Прибыль предприятия, ее показатели, методы формирования, распределение и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является отразить основные аспекты управления прибылью предприятий. В работе рассматривается сущность прибыли, характер формирования и методы управления прибылью, проблемы управление прибылью в современных условиях.

Содержание

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Прибыль предприятия: понятие, сущность, виды _______________4

1.1 Сущность прибыли__________________________________________4

Глава 2. Показатели прибыли _______________________________________11

2.1. Показатели прибыли и рентабельности _________________________11

Глава 3. Формирование и использование прибыли в условиях рынка ______18
Формирования прибыли ______________________________________18
Распределение и использование прибыли предприятия ____________23


Заключение ____________________________________________________29

Список использованной литературы _______________________________31

Работа содержит 1 файл

прибыль...doc

— 131.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По предмету «Экономика организаций»

На тему: «Прибыль предприятия, ее показатели, методы формирования, распределение  и использование» 
 
 
 

К защите допущен: ________________

Защита состоялась: _________________

Оценка: __________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Прибыль  предприятия: понятие, сущность, виды _______________4 

    1.1 Сущность прибыли__________________________________________4 

Глава 2. Показатели прибыли _______________________________________11

    2.1. Показатели прибыли и рентабельности _________________________11 

Глава 3.  Формирование и использование прибыли в условиях рынка ______18

    1. Формирования прибыли ______________________________________18
    2. Распределение и использование прибыли предприятия ____________23
 

    Заключение ____________________________________________________29

    Список использованной литературы _______________________________31 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Прибыль является основной целью деятельности предприятия. Прибыль предприятия зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. В связи с этим задачей предприятия является не только получение максимального размера прибыли в текущем периоде, а ее эффективное распределение и использование для обеспечения дальнейшего роста компании. Среди факторов влияющих на изменение прибыли можно выделить объем производства продукции, качество товара, конкурентоспособность предприятия, его деловую репутацию.

     Проблема грамотного и эффективного управления прибылью является наиболее актуальной на современном этапе развития экономики России. Многие предприятия стремятся максимизировать прибыль в краткосрочном периоде и не осуществляют финансовых вложений в развитие производства. Это происходит отчасти из-за недостатка экономических знаний руководства предприятий, отчасти из-за нестабильности экономической ситуации в стране. Механизм эффективного управления прибылью должен способствовать повышению эффективности производства и стимулировать его развитие. На большинстве российских предприятий данному и наиболее важному аспекту уделяется недостаточное внимание.

     Одной из проблем распределения и использования прибыли в России является утечка финансовых ресурсов за границу. Наиболее прибыльные предприятия осуществляют перевод полученной прибыли в оффшорные зоны, а также вкладывают ее в надежные финансовые активы западных компаний.

Целью данной работы является отразить основные аспекты  управления прибылью предприятий. В  работе рассматривается сущность прибыли, характер формирования и методы управления прибылью, проблемы управление прибылью в современных условиях.  
 
 
 

I. Прибыль предприятия:  понятие, сущность, виды 

1. Сущность прибыли 

     Российское законодательство определяет понятие прибыль в части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ с внесенными изменениями и дополнениями. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» прибылью признается:

     1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; 

(в ред. Федерального  закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

     2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; 

(в ред. Федерального  закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

     3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.  

(в ред. Федерального  закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

 

     Американские ученые Пол Э. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхаус в учебнике «Экономика» дают следующее определение прибыли:

     «Прибыль – это остаточный доход, равный общим доходам минус общие расходы. Прибыль состоит из имплицитных (неявных) издержек (таких как доход от собственного капитала), дохода от риска и инновационной прибыли.»

В британском словаре  по экономике прибыль определяется как: «разница, возникающая в случае, когда общая выручка превышает  общие затраты».

  

      В толковом англо-русском словаре под прибылью понимается:

     1) «по разовой сделке – разница между продажной ценой на реализуемый товар или услугу и затратами на их производство;

     2) за определенный период производственной деятельности – разница в величине чистых активов, наконец, и на начало периода при необходимости корректирования на суммы, изъятые или добавленные собственниками».

     В большом экономическом словаре прибыль определяется как «превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении».

     Наиболее полное определение прибыли дано в финансово-кредитном энциклопедическом словаре: «Прибыль – это разница между доходами, полученными от реализации продукции, основных средств и иного имущества, выполненных работ, оказанных услуг, внереализационной деятельности, и начисленной суммой затрат на производство, реализацию продукции и осуществления других видов деятельности».

     Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. 

 Прибыль выполняет следующие функции: 

     1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль отражает финансовый результат. Для выявления конечного финансового результата необходимо провести анализ объемов реализованного продукции, стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве продукции. 

     2. Прибыль выполняет стимулирующую функцию. Прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых  

ресурсов предприятия. Предприятие осуществляет самофинансирование за счет использования прибыли. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, дополнительного материального поощрения работников. 

     3. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. 

     4. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости фирмы. Данная функция обеспечивается путем капитализации полученной прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а, следовательно, и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и в других случаях. 

     5. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим фирму от угрозы банкротства. Не смотря на это, угроза банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности фирмы, но при прочих равных условиях фирма намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. За счет капитализации полученной прибыли фирма может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать финансовые фонды. 

     Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужное потребителю, снижение затрат на производство. Прибыль является стимулом для инвестирования средств в те сферы деятельности, которые приносят прибыль. 

Выделяют  следующие виды прибыли: 

     1. Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Балансовая прибыль как финансовый результат деятельности выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Балансовая прибыль включает в себя прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и прочего имущества предприятия; прибыль (убыток) от внереализационных операций. Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. 

     2. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. 

     3. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от реализации продукции (работ, услуг промышленного характера), от прочей реализации (работ, услуг непромышленного характера), покупной продукции, материалов. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия. Финансовый результат рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и расходами на ее производство и реализацию. 

     Состав расходов на производство регулируется положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н). Расходы, образующие себестоимость продукции, делятся на материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие.

     Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается как разница между выручкой от производства работ и оказания услуг и расходами на их осуществление. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ выполненных по договорам подряда. Выручка определяется по документам, являющимся основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Для определения прибыли используется фактическая себестоимость сданных работ. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятия выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров. Валовой доход определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для исчисления прибыли из валового дохода вычитаются издержки обращения. На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам. В качестве себестоимости на таких предприятиях выступает показатель эксплуатационных расходов предприятия.

     Прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной ценой и первоначальной, или остаточной стоимостью, этих видов имущества, увеличенной на индекс инфляции. 

     Внереализационные доходы и расходы – это доходы или расходы от долевого участия в других предприятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по  

акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, другие доходы и расходы от операций, не связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытка.

     К операционным и внереализационным относятся (в соответствии с новым Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н и ПБУ 9/99 "Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденным приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) следующие доходы: 

     Операционные: 

     - поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование, временное владение и пользование активов организации; 

Информация о работе Прибыль предприятия, ее показатели, методы формирования, распределение и использование