Прибыль и резервы роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной работы является выработка методических и практических рекомендаций анализа прибыли предприятия, определение резервов роста прибыли на исследуемом предприятии.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории;
2. Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Прибыль различают:

  • по видам деятельности (прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т.д.);
  • по видам продукции (прибыль от первого, второго и последующих изделий);
  • по разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставный капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы и т.д.);
  • по структурным подразделениям предприятия (прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);
  • по времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);
  • по полноте составных элементов (прибыль валовая, балансовая, чистая, дивиденды);
  • по направлениям использования (капитализированная, выплаченная в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т.д.);
  • по методу группировки доходов и расходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия и т.д.);
  • по степени обобщения (прибыль консолидированная и реструктурированная).

Для расчета показателей  прибыли необходимо знать доходы и текущие расходы. Расходы бывают двух видов - текущие и капитальные. Капитальные расходы - это вложения в активы, т.е. инвестиции.

Текущие расходы —  это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, т.е. себестоимость товара по видам  деятельности. В себестоимости продукции  находит отражение перенесенная стоимость основных средств в  виде амортизации и списанные на производство продукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов.

Текущие расходы, учитываемые  при определении прибыли от управления капиталом, выступают в виде эксплуатационных издержек, включаемых в состав арендного  платежа; отрицательной курсовой разницы; расходов, связанных с демонтажем оборудования, и т.д.

Методика расчета  основных показателей прибыли предприятия.

Прибыль по видам  деятельности это выручка от реализации продукции по видам деятельности без налогов с продаж, минус себестоимость продукции работ, услуг.

Прибыль от управления капиталом - это доходы от передачи имущества третьим лицам минус текущие расходы.

Прибыль от внереализационных  операций - это доходы от внереализационных операций минус расходы по внереализационным операциям.

Балансовая  прибыль это прибыль по видам деятельности плюс прибыль от управления капиталом, плюс прибыль от внереализационных операций.

Чистая прибыль (нераспределенная) - это балансовая прибыль минус налоги из прибыли.

Капитализированная  прибыль - это чистая прибыль минус дивиденды и минус, текущие выплаты из прибыли.

В связи с тем, что  в бухгалтерском учете есть специфика  группировки затрат и ежегодно вносятся изменения в формулировки отдельных  показателей, поэтому существуют разные трактовки отчетных данных предприятий. Так например, статья себестоимости продукции в отчете о прибылях и убытках представлена без управленческих расходов и расходов на реализацию. По состоянию на 2011 год в бухгалтерском отчете о прибылях и убытках представлены следующие показатели прибыли и методика их расчета.

Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), за исключением суммы полученной организацией государственной помощи на покрытие разницы в ценах и тарифах, себестоимостью реализованных товаров, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг рассчитывается как разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), за исключением суммы полученной организацией государственной помощи на покрытие разницы в ценах и тарифах, и себестоимостью реализованных товаров, работ, услуг.

Прибыль (убыток) рассчитывается как сумма прибыли (убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов, прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов.

Прибыль (убыток) до налогообложения как разница между показателем прибыли (убытка) и доходами и расходами, учитываемыми при налогообложении.

Чистая прибыль (убыток) рассчитывается:

Прибыли (убытка) минус  налоги, сборы и платежи из прибыли.

Для понимания, осмысления, планирования и анализа показателей  прибыли необходимо знать практику бухгалтерского учета и выполнять необходимые корректировки с целью обеспечения сопоставимости исходных данных.

Существуют три основных направления повышения прибыли:

  • технические;
  • организационные;
  • экономические.

Технические способы повышения прибыли базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного технологического оборудования с целью приведения качества продукции в соответствие с международными стандартами.

Организационные пути увеличения прибыли проявляются в улучшении организации производства, труда и управления.

Существуют так же экономические рычаги повышения прибыли, а именно:

  • стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы;
  • наличие конкурентной среды, способствующей поиску резервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурентоспособной продукции;
  • материальное поощрение персонала за творческую и ответственную работу, обеспечивающее рост деловой активности.

На каждом предприятии  должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение выпуска продукции;
  • улучшение качества продукции;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня  мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Изменение суммы прибыли  во времени происходит под воздействием множества факторов. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия, имеет большое значение для поиска резервов ее увеличения. По направленности влияния они делятся на внешние (независящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива).

В числе внешних факторов основное влияние на размер и темпы изменения прибыли оказывает налоговая система государства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, регулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и государства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность.

Внутренние факторы в свою очередь подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны с коммерческой деятельностью предприятия, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениями партнеров. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, т.е. средств труда, предметов труда и труда персонала.

В составе производственных факторов выделяются экстенсивные и  интенсивные группы факторов. К экстенсивным факторам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и др.). К интенсивным факторам относятся те, которые свидетельствуют о повышении эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных площадей и оборудования, рационализация всех сфер деятельности предприятия).

В процессе производства продукции и услуг перечисленные факторы, влияющие на рост прибыли, находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Практическое воздействие  на формирование, распределение и  использование прибыли осуществляется через механизм управления прибылью, включающий:

  • регулирование финансовой деятельности предприятия (государственное, рыночное и внутреннее);
  • финансирование деятельности предприятия (целевое государственное финансирование, кредитование, лизинг);
  • страхование финансовой деятельности предприятия (внешнее страхование и самострахование);
  • рычаги финансово-экономического воздействия на прибыль (цена, штрафы, налоги, амортизационные отчисления, проценты по кредитам, дивиденды, затраты на производство и реализацию продукции и др.);
  • финансовые инструменты (кредитные, страховые и депозитные договоры и др.);
  • финансово-экономические методы анализа (экономико-математические, экономико-статистические, экспертные, динамические и др.).

В процессе управления прибылью предприятия основная роль отводится  формированию прибыли от реализации продукции.

Основные задачи управления прибылью подчинены реализации целевой взаимосвязи личных, коллективных и государственных интересов.

Основные задачи управления прибылью:

1. Обеспечение опережающего  увеличения прибыли по сравнению  с возрастанием ресурсного потенциала предприятия;

2. Максимальное использование  резервов увеличения прибыли  за счет операционной деятельности  и реального инвестирования;

3. Обеспечение оптимального  соответствия увеличения прибыли  уровню риска в процессе управления;

4. Повышение рыночной  стоимости предприятия за счет эффективного управления процессами распределения чистой прибыли на капитализируемую и накапливаемую части;

5. Обеспечение увеличения  прибыли как источника формирования  финансовых ресурсов предприятия  и доходов государственного бюджета;

6. Обеспечение выплаты  необходимого уровня, дохода на  инвестированный капитал собственникам  предприятия. Минимальный уровень  дохода должен равняться средней  норме доходности на рынке  капитала, а также возмещать предпринимательский  риск и инфляционные потери;

7. Сочетание интересов  собственников предприятия и  его персонала через разработку  модели участия персонала в  прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ И РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ  ОАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА "БЕЛКОММУНМАШ"

 

 

2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика предприятия

 

Открытое акционерное общество «БЕЛКОММУНМАШ» создано на основании приказа минского городского территориального фонда государственного имущества от 30 декабря 2009 года № 142 путём преобразования Минского государственного производственного унитарного предприятия «БЕЛКОММУНМАШ». Холдинг «БЕЛКОММУНМАШ» создан на базе ОАО «БЕЛКОММУНМАШ» путем выделения из него отдельных структурных подразделений в обособленные юридические лица в форме специализированных дочерних предприятий:

- ССЦ «БЕЛКОММУНМАШ» (образовано с целью оказания услуг сервисно-сбытового характера, гарантийного и послегарантийного обслуживания производимой холдингом техники);

- НТПЦ «БЕЛКОММУНМАШ» (образовано с целью оказания услуг в сфере инженерно-конструкторских разработок, производства опытных образцов, сертификации горэлектротранспорта).

Предметом деятельности предприятия являются: экспериментальные разработки троллейбусов, трамваев, сантехарматуры, пожарной техники, иной техники коммунального назначения, их внедрение, производство и реализация. Производство троллейбусов и трамваев в общем объеме занимает 97,5%.

В настоящее время ОАО «БЕЛКОММУНМАШ» – ведущее предприятие в сфере производства городского электрического транспорта.

Органами управления ОАО «БЕЛКОММУНМАШ» являются:

  • Общее собрание акционеров;
  • Наблюдательный совет;
  • Исполнительные органы (директор).

Контрольным органом  ОАО «БЕЛКОММУНМАШ» является ревизионная комиссия.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления ОАО «БЕЛКОММУНМАШ». Общее руководство деятельностью ОАО «БЕЛКОММУНМАШ» в период между общими собраниями акционеров осуществляет наблюдательный совет.

Руководителем ОАО «БЕЛКОММУНМАШ» является генеральный директор. Штатным расписанием предприятия предусмотрено наличие шести штатных заместителей руководителя предприятия: первого заместителя ген. директора, заместителя ген. директора по маркетингу и продажам, заместителя ген. директора по закупкам и заместителя ген. директора по идеологической и кадровой работе, социальным вопросам. Техническую политику, перспективы развития предприятия, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства определяет главный инженер, который также является заместителем директора.

Информация о работе Прибыль и резервы роста