Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа
Целью данной работы является отразить основные аспекты управления прибылью предприятий. В работе рассматривается сущность прибыли, характер формирования и методы управления прибылью, проблемы управление прибылью в современных условиях.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Прибыль предприятия: понятие, сущность, виды _______________4
1.1 Сущность прибыли__________________________________________4
Глава 2. Показатели прибыли _______________________________________11
2.1. Показатели прибыли и рентабельности _________________________11
Глава 3. Формирование и использование прибыли в условиях рынка ______18
Формирования прибыли ______________________________________18
Распределение и использование прибыли предприятия ____________23
Заключение ____________________________________________________29
Список использованной литературы _______________________________31
-
поступления, связанные с предоставлением
за плату прав, возникающих из патентов
на изобретения, промышленные образцы
и другие виды интеллектуальной собственности;
-
поступления, связанные с участием в уставных
капиталах других организаций, а также
проценты и иные доходы ценным бумагам;
- прибыль, полученная
организацией по договору
-
поступления, связанные с продажей и прочим
списание основных средств и иных активов,
отличных от денежных средств в российской
валюте, продукции, товарах;
-
поступления от операций с тарой;
-
проценты, полученные (подлежащие получению)
за предоставленные в пользование денежных
средств организации, а также проценты
за использование
кредитной организацией денежных средств,
находящихся на счете организации в этой
кредитной организации.
Внереализационные:
-
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий
договоров, полученные или признанные
к получению;
-
поступления, связанные с безвозмездным
пользованием активов;
-
поступления в возмещение причиненных
организации убытков;
-
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном
году;
-
суммы кредиторской задолженности, по
которым истек срок исковой давности;
-
курсовые разницы.
-
прочие доходы, признанные операционными
и внереализационными.
Глава
2. Показатели прибыли
2.1.
Показатели прибыли
и рентабельности
Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также валового дохода – выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Рассчитывают несколько показателей прибыли.
Конечный
финансовый результат деятельности предприятия
– это балансовая прибыль (убыток). Балансовая
прибыль является суммой прибыли от
реализации продукции (работ, услуг), прибыли
(или убытка) от прочей реализации, доходов
и расходов от внереализационных операций.
Расчет балансовой прибыли можно представить
следующим образом:
ПБ=ПР+ПП+ПВН,
где ПБ – балансовая прибыль (убыток);
ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
ПП – то же от прочей реализации;
ПВН
– доходы и расходы по внереализационным
операциям.
Прибыль
от реализации продукции (работ, услуг)
составляет, как правило, наибольшую часть
всей балансовой прибыли предприятия.
Определяют ее как разность между выручкой
от реализации продукции по оптовым ценам
предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью.
Если себестоимость продукции превышает
ее стоимость в оптовых ценах, то результатом
производственной деятельности предприятия
будет убыток. Расчет прибыли от реализации
продукции может быть представлен в виде
формулы
ПР
= ВД-Зпр-НДС,
где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах;
Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);
НДС
– налог на добавленную стоимость.
В
валовом доходе находят выражение завершение
производственного цикла предприятия,
возврат авансированных на производство
средств в денежную наличность и начало
нового их оборота. Валовой доход характеризует
также финансовые результаты деятельности
предприятия. На производственных предприятиях
выручка складывается из сумм, поступивших
в оплату продукции, работ, услуг на счета
предприятия в учреждениях банков или
непосредственно в кассу предприятия.
Предприятиями торговли и общественного
питания валовой доход от реализации товаров
определяется как разница между продажной
и покупной стоимостью реализованных
товаров. Для нехозрасчетных организаций
валовой доход – это доход от хозяйственной
и иной коммерческой деятельности.
Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.
Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.
Доходы (расходы) от внереализационных операций объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:
1) суммы экономических санкций и возмещения убытков. Это общая сумма полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством. Последние относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким санкциям относятся, изъятие в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен, несоблюдения стандартов и технических условий, штраф в размере незаконно полученной прибыли, а также суммы финансовых санкций, взыскиваемых налоговыми органами, и др.;
2) доходы (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;
3) убытки от стихийных бедствий;
4) потери от списания долгов и дебиторской задолженности;
5) поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;
6) доходы от сдачи имущества в аренду;
7) доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;
8) дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
9)
прочие расходы, доходы и потери, относимые
в соответствии с действующим законодательством
на счет прибылей и убытков.
Чистая
прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия. Она определяется
как разница между облагаемой налогом
балансовой прибылью (ПБ') и величиной
налогов с учетом льгот (Н'):
ЧП
= ПБ'-Н'.
Для
определения налогооблагаемой прибыли
балансовую прибыль увеличивают (уменьшают)
на сумму превышения (снижения) расходов
на оплату труда персонала предприятия,
занятого в основной деятельности, в структуре
себестоимости реализованной продукции
по сравнению с их нормируемой величиной.
Из полученной суммы прибыли исключаются:
рентные
платежи, вносимые в бюджет из прибыли
в установленном порядке;
доходы
(дивиденды, проценты), полученные по акциям,
облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим
предприятию;
доходы от долевого участия в других предприятиях; прибыль от страховой деятельности; прочие доходы от внереализационных операций;
суммы
отчислений в резервный фонд и другие
аналогичные фонды, создание которых предусмотрено
законодательством; льготы по налогу на
прибыль.
В настоящее время направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы и экономические санкции. В дальнейшем предусматривается переход от налога на прибыль к подоходному налогу с предприятий.
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности (R).
В
зависимости от того, какие показатели
используются в расчетах, различают несколько
показателей рентабельности. В числителе
их стоит обычно одна из трех величин:
прибыль от реализации (ПР), балансовая
прибыль (ПБ) или чистая
прибыль (ЧП). В знаменателе – один из
следующих показателей: затраты на производство
реализованной продукции, производственные
фонды, валовой доход, собственный капитал
и др.
Конкретно
таким образом рассчитывают следующие
показатели.
Рентабельность производства – это
отношение балансовой прибыли к средней
стоимости производственных фондов:
где
– средняя стоимость производственных
фондов (основных и оборотных средств).
Показатель
характеризует размер прибыли на один
рубль стоимости производственных фондов.
Рентабельность
основной деятельности – отношение прибыли
от реализации к затратам на производство
реализованной продукции (работ, услуг)
Данный
показатель позволяет судить, какую прибыль
дает каждый рубль производственных затрат.
Рентабельность
продукции – отношение прибыли от реализации
продукции к выручке от реализации в целом
(РП)
Величина Rпр показывает, сколько прибыли
дает каждый рубль стоимости реализованной
продукции.
Рентабельность
отдельных изделий – отношение прибыли
от реализации продукции конкретного
вида к выручке от ее реализации:
В странах с рыночной экономикой для характеристики
рентабельности вложений в деятельность
того или иного вида рассчитывают рентабельность
собственного капитала (Rс.к.) и рентабельность
основного (авансированного) капитала
(Rо.к.):
где – среднегодовая стоимость вложений
в активы (определяется по данным годового
баланса предприятия);
–
среднегодовая стоимость собственного
капитала (определяется также по данным
годового баланса предприятия).
Поскольку в структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся:
1) рост или снижение отпускных цен на реализованную продукцию, тарифов на услуги и работы;
2) динамика себестоимости реализованной продукции (работ, услуг);
3) увеличение или уменьшение объема реализованной продукции (работ, услуг);
4)
изменение структуры (состава) реализованной
продукции (работ, услуг).
В
число факторов, влияющих на рентабельность
производства, входят рентабельность
реализованной продукции, фондоемкость
продукции (фондоотдача), коэффициент
закрепления оборотных средств (оборачиваемость
оборотных средств). Для выявления влияния
указанных факторов преобразуем формулу
расчета рентабельности производства:
Разделим и числитель, и знаменатель на
сумму выручки от реализации продукции:
Получаем R – рентабельность реализованной
продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной
продукции; Fe – фондоемкость, которую
можно получить и как 1/Н; Н – уровень фондоотдачи;
Кз – коэффициент закрепления, который
может быть найден и как 1/К; К – коэффициент
оборачиваемости.
Изучение
факторов, влияющих на показатель рентабельности
производства, производится в динамике
(в сравнении с данными за предыдущие годы).
Оценивая влияние названных факторов,
следует выполнить следующие расчеты.
Общее изменение рентабельности производства
(DRпр):