Приватизация и разгосударствление предприятий. Мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время все еще продолжается процесс передела объектов собственности. Российской практикой наработано множество способов его осуществления. Приватизация, так или иначе, продолжает использоваться в современной экономике. Начало приватизации в нашей стране охватывает период 90-х годов XX века.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.69 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время все еще продолжается процесс передела объектов собственности. Российской практикой наработано множество  способов его осуществления. Приватизация, так или иначе, продолжает использоваться в современной экономике. Начало приватизации в нашей стране охватывает период 90-х годов XX века.

    Я считаю, что данная тема в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

    В работе раскрыт ряд вопросов:

    1. Понятия приватизации и разгосударствления.

    2.  Этапы приватизации и разгосударствления в России

    3. Опыт зарубежных стран

    Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства  в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются  лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным  элементом смешанной экономики.

    Также необходимо сказать, что в настоящее  время в экономической теории и практике современный процесс  разгосударствления адекватен приватизации.

    Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических  лиц.

    Возможны  несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, «трудовой», «субъектный», «западный».

    Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

    Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или  она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

    1.1 Понятие и пути  разгосударствления. Самоуправление предприятием

    В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

    Истории человеческого общества известны самые  разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют  государственная и частная собственность.

    В современном мире нет ни одной  страны, где бы государство активно  не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы  собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной  монополии, которая пагубна для  развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна  производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что  государство занимает монопольное  положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

    Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

    Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций  хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень  предприятий, замену вертикальных хозяйственных  связей горизонтальными.

    Разгосударствление  не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство  остается структурным элементом  смешанной экономики.

    Процесс разгосударствления не равнозначен  денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс  разгосударствления сохраняет государственную  собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе  предприятий.

      Основными способами разгосударствления являются:

    1) либерализация рынков;

    2) коммерциализация;

    3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

    4) денационализация.

    Либерализация рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в  тех секторах экономики и на тех  рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

    1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

    2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

    Государство поощряет также малый бизнес (через  налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными. Либерализация  рынков означает разгосударствление без  изменения государственной собственности.

    Коммерциализация  государственных предприятий заключается  в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам  рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное  финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

    Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий  с участием государства и субъектов  иных форм собственности, которое могло  бы сопровождаться льготным кредитованием  и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько  о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о  вкраплении в структуры государственной  собственности других форм собственности  отечественного происхождения.

    И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных  предприятий может переходить не только в частные руки, но и к  банкам, коллективам государственных  предприятий, кооперативам.

    Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении  собственности и совершенствовании  хозяйственного механизма рыночной экономики.

    Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный  бюджет. Иначе говоря, сокращается  часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые  и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

    Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

    В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. 

    1.2 Сущность и формы  приватизации

      Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

    Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности  в частный сектор. Закон РФ "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятии в  РФ" от 30 ноября 2001 года под приватизацией государственного и муниципального имущества " понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. "

      Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

    Самоуправленческая  модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной  обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой  собственности, с другой, появилась  в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода  от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной  хозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправлен-ческая модель получила в Югославии и  Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах (например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).

    Самоуправленческая  модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти  отношения распространялись главным  образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми  в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего  приближается к аренде предприятия  его трудовым коллективом, когда  первоначальный (авансированный) капитал  остается в собственности государства  как арендодателя.

    Главное содержание приватизации заключается  в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

    Конкретные  методы проведения реформы собственности  зависят от того, на каких принципах  передается государственное имущество  новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами  приватизации. Весьма остро перед  началом приватизации во всех странах  стоял вопрос о том, кто может  претендовать на имущество приватизируемых  государственных предприятий –  все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных  для выкупа капиталов. Актуальным был  и вопрос о масштабах допуска  к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии  социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним  из наиболее политизированных элементов  рыночной трансформации.

    Переходя  к вопросу о необходимости  проведения приватизации и разгосударствления в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика  долгое время находилась под влиянием административно-командной системы  хозяйствования. Уже с конца 20-х  годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, "научно обоснованным". На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что  на его основе непроизводительные расходы  и потери в народном хозяйстве  страны оцениваются примерно в 38 - 40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

Информация о работе Приватизация и разгосударствление предприятий. Мировой опыт