Прибыль как основной результат деятельности предприятия, ее формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль, анализ основных источников резервов роста прибыли на предприятии ООО «Горячий Хлеб».

Работа содержит 1 файл

моя1.doc

— 266.50 Кб (Скачать)


Таблица 4.

Анализ состава, динамики и выполнения плана 

балансовой прибыли.

Состав балансовой прибыли

2008г.

2009г.

Абсолютное отклонение к 2010г., тыс. руб.

тыс. руб.

%

план

%

факт

%

Балансовая прибыль

606

+134

625

+130

725

+145

72

Внереализационные расходы

153

-34

145

-30

225

-45

72

Прибыль от реализации продукции

453

100

480

100

500

100

-


 

Как показывают данные, план по балансовой прибыли выполнен на 16% (725/625). Но увеличение прибыли от реализации продукции небольшой – на 4,17%. Это связано с увеличением внереализационных расходов на 72 тыс. рублей. Важными факторами роста прибыли от реализации продукции являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

Валовая прибыль уменьшилась за счет расходов на 72 тыс. рублей к расходам относятся штрафы, пени и другие санкции за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков, налог на имущество, на благоустройство города, на природоохранные и пожарные мероприятия, не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.

Таблица 5.

Анализ состава, динамика расходов за отчетный год.

Наименование 

2008г.

2009г.

Абсолютное отклонение к 2010г., тыс. руб.

тыс. руб.

%

план

%

факт

%

Штрафы за нарушение  условий хозяйственных договоров

4,8

3,1

4,5

3,2

7,2

3,6

+2,4

Потери от простоев

2,2

1,4

1,5

1,1

1,7

0,85

-0,5

Налоги: на имущество, на благоустройство и другие сборы

120

78,5

120

85,1

120

60

-

Некомпенсируемый убыток от пожара

-

-

-

-

86,1

30,6

+86,1

Прочие расходы

26

17

15

10,6

10

5

-16

ИТОГО:

153

100

141

100

225

100

+72


Расходы в 2009 году возросли на 72 тыс. рублей, основную долю расходов составляют расходы на уплату налогов и убыток от пожара в 2009 году на 86,1 тыс. рублей.

 

 

2.2.2. Оценка прибыли от реализации продукции.   

 

Основную часть прибыли ООО  «Горячий Хлеб» получает от реализации продукции.

Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.

Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит  предприятие, и наоборот. Зависимость  прибыли от этого фактора при  прочих разных условиях прямо пропорциональная. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия не отложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в зависимости  от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции, зависящее от технического совершенствования ее производства, проведение работ по модернизации.

Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо  пропорционально, то связь между  величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Этот фактор находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

В процессе анализа изучим динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определим факторы  изменения ее суммы.

 

 

 

Таблица 6.

Исходные данные для факторного анализа

прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции  за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки

7200

7220

7236

Полная себестоимость  реализованной продукции

6720

6730

6736

Прибыль от реализации продукции

480

490

500


 

Расчет влияния факторов на сумму  прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные таблицы. План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 20 тыс. рублей (500-480), или на 4,17%.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль  умножить на процент перевыполнения плана по реализации продукции в  оценке по плановой себестоимости и  результат разделить на 100:

    480 × 4,17% / 100 = + 20 тыс. рублей.

Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливают  сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический  объем продаж:        6730 – 6736 = - 6 тыс. рублей.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

7236 – 7220 = + 16 тыс. рублей.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет 104,16%. Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли не увеличилась бы на 4,17% и составила 500 тыс. рублей (480 × 104,17% / 100).

 Определяем сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого, от условной выручки вычитаем условную сумму затрат. Прибыль при таких условиях составит 490 тыс. рублей (7220 – 6730).

Подсчитаем также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки вычитаем условную сумму затрат. Сумма прибыли в данном случае получится 506 тыс. рублей (7236 – 6730).

По данным расчета можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции:   500 – 480 =  + 20 тыс. руб.

структуры товарной продукции:  490 – 500 =  - 10 тыс. руб.

средних цен реализации:   506 – 490 =  + 16 тыс. руб.

себестоимости реализованной продукции: 500 – 506 =  - 6 тыс. руб.

ИТОГО:        + 20 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что  план прибыли превышен в основном за счет увеличения объема продаж на 20 тыс. рублей и за счет увеличения среднереализационных цен на 16 тыс. рублей.

Изменение структуры товарной продукции  способствовало снижению суммы прибыли  на 10 тыс. рублей. В связи с повышением себестоимости продукции сумма  прибыли уменьшилась на 6 тыс. рублей.

Таблица 7.

Совокупное влияние  факторов на прибыль.

Фактор

Размер влияния,

тыс. руб.

Расчет

Количество реализованной  продукции

-20

500-480

Структура реализованной  продукции

-10

490-500

Средний уровень цен

+16

7236-7220

Себестоимость

-6

500-506

ИТОГО:

+20

 

 

Полученные результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики предприятия и поиска резервов снижения себестоимости и увеличения прибыли от реализации.

3. Рекомендации по  совершенствованию использования прибыли.

 

Прибыль как основная форма денежных накоплений на ООО «Горячий Хлеб» представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда основными источниками роста прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, улучшение ассортимента продукции, а также среднереализационная цена единицы продукции.

В условиях развития предпринимательской  деятельности создаются объективные  предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.

Основной источник денежных накоплений ООО «Горячий Хлеб» – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию хлебобулочных изделий.

Поэтому для увеличения размера  выручки от реализации продукции  и соответственно прибыли нужно  увеличить количество, то есть ассортимент  выпускаемой продукции: хлеба, хлебобулочных  и кондитерских изделий, качество произведенной  и реализованной продукции, то есть использовать при производстве хлебобулочных изделий высококачественное сырье.

 Виды и уровень применяемых  цен определяют в конечном  счете объем выручки от реализации  продукции, а следовательно, прибыли.

На изменение уровня цен оказывают  влияние инфляционные процессы, конъюнктура рынка, качество продукции.

Важная задача предприятия –  получить прибыль при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств  и наиболее эффективного использования.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения резервов роста  прибыли по первому источнику  необходим выявленный ранее резерв роста объема и реализации продукции  умножить на фактическую прибыль  в расчете на единицу продукции  соответствующего вида.

 

 

Таблица 8.

Резервы роста прибыли за счет

увеличения объема реализации продукции.

Вид продукции

Резервы увеличения объема реализации, тыс. руб.

Фактическая сумма прибыли  на 1т, тыс. руб.

Резерв увеличения суммы  прибыли, тыс. руб.

Хлеб 

1,94

0,700

1,36

Булочная 

2,10

0,980

2,06

Кондитерская

1,74

1,790

3,11

Прочая 

1,06

2,050

2,17

ИТОГО:

-

-

8,70


 

Подсчет резервов увеличения прибыли  за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости  каждого вида продукции умножают на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.

Таблица 9.

Резервы увеличения суммы прибыли 

за счет снижения себестоимости  продукции.

Вид продукции

Резерв снижения себестоимости 1т продукции, тыс. руб.

Возможный объем реализации продукции, тыс. руб.

Резерв увеличения суммы  прибыли, тыс. руб.

Хлеб 

0,20

50,44

10,09

Булочная 

0,12

55,10

6,61

Кондитерская 

0,10

32,24

3,22

Прочая 

0,13

26,65

3,46

ИТОГО:

-

-

23,39

Информация о работе Прибыль как основной результат деятельности предприятия, ее формирование и использование