Предприятие в системе общественной организации производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Экономика любого государства тесно взаимосвязана с экономическим положением конкретных предприятий, которые являются исходным элементом формирования благосостояния всей страны. Развитие рыночной экономики подразумевает практически полную самостоятельность хозяйствующих субъектов, но необходимо понимать, что свобода всегда относительна, и, не смотря на то, что она не контролируется прямыми средствами государственного воздействия, свобода всегда ограничивается возможностями. Возможности в условиях развитого рынка – это спрос на производимую предприятия продукцию. То есть, экономическая деятельность любого коммерческого предприятия, даже в условиях свободного рынка, всегда подлежит регулированию при помощи определённых рыночных механизмов.ий 10
3. Комбинирование производства. Эффект диверсификации
производства 13
4. Задача

Содержание

Введение 3
1. Специализация и кооперирование предприятий: понятие, виды,
формы, показатели уровня 4
2. Концентрация производства. Обоснование оптимального размера
предприятий 10
3. Комбинирование производства. Эффект диверсификации
производства 13
4. Задача 17
Заключение 19
Библиографический список 20

Работа содержит 1 файл

Экономика организации.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

г) доля предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;

д) средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.5

2. Концентрация производства. Обоснование  оптимального 

    размера предприятий

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация на предприятии может  развиваться на основе различных  форм:

• увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);

• увеличения выпуска разнородной  продукции (универсальные предприятия);

• развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);

• развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии  может быть достигнута путем:

• увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

• применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

• одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;

• развития комбинирования взаимосвязанных  производств.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная  концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Обоснование оптимального размера предприятий.

В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.

                                                                          (1)

где Сi – себестоимость продукции по i-му варианту;

EH – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Кi – капитальные вложения по i-му варианту;

ЗTPi – транспортные расходы по i-му варианту.

Оптимальным считается  такой размер предприятия, при котором  достигается минимум приведенных  затрат.

В отечественной литературе известен и графический метод  определения оптимального размера  предприятия, суть которого показана на рисунке 1.

Рисунок 1 – Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции от объема производства

А – внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции;

В – внепроизводственные затраты;

П – полные затраты на производство и реализацию продукции.

На рисунке 1 показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П = А + В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.

В западной литературе оптимальный  размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.

Эта концепция изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Одна из возможных кривых зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства

На этом рисунке экономия издержек от роста масштабов производства достигается на участке АБ, затем  до точки В издержки остаются постоянными, а на отрезке ВС они возрастают.

Минимальный эффективный  размер предприятия достигается на участке OV1, и он продолжается до точки V2, так как на участке V1 – V2 фирма обеспечивает себе минимальные средние издержки.

Участок кривой ВС характеризует  рост средних издержек производства от увеличения объема производства, т. е. для фирмы наращивать объемы выпуска продукции больше V2 невыгодно.

Для того чтобы этот методический подход для определения оптимального размера предприятия мог использоваться в отечественной практике, необходимо на каждом предприятии определять кривую зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства.6

3. Комбинирование производства. Эффект диверсификации 

   Производства

Комбинирование как  самостоятельная форма организации  общественного производства возникла позже остальных, на рубеже 19-го и 20-го веков, когда уровень концентрации, специализации, кооперации и научно-технический прогресс достигли достаточно высокого развития. Комбинирование – не только важнейшая, но и эффективнейшая форма организации производства. В комбинировании производства наиболее ярко проявляется закон обобществления труда, преимущества интеграции.

Комбинирование производства обстоятельно исследовано основоположниками  различных экономических школ и, в первую очередь, К. Марксом при анализе товарного производства. Научное определение комбинирования, признанное всеми экономистами, дано В.И. Лениным, исследуя высококонцентрированное товарное производство и возникшие крупные монополии и монополистические объединения.7

Комбинирование как специфическая общественная форма организации производства – это процесс органического сочетания в одном предприятии (комбинате) многих производств, которые принадлежат к разным отраслям промышленности или народного хозяйства в целом.

К характерным признакам комбинированного предприятия (комбинату) принадлежат:

  • объединение разнородных производств;
  • пропорциональность разнородных производств;
  • технико-экономическое и организационное единство производства;
  • единственное энергетическое хозяйство, совместные вспомогательные и обслуживающие производства.8

Комбинирование производства представляет процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья, комплексного использования сырья и отходов производства.

Различают три основные формы комбинирования, основанные:

• на последовательном выполнении технологических стадий обработки сырья (металлургический комбинат, на котором осуществляются такие технологические стадии обработки, как «железная руда – чугун – сталь – прокат»);

• на использовании отходов  производства (сочетание цветной металлургии с химической промышленностью путем использования отходов, возникающих при переработке руды (сернистого ангидрида) для производства серы);

• на комплексном использовании  сырья, материалов, энергии и отходов. Примером этой формы комбинирования могут служить: нефтехимические комбинаты, в которых осуществляются комплексная химическая переработка нефти и попутных газов, нефтедобыча и нефтепереработка для производства синтетических материалов; железорудные горно-обогатительные комбинаты, на которых кроме добычи и обогащения кварцитов используются вскрышные породы для выпуска самой различной продукции – щебня, цемента, кирпича, мела и других строительных материалов.

Развитие комбинирования на отдельных предприятиях зависит в первую очередь от их специфики.

Для определения уровня развития комбинирования на предприятии могут быть использованы следующие показатели:

• доля продукции, полученной в результате комбинирования производства, в общем объеме выпускаемой продукции по предприятию;

• степень извлечения полезных компонентов из исходного  сырья;

• степень использования  отходов производства на предприятии, которая определяется отношением количества используемых отходов к их общему количеству;

• количество наименований побочной продукции, производимой на предприятии за счет комбинирования производства.

Диверсификация производства – одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Например, Лебединский ГОК (КМА) на основе диверсификации производства стал кроме железнорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30 % общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях перехода нашей  страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано  со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

• более полному использованию  ресурсов предприятия;

• наиболее полному насыщению  рынка необходимыми товарами и услугами;

• проведению антимонопольной  политики.

В России в связи с  переходом на рыночные отношения  многие промышленные предприятия оказались  в сложном экономическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод, что диверсификация является панацеей от всех бед.

Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.

Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для  наших условий диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.9

4. Задача

Определить  оптимальный размер предприятия. Исходные данные:

 

Показатели

Варианты

1

2

3

4

1. Производственная мощность, шт/год.

2. Капитальные вложения, млн руб.

3. Коэффициент снижения условно-постоянных расходов, доли единицы.

4. Средний радиус перевозок.

 

500

 

50

 

 

 

1,0

 

400

 

1000

 

90

 

 

 

0,9

 

700

 

2000

 

170

 

 

 

0,75

 

950

 

3000

 

240

 

 

 

0,70

 

1700


 

Условно-переменные расходы на единицу  продукции – 32 тыс. руб. 

Условно-постоянные расходы на единицу  продукции для предприятия мощностью 500 изд./год – 20 тыс. руб. Вес изделия – 20 т.

Для справки:

 

Дальность перевозок, км

Стоимость перевозок 1 т груза, руб.

До 600

600-1000

1000-1500

более 1500

100

150

200

300


 

Решение:

Определим приведенные  затраты:

3i = Сi + Еi * Кi + Зтрi => min,

где 3i –  приведенные затраты;

Ci – себестоимость продукции;

Ei – нормативный коэффициент эффективности капитальных

вложений (0,15);

Ki – капитальные вложения;

Зтрi – транспортные расходы.

Показатели

Варианты

 

1

2

3

4

1. Производственная мощность, шт. / год

500

1000

2000

3000

2. Капитальные вложения, млн. руб.

50

90

170

240

3. Коэффициент снижения  условно-постоянных расходов, доли  единиц

1

0,9

0,75

0,70

4. Средний радиус перевозок

400

700

950

1700

5. Себестоимость продукции, тыс.  руб. (стр. 1 х условно-переменные расходы на 1 продукции + условно-постоянные расходы на 1 продукции)

26000

50000

94000

138000

6. Условно-постоянные  расходы на единицу продукции,  тыс. руб. (стр. 3 х 20 тыс. руб.)

20

18

15

14

5. Транспортные расходы,  тыс. руб. (стр. 4 х стоимость перевозок х вес изделия)

800

2100

2850

10200

6. Приведенные затраты, тыс. руб.

34300

65600

122350

148236

Информация о работе Предприятие в системе общественной организации производства