Принципы и методы подбора персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования состоит в подборе и сохранении требуемого организации персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого из работников с точки зрения реализации целей организации, дающей возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его усилия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..............................................................................4
1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА...…...........................4
1.1. Набор персонала…………………………………………........................5
1.2. Источники найма ……………..................................................................6
1.3. Отбор кадров..............................................................................................7
2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА …………………………………………………..10
2.1. Цели оценки персонала …………………………………......................10
2.2. Аттестация кадров………………………………………………….......12
2.3. Методы оценки……………………………………………...……….....14
3. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА........................................................................16
3.1. Цели адаптации........................................................................................16
3.2. Четыре этапа адаптации..........................................................................18
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................20
1. Мини-тест «Насколько вы воплощение работоспособности и целеустремленности».........................................................................................20
2. Мини-тест «Руководитель вы или подчиненный»......................................22
3. Мини-тест «Насколько вы общительны и конфликтны»...........................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..........26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........27

Работа содержит 1 файл

Подбор персонала.doc

— 165.00 Кб (Скачать)
ify">     Адаптации присущи субъекты (работник или группа работников) и объекты (организация, цех). Во время адаптации люди стремятся  реализовать свои возможности, чтобы  удовлетворить свои потребности, а коллектив предъявляет к работнику свои требования.

     Адаптация бывает первичная (человек впервые  пришел в организацию) и вторичная (возникает при переводе работника  с одного места на другое).

     Среди основных целей адаптации новых работников в организации обычно выделяют следующие:

  • Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает новую работу и требования организации. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти затраты и дает возможность новому работнику быстрее достигнуть установленных норм выполнения работы.
  • Снижение стрессов, испытываемых новым работником. Для подавляющего большинства людей свойствен страх перед новым, неизвестным. Стрессовое состояние нового работника, как правило, связано с боязнью провалов в работе и с недостаточной ориентацией в новой рабочей ситуации.
  • Сокращение текучести кадров. Если работники не смогли
    • своевременно освоиться в организации, это может привести к их увольнению.
    • Экономия времени менеджеров и коллег. Новому работнику требуется определенная помощь со стороны руководства и коллег для решения различных, в том числе и простейших, бытовых проблем.
    • Развитие у нового работника состояния удовлетворенности работой,
  • адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу, что является непременным условием высоких рабочих показателей.

     Основными элементами процесса адаптации являются:

  • овладение системой профессиональных знаний и навыков;
    • овладение профессиональной ролью (установки, ценности, поведение в соответствии с ожиданиями других);
    • выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
    • самостоятельность при выполнении порученных должностных функций;
    • удовлетворенность выполняемой работой и вознаграждением, получаемым за достигнутые результаты;
    • стремление к совершенствованию в рамках выбранной профессии;
    • информированность по вопросам, связанным с выполняемой работой;
    • вхождение в коллектив, установление хороших взаимоотношений с товарищами по работе;
    • ощущение психологического комфорта и безопасности;
    • взаимопонимание с руководством.
 

     3.2. Четыре этапа адаптации 

     1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. Д.

     2. Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Как правило программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах с определенным оборудованием).

     3. Действенная адаптация. Приспособление  новичка к своему статусу и  значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации, важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

     4. Функционирование. Завершение процесса адаптации характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую

     Целесообразно проводить собеседования с новичком в течение первой недели и по окончании одного месяца работы. Проанализировать проблемы, которые возникали, предложить несколько таких вариантов разрешения трудных ситуаций с которыми столкнулся новый сотрудник, которые бы помогли ему понять специфику своей организации.

     Об  успешной адаптации нового сотрудника свидетельствуют:

    • отсутствие ощущения дискомфорта на рабочем месте, чувства неуверенности, страха перед новой работой;
    • овладение необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы;
    • соответствие трудовых показателей и поведения сотрудника ожиданиям руководства и коллег.

 

     II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

      1. Мини-тест «Насколько  вы воплощение  работоспособности  и целеустремленности» 

     Данный  тест даёт представление о том, насколько  человек способен работать и хочет  работать. Ответьте на вопросы, выбирая один из вариантов ответа: а) никогда, б) редко, в) иногда, г) часто, д) всегда.

  1. Как часто вы думаете, что достойны лучшего, чем то, что имеете?
  2. Часто ли вам хочется сменить начатое дело?
  3. Вы часто меняете работу в поисках лучшего?
  4. Как часто у вас меняется интерес к делу?
  5. Вы часто доводите начатое до конца?
  6. Принимаете ли вы неудачи близко к сердцу?
  7. Существует ли у вас страх сделать что-то неправильно?
    1. Как часто вы не можете уснуть. осознавая, что что-то не закончили?
    1. Способны ли вы отдать начатое вами дело закончить другому человеку?
    2. Часто ли вы рискуете?
    3. Вам легче делать то, что знаете, чем браться за новое и неизвестное?
    4. Часто вы делаете всё по своему, зная, что так добьётесь необходимого результата?
    5. Способны ли вы делать то, что не нравится вашим близким, но нравится вам?
    6. Способны ли вы воплотить в жизнь вашу самую вычурную мечту?
    7. Всегда ли вы добиваетесь задуманного или желаемого?

 

     Подсчитайте результаты, используя таблицу:

Бали
а) б) в) г) д)
1 -2 -1 0 1 2
2 -2 -1 0 1 2
3 -2 -1 0 1 2
4 2 1 0 -1 -2
5 -2 -1 0 1 2
6 -2 -1 0 1 2
7 -2 -1 0 1 2
8 -2 -1 0 1 2
9 2 1 0 -1 -2
10 -2 -1 0 1 2
11 2 1 0 -1 -2
12 -2 -1 0 1 2
13 -2 -1 0 1 2
14 -2 -1 0 1 2
15 -2 -1 0 1 2
 

     Результаты:

     +30+20 Вы превосходный работник, вас ничто не собьет с пути к намеченной цели. Так держать!

     +19+7 Хорошая, даже местами прекрасная работоспособность, но не позволяйте сбивать вас с мысли и не отвлекайтесь сами, и победа в ваших руках.

     +6-5 Ваша работоспособность тянет на троечку. А ведь всего лишь надо расправить паруса по ветру и включить мозги.

     -6-17 Такое ошушение, что вы просто плывёте по течению, лишь помогая себе держаться на плаву. Вам нужен мощный стимул.

     -18-30 Главное, что нужно вам – это стимул жить. У вас нет цели, у вас нет желания.

     Данный  тест используется в ООО ЦКТ НПП «Баланс-Мастер» на этапе подбора персонала в организацию для выявления уровня ответственности и повышения в будущем уровня конкурентоспособности фирмы за счёт целеустремлённости персонала.

 

     2. Мини-тест «Руководитель  вы или подчинённый»  

     Чтобы узнать, доминируете ли вы над окружающими  и в какой степени, ответьте на вопросы ДА, НЕТ или НЕ ЗНАЮ в согласии с первой мыслью, которая придет в голову

    1. Уже с детских лет подчиняться другим было проблемой для меня.
    2. Прогресс в науке и культуре обеспечивают люди с развитой потребностью доминировать над другими.
    3. Настоящий работник тот, кто может подчинить себе общество.
    4. Я не переношу, когда кто-то уделяет мне много внимания и снисходительности.
    5. В трудных ситуациях я быстро нахожу решение проблемы.
    6. Мне чужды мысли остаться хоть на день никому не нужным.
    7. Я знаю, что я в состоянии и люблю руководить другими людьми.
    8. Важная черта подчиненного – умение выполнять поручения, цель которых он не совсем понимает.
    9. Полностью я никогда не смогу открыться другому человеку.
    10. Меня убеждает утверждение, что истинной природой работника есть покорность.
    11. Моё ежедневное превосходство над другими возникает из-за опасения за них и необходимости.
    12. Большинство зла вокруг нас возникает из-за малого количества руководителей с сильной рукой.
    13. Даже близких людей я не могу о чём-то просить, что-то сделать.
    14. Часто от меня ждут оправданий, когда и так всё ясно.
    15. Мне кажется, мой характер ближе к характеру великих и известных истории персонажей.

     Подсчёт результатов: за ответ ДА – 10баллов, НЕТ – 0, НЕЗНАЮ – 5баллов.

     Результаты:

     150 - 100 очков. Представляется образ  великого диктатора, который руководствуется  своими собственными заповедями. Вы в состоянии руководить  и управлять другими и даже  успешно реализовывать «спущенные  сверху задания».

     99 - 50. Гармония и решительность,  разум или расчёт, добрый совет  на хлопоты – главные достоинства  и предметы. Где надо, вы доминируете,  где надо – уступаете, имея  в виду чьё-то добро и ваше  мнение.

     49 – 0. Вы в состоянии всё поглотить,  даже если в этом нет необходимости, в состоянии отдать всего себя, даже если никто этого не требует. Чувствуя бессилие, вы излучаете силу, чувствуя безвыходность, вы находите в этом смысл и поводы, которые дают вам надежду на лучшую жизнь, по вашим меркам.

     Данный  тест применяется довольно давно фирмой «Баланс-Мастер» на 2 этапе - оценке работника для определения критериев ответственности работы, которую он будет выполнять, для определения умения взять руководство над коллективом и, в конечном итоге, для определения должности, которую работник будет занимать. 

     3. Мини-тест «Насколько  вы общительны  и конфликтны» 

     Чтобы проверить душа ли вы кампании или  нервный отшельник, ответьте на вопросы ДА, НЕТ или ИНОГДА.

  1. Часто ли вам хочется завести новое знакомство?
  2. Нравится ли вам обновлять свой круг общения?
  3. Нравится ли вам браться за что-то новое?
  4. Быстро ли вы заводите разговор с новым знакомым?
  5. Как часто мнение близких влияет на ваше мнение о людях?
    1. Нравится ли вам спокойная работа, не требующая командировок и общения?
  1. Считаете ли вы себя душой компании?
  2. Требовательны ли вы к окружающим?
  3. Выводят ли вас из себя недостатки других?
  4. Начинаете ли вы ссоры по пустякам?
  5. У вас долго не проходит обида после ссоры?
  6. Вспыльчивый ли вы человек?
  7. Нравится ли вам делать замечания?

Информация о работе Принципы и методы подбора персонала