анализ уровня и структуры  цен по основным видам продукции

    3 Проблемы совершенствования ценообразования 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Цена  в условиях рыночной экономики —  один из важнейших факторов, определяющих прибыльность предприятия. Следовательно, ценовая политика, т. е. общие цели, которых предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию, и система мер, направленных на это, должны быть хорошо продуманы и обоснованы.

    Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития.

    Еще большее значение ценообразование  имеет в отношении к агропромышленному комплексу (АПК), где из-за специфики отраслей саморегулирование сельскохозяйственного производства и рынка продовольствия посредством свободного колебания цен не оправдывает себя. Поэтому в большинстве высокоразвитых стран государство выступает в качестве ценового регулятора. Это требует глубокого исследования проблемы соотношения рыночного процесса ценообразования и форм его государственного регулирования, их взаимосвязи с экономическим ростом, интенсификацией производства. 

    Выход из кризиса страны и эффективное функционирование экономики России целиком будут зависеть от успешности создания конкурентоспособного производства. Решение данной задачи может быть достигнуто только посредством интенсификации АПК. Таким образом, создание механизма ценообразования и регулирования цен, направленного на обеспечение высоких темпов интенсификации производства и способствующего повышению его эффективности и жизненного уровня населения, является весьма актуальной проблемой.

    Цель  курсовой работы: теоретическое, методическое и практическое обоснование методов и путей совершенствования ценообразования в СПК «Октябрьский».

    Для достижения цели поставлен ряд задач:

    1) рассмотреть сущность и виды  цен в современной экономике;

    2)  определить основные методы ценообразования  в условиях рынка;

    3) выделить основные направления  совершенствования цен и ценообразования;

    4) определить и обосновать варианты  цен на продукцию СПК «Октябрьский».

     Объектом  исследования курсовой работы является СПК «Октябрьский» Белогорского района  Амурской области.

     Предмет исследования — ценовая политика СПК «Октябрьский».

     Теоретической основой исследования является методическая и учебная литература. Значительное место в курсовой работе занимают Интернет-ресурсы, а также диссертационные  работы исследователей в области соеводства и переработки сои. 

     Периодом  исследования является 2006 – 2007гг., данные взяты из годовых бухгалтерских  отчетов предприятия.  

    1 РОЛЬ ЦЕН, ИХ ВИДЫ И МЕТОДЫ  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 

    1. Сущность  цен, их виды и функции  в рыночной экономике

    Категория цены является одним из наиболее сложных  экономических понятий, вызывающих споры среди экономистов, и до настоящего времени среди них  нет единства по этому вопросу. В  экономической теории выделяются два  основных направления познания экономической природы цены: марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость, и австрийское (маржинальное), считающее, что базой цены является полезность товара.

    В основе первой лежит теория стоимости, основоположниками которой являются У. Петти, А. Смитт и Д. Рикардо. Теория стоимости была развита и получила наиболее полное воплощение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В соответствии с ней в основе цены лежит стоимость товара, определяемая трудовыми затратами на его производство. Так как невозможно количественно измерить стоимость в ее трудовом восприятии, то вводятся такие понятия, как абстрактный и конкретный труд, общественно необходимые затраты труда.

    Маржинальная  теория цены противостоит марксистскому  подходу, в рамках нее цена – это  форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена на рынке.

    Для понимания сущности цены целесообразно  объединить различные подходы и  рассмотреть понятие «стоимость»  как категорию, имеющую  двойственный характер и выполняющую одновременно две функции: функцию учета затрат и учета общественных потребностей, проявляющуюся в полезности товаров.

    Цена  – важнейший экономический параметр любого предприятия, именно уровень  цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и соответственно возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.

    Цена  как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций.

    1. Первичной функцией цены следует  считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.

      2. Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товаров. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

      В учетной функции цена служит средством  исчисления всех стоимостных показателей, как количественных – валовой  внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественных – рентабельность, производительность труда, фондоотдача.

      Таким образом, цена используется для определения  эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

      3. Распределительная функция цены состоит в том , что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.

      Функция реализуется через включение  в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

      4. Функция сбалансирования спроса  и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

      5. Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономике. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

      6. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

      7. Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

    Наиболее  общим принципом классификации  всех цен, действующих в рыночной экономике, является деление на фиксированные, регулируемые и свободные в зависимости от степени вмешательства государства в процессе их формирования.

    Фиксированные – это цены, уровень (величина) которых устанавливается органами ценообразования или другими государственными органами (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). Фиксированные цены указывают в соответствующих документах, и их изменение является нарушением законодательства. Как правило, оговаривают и срок действия таких цен. В России они применяются по очень ограниченному кругу сырья, продукции, услуг (нефть, газ, коммунальные услуги).

    Регулируемые – это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких - либо ее элементов.

    Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка и являются равновесными ценами, при которых объем спроса равен объему предложения.

    В зависимости от территории действия различают следующие виды цен:

    1)единые  цены –действующие на территории страны. В настоящее время к ним относятся цены на продукцию, товары, услуги, регулируемые Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации;

    2) региональные цены – действующие на территории региона, к ним относятся цены на продукцию, товары и услуги, регулируемые органами исполнительной власти субъектов РФ;

    3) местные цены – действующие на территории города, района и отражающие сложившуюся конъюнктуру рынка, они подвержены динамике в связи с изменением спроса, предложения, других рыночных факторов.

    По  времени действия цены подразделяются на:

    1) твердые (постоянные), которые не  меняются в течение всего срока  действия контракта;

    2) текущие, меняющиеся в рамках  одного контракта и отражающие  изменение ситуации на рынке;

    3) сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

Информация о работе Проблема ценообразования в условиях развития рыночных отношений