Принципы планирования в экономической организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:06, статья

Описание работы

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Работа содержит 1 файл

принципы планирования.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

- среднесрочное  планирование;

 

- краткосрочное  планирование.

 

Классификацию по длительности горизонта планирования нельзя путать с предыдущей классификацией — по временной ориентации идей. Последняя предполагает существование принципиально различных философий планирования в зависимости от отношения к прошлому, настоящему и будущему. Разделение планирования на долго-, средне- и краткосрочное означает различие отрезков времени, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер.

 

Долгосрочное  планирование обычно охватывает длительные периоды времени — от 10 до 25 лет. Одно время долгосрочное планирование отождествлялось со стратегическим, но теперь эти два понятия существуют отдельно. Стратегическое планирование по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного, которое осуществляется за счет простого удлинения периода планирования. Стратегическое планирование — это не просто функция времени.

 

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, бывает рассчитано на более короткий период. До недавнего времени горизонт среднесрочного планирования равнялся 5 годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды вынудили многие фирмы сократить промежуток планирования с 5 до 3 лет, соответственно 5-летние планы перешли в разряд долгосрочных.

 

Краткосрочное планирование — это разработка планов на 1-2 года (обычно краткосрочные планы  — это годичные планы). Краткосрочные  планы включают в себя конкретные способы использования необходимых для достижения целей ресурсов организации, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.

 

Все три типа планирования должны увязываться между  собой и не противоречить друг Другу.1

 

Устойчивое  функционирование, однако, должно включать в себя установление связей с источником внешней среды, который влияет на оптимальное поддержание требуемых  параметров. К этому процессу относятся: структурирование производственных подразделений, координация функциональных элементов; оценка конкурентоспособности; рациональное распределение денежных ресурсов; выбор альтернативных действий и критериев оценки результатов деятельности. Все эти элементы изучаются в рамках стратегического планирования.

 

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как  оборонительные. Наступательные планы  предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход  на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.

 

Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными  на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

 

План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых  сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые  позиции и уметь давать ответы на следующие вопросы:

 

- Каковы будут  условия спроса в будущем, каких  товаров и услуг будут ждать  потребители от данной экономической  организации?

 

- Каков должен  быть характер внутренних элементов  организации, необходимый для  ее развития?

 

- Какими новыми  видами продукции должна быть  дополнена номенклатура предприятия  или же какая часть основной  продукции должна быть заменена  новыми товарами и услугами?

 

- Каковы должны  быть методы предупреждения ошибок  при вложениях капитала и разработке новой продукции?

 

- Каков должен  быть диапазон экономических  ресурсов, нужный для производства  новых товаров и услуг?

 

- Каковы должны  быть организационные способы  создания новых производств, будет  ли это поглощение в форме  скупки (аквизиций) других предприятий,  слияние с организациями, производящими  нужные продукты, или создание  новых производств собственными  силами, путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов.

 

План развития для отдельной деловой единицы  оформляется в виде бизнес-плана.

 

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, т.е. от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы.

 

Характерной для  экономической организации является разработка программ и проектов.

 

Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Это могут программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и другие.

 

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности  и развития организации, они имеют  установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.

 

Нельзя преувеличивать возможности проектов при определении точных сроков выполнения или получения конкретных характеристик нового товара. В форме проекта обычно составляется бизнес-план.

 

Кроме указанных  видов плановых документов организация  должна составлять вспомогательные  планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.1

 

Также нужно  помнить, что одновременное присутствие  в экономической среде государственных экономических элементов определяет необходимость последовательного раскрытия поведения государства в отношении экономики страны. Иными словами, государственное регулирование экономики выступает условием соблюдения целостности рассматриваемого явления.

 

 

Принципы и  методы внутрифирменного планирования. Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Принцип необходимости  планирования означает повсеместное и  обязательное применение планов при  выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, – это  целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А. Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, даже не должен ставиться: программа предстоящих действий является безусловно необходимой. Планы, или программы, могут быть разные: простые и сложные, краткие либо очень подробные, на продолжительный либо короткий срок, внимательно рассмотренные либо принятые наспех, хорошие, посредственные либо плохие [61. С. 42]. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных  предприятиях наряду с так называемым техпромфин-планом существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).

Принцип непрерывности  планов заключается в том, что  на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них – к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы. Все другие виды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут функционировать одновременно. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подушками». При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.

Принцип точности планов определяется многими как  внутрифирменными факторами, так и  внешним ее окружением. Высокая степень  точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим  предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства Главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном – можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

В современной отечественной  науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др. Все они достаточно подробно раскрыты в научной и учебной литературе по планированию. Каждый из них будет в дальнейшем рассмотрен в соответствующих разделах внутрифирменного планирования. Здесь же представляется необходимым коснуться лишь тех названных принципов, которые наиболее тесным образом связаны с основными методами эффективного рыночного планирования.

Начнем с принципа комплексности. На каждом предприятии результаты экономической  деятельности различных подразделений  во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. Кроме того, на производстве любое плановое решение влияет не только на экономические результаты, но и на социальные, технические, организационные и др. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

Принцип эффективности требует  разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при  существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как будет выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворит ли она потребителя и как будет продана, какая возможна общая прибыль и т.п. При оценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемых показателей с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

Информация о работе Принципы планирования в экономической организации