Приватизация и разгосударствление предприятий. Мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время все еще продолжается процесс передела объектов собственности. Российской практикой наработано множество способов его осуществления. Приватизация, так или иначе, продолжает использоваться в современной экономике. Начало приватизации в нашей стране охватывает период 90-х годов XX века.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.69 Кб (Скачать)

    - разгосударствление и приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;

    - система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;

    - устойчивость рубля и денежного  обращения; демонополизация хозяйственной  деятельности и хозяйственных  связей;

    - система социальной поддержки  населения; наличие конкуренции;  независимое судопроизводство, необходимая  сеть учреждений Госарбитража;

    - право субъектов самостоятельно  договариваться о цене;

    - развитие внешнеэкономических связей;

    - формирование у людей рыночных  норм поведения.

    Приватизационная  компания и явилась одним из условий  формирования и установления рынка, т.е. перехода России к многоукладной  экономики, предусматривающего преобразование государственной собственности  в сложившейся ситуации в России. Вследствие этого появились и  развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры  и т.д.

    В ходе приватизации и разгосударствления в России государство, будучи практически  главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и  малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в  данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений. Это является следствием проведения приватизации и разгосударствления в России, еще раз показывающим всю необходимость таких процессов  для благоприятного развития российской экономики. Скажем больше, что в условиях рынка, стали реально выполнимы  его функции, способные решить широкий  круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене и распределении.

    Таким образом, цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных элементов  реформ в "переходной" экономике  заключалась в обеспечении условий  для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в  ходе процессов трансформации отношений  собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций  хозяйствующих субъектов и предпосылок  для рационального изменения  структуры производства как базовых  условий повышения эффективности  производства и роста национального  дохода.

    При этом важную роль при достижении целей  приватизации играла программа Российского  правительства, определявшая очередность  практических шагов приватизации:

    - преодоление монополии государства  и создание условий гражданского  общества и социально ориентированной  рыночной экономики. Для этого  нужны реальные субъекты рыночных  отношений, которые смогут доказать  свою жизнеспособность лишь эффективным  ведением хозяйства на основе  заинтересованности и ответственности;

    - преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

    - стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:

    - изменение роли государства, ибо  государство перестает быть монопольным  собственником, но сохраняется  как один из собственников;  при этом государство берет  на себя функции регулирования  рынка в основном экономическими  методами.

    На  основании всего вышеизложенного  можно сказать, что при участии  государства в процессе разгосударствления и приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные  предприятия. Такая структура и  характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для  российского государства, как средство решения многих экономических и  хозяйственных проблем, нависших в  результате длительного сохранения в России командно-административного  механизма управления экономикой.

    Приватизация  в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей  акционерной собственности. Продажа  акций рабочим является эффективным  средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте  производительности труда и прибыльности предприятий.

    Формы приватизации. Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа  акций населению, при которой  государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

    Публичная продажа акций ориентируется  на сбережения населения. Ее главное  преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

    Приватизация  не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная  собственность «разбавляется» частным  капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда  физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор  получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную  деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения  эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта  на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим  полный контроль над функционированием  предприятия и все необходимые  полномочия для эффективного управления предприятием.

    Соглашение  об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических  показателей деятельности государственных  предприятий или переходной ступенью к полной приватизации. 
 

2 Этапы приватизации в России.

    2.1. Акционирование и  ваучерная приватизация.

    В России задача быстрого ухода  государства  из  сферы  непосредственного  управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

    Российский  ваучер был неименным, и на нем  стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

    В первичном размещении акций большинства  компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

    Трудовые  коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое.

    Крупные институциональные инвесторы проявляли  интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей.

    Результат ваучерной приватизации: Во-первых, приватизация в России, как бы ее ни оценивать, осуществлялась и осуществляется. Можно спорить о многом, но фактом остается то, что большинство предприятий, подлежащих приватизации, приватизировано, в том числе путем акционирования. Во-вторых, фактом стала деятельность более 500 ваучерных фондов, если опять-таки отвлечься от оценки их деятельности. В-третьих, население России сейчас уже далеко не такое, каким оно  было накануне приватизации. Можно  говорить о качественном улучшении  первичного экономического рыночного  образования большей части граждан  страны, несмотря на то, что этот уровень  остается еще низким. В-четвертых, создана  инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя она, естественно, еще далека от завершения и совершенства. В-пятых, приватизация не встретила сколько-нибудь значительного противодействия  со стороны широких слоев населения, что явилось одной из причин сохранения на территории России относительного социального мира, несмотря на экономические  тяготы этого периода и социальную напряженность. В-шестых, независимо от оценки итогов приватизации 1992-1995 гг. ее проведение – объективный шаг  к утверждению частной собственности, если отвлечься от содержательной характеристики последней.

      В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса.1 По данным Госкомстата, к середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества.2

    Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не может  содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе  за 1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования  объектов государственной и муниципальной  собственности за 1993 год составили 0,4% всех доходов, а в 1994 году еще меньше. Данные Госкомимущества об 1 млрд. долларов иностранных инвестиций в 1994 году относились к так называемым будущим инвестициям  и не являются статьей доходов  бюджетов любого уровня.3

    Приватизация  предприятий-монополистов вообще не является средством борьбы с монополизмом. Напротив, она усиливает таковую  из-за снижения контроля государства  над деятельностью монополистов. Разукрупнение гигантов-монополистов, проведенное механически, чаще всего  приводит к увеличению числа монополистов, поскольку разрыв одной технологической  цепи, часто единственной, уникальной в народном хозяйстве, ведет к  росту совокупных издержек, так как  каждое новое звено в разрушенной  цепи в большинстве случаев само становится монополистом на своем участке, а накладные расходы возрастают в совокупности из-за стремления новых  монополистов вздувать свои цены. Демонополизация  дает эффект только тогда, когда государство  выращивает конкурентов и создает  конкурентную среду.

    Таким образом, из всех задач, поставленных Государственной  программой приватизации, достигнута фактически одна – создание условий  и организационных структур для  расширения масштабов приватизации.

    Что касается создания частной собственности  и частных собственников, то в  этой сфере ситуация более сложная. Большинство акционируемых предприятий  избрало второй вариант предоставления льгот трудовым коллективам, по которому трудовому коллективу достается 51% уставного капитала, что в значительной мере отсекает от приватизируемой собственности  «эффективных» собственников, не желающих вкладывать деньги в предприятия, где  они не будут полновластными хозяевами. В результате у крупных предприятий  появилось много формальных собственников, относительно мелких, не обладающих капиталом, который необходимо вложить в  реконструкцию или реанимацию производства. При этом пока нет отработанной системы  управления пакетом акций, принадлежащих  государству. Да и средств у таких  акционеров тоже нет. Поэтому фактическое  руководство бывшими государственными, а ныне акционерными предприятиями, осуществляет прежняя администрация, которая теперь еще меньше подконтрольна  собственнику (некогда – государству, а теперь – акционерам).

Информация о работе Приватизация и разгосударствление предприятий. Мировой опыт