Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа
В настоящее время все еще продолжается процесс передела объектов собственности. Российской практикой наработано множество способов его осуществления. Приватизация, так или иначе, продолжает использоваться в современной экономике. Начало приватизации в нашей стране охватывает период 90-х годов XX века.
Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.
Практика
восточноевропейских стран, особенно
Болгарии и Румынии, выявила крайне
негативные последствия затягивания сроков
приватизации. В условиях экономической
либерализации государство во многом
теряет возможность контролировать госпредприятия.
Имущество, фактически потерявшее владельца,
становится объектом злоупотреблений.
3.2 Опыт платной приватизации.
Опыт платной приватизации. В середине 90-х годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почти все восточноевропейские страны.
Причина кризиса — в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямо пропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).
Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., что еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для всех переходных экономик.
В 1995—1996 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.
В
числе объектов, которые были выставлены
на продажу в эти годы,—
Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быстрее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государственной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологических мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга.
В процессе приватизации государство поощряет формирование крупных промышленно-финансовых структур (аналогичных российским). Такие структуры возникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакета акций крупного производственного предприятия. Не смотря на то что подобные объединения финансового и производственного капитала ведут к монополизации рынка, восточноевропейские страны видят в них возможность добиться роста производства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения», с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия антимонопольного закона были выведены многие предприятия энергетики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объединения государственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической и других отраслях. Органы антимонополистического регулирования в Польше (как и в других восточноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком по критерию не столько доли компании в отраслевом производстве или сбыте, сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышения цен, снижения качества продукции, незаконного препятствования вступлению новых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующим в мире тенденциям антимонопольного регулирования.
Приватизация
и другие институциональные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает анализ процессов приватизации и развития фондового рынка в России, денационализация может осуществляться либо путем глобальной или ограниченной приватизации, либо бесплатной передачи предприятий или продажи его инвестору. В результате ваучерной приватизации уже к 1994 году в России 13 тыс. предприятий стали акционерными обществами. Малая приватизация была практически завершена, однако часто она проходила в условиях получения неполной собственности (например, аренды магазина).
Экономические
последствия форсированной
Правительство РФ одобрило прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011–2013 гг. Об этом сообщила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.
Проект
прогнозного плана разработан с
учётом изменений, внесённых в Федеральный
закон «О приватизации государственного
и муниципального имущества» в части
уточнения планового периода
действия прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества
(от одного года до трёх лет), а также
результатов проводимой федеральными
органами исполнительной власти работы
по оптимизации состава
По прогнозу Министерства экономического развития РФ, доход от продажи федерального имущества в 2011–2013 гг. может составить с учётом рыночной конъюнктуры около 1 трлн. руб. Прогнозный план приватизации состоит из двух разделов. Первый – текстовый, куда включены основные принципы и установки Правительства, а также планы по приватизации 10 крупнейших стратегических предприятий. Второй раздел представляет собой конкретный перечень объектов: 117 ГУПов, 854 АО, 10 ООО и 73 объекта недвижимости. В 2011 г. государство планирует привлечь от «массовой» приватизации 6 млрд. руб., в 2012–2013 гг. – по 5 млрд. руб. ежегодно.
В 2010 г. планируется продать 10% акций ВТБ, в 2011 г. будет приватизировано ещё 10%, а в 2012 г. – ещё 15% минус одна акция. Таким образом, у государства останется контрольный пакет, ниже которого его доля может опуститься лишь в 2013–2015 гг. В период с 2011 г. по 2013 г. планируется продать 7,58% минус одна акция Сбербанка, оставив контроль за государством. Также до 2015 г. планируется приватизировать Россельхозбанк.
До 2012 г. планируется продать 100% Объединённой зерновой компании (ОЗК), а в 2013–2015 гг. – «Росагролизинга» с сохранением доли не менее 50% плюс одна акция, передаёт «РБК».6
Написав данную курсовую работу можно сделать ряд выводов:
В
развитии человеческой цивилизации, экономических
систем, становлении и развитии товарного
производства наряду с разделением
труда решающую роль играет собственность.
Отношения собственности
В
современном мире нет ни одной
страны, где бы государство активно
не занималось хозяйственной деятельностью.
Преобладание государственной формы
собственности в экономике
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Из обращения Президента Б.Н. Ельцина к работникам Госкомимущества // Коммерсант. 1994. 12 июля
2. Госкомстат РФ. Социально-экономическое положение России. Январь-март 1994 г.
3. Приватизация в России: итоги первого этапа и перспективы дальнейшего развития. М.: Междунар. фонд Реформа, 1994
4. Теория переходной экономики. - Т. 2. Учебное пособие / Под ред. канд. экон. наук Е.В. Красниковой. - М.: ТЕИС, 1998. 231 с.
5. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы/Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. 702 с.
6. Экономика и жизнь : [Электронный ресурс].
электрон. журн. - 2010. - №45 (9361). –
Электрон. дан. - URL: http://www.eg-online.ru/news/
7. Курс экономической теории. Учебник под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров: «АСА», 1997.
8. Федеральный закон
о приватизации государственного
и муниципального имущества от 30 ноября 2001 года (в ред.
Федеральных законов от 18.07.2009 N 181-ФЗ)
Информация о работе Приватизация и разгосударствление предприятий. Мировой опыт