Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:23, контрольная работа
Экономика любого государства тесно взаимосвязана с экономическим положением конкретных предприятий, которые являются исходным элементом формирования благосостояния всей страны. Развитие рыночной экономики подразумевает практически полную самостоятельность хозяйствующих субъектов, но необходимо понимать, что свобода всегда относительна, и, не смотря на то, что она не контролируется прямыми средствами государственного воздействия, свобода всегда ограничивается возможностями. Возможности в условиях развитого рынка – это спрос на производимую предприятия продукцию. То есть, экономическая деятельность любого коммерческого предприятия, даже в условиях свободного рынка, всегда подлежит регулированию при помощи определённых рыночных механизмов.ий 10
3. Комбинирование производства. Эффект диверсификации
производства 13
4. Задача
Введение 3
1. Специализация и кооперирование предприятий: понятие, виды,
формы, показатели уровня 4
2. Концентрация производства. Обоснование оптимального размера
предприятий 10
3. Комбинирование производства. Эффект диверсификации
производства 13
4. Задача 17
Заключение 19
Библиографический список 20
Контрольная работа № 2
Предприятие в системе общественной организации производства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Специализация и кооперирование предприятий: понятие, виды,
формы, показатели уровня
2. Концентрация производства. Обоснование оптимального размера
предприятий
3. Комбинирование производства. Эффект диверсификации
производства
4. Задача
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Экономика любого государства тесно взаимосвязана с экономическим положением конкретных предприятий, которые являются исходным элементом формирования благосостояния всей страны. Развитие рыночной экономики подразумевает практически полную самостоятельность хозяйствующих субъектов, но необходимо понимать, что свобода всегда относительна, и, не смотря на то, что она не контролируется прямыми средствами государственного воздействия, свобода всегда ограничивается возможностями. Возможности в условиях развитого рынка – это спрос на производимую предприятия продукцию. То есть, экономическая деятельность любого коммерческого предприятия, даже в условиях свободного рынка, всегда подлежит регулированию при помощи определённых рыночных механизмов.
Таким образом, предприятие, осуществляя
финансово-хозяйственную
Рост
конкурентной среды в свою очередь
обуславливает необходимость
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
1. Специализация и кооперирование предприятия: понятие,
виды, формы, показатели уровня
В узком смысле, специализация производства – это сосредоточение основной деятельности предприятия на производстве узкого круга продукции.
В широком смысле, специализация производства – это форма общественного разделения труда; сосредоточение производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях. Специализация производства способствует увеличению производства продукции, повышению ее качества, росту производительности труда.
Увеличение числа особых, самостоятельных
отраслей промышленности происходит не
только в результате обособления
производств разнородных
В промышленности различают следующие формы специализации:
- предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);
- подетальная специализация. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы;
- стадийная, или технологическая, специализация. При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;
специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.
В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.
Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства.
Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:
• коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;
• коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.
Специализация тесно
связана с кооперированием
Для оценки и планирования развития специализации производства пользуются следующей системой показателей:
1) количество отраслей и
2) удельный вес специализированного производства в общем выпуске данного вида продукции;
3) удельный
вес продукции,
4) удельный
вес продукции заводов и цехов,
5) количество
групп, видов и типов
Уровень специализации промышленных предприятий характеризуется такими показателями, как:
1) уровень оптимальности объема
производства однородной
2) удельный вес массовой
и крупносерийной продукции
в общем, объеме производства завода, цеха;
3) удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем числе изготовляемых деталей и узлов;
4) удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке станков (оборудования), завода, цеха;
5) количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий и т. д.;
6) коэффициент
серийности по основным
Кооперирование (от латинского «cooperatio» – сотрудничество) производства – форма производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование производства обусловлено ростом общественного и территориального (географического) разделения труда. По территориальному признаку кооперирование производства подразделяется на внутрирайонное и межрайонное, по отраслевому – на внутриотраслевое и межотраслевое.
При кооперировании все предприятия сохраняют самостоятельность. Кооперирование – результат развития общественного разделения труда, специализации производства и условие их дальнейшего углубления. В промышленности кооперированием охватывается лишь часть производственных связей, например поставки заготовок, деталей, узлов по взаимосогласованным техническим условиям заводам, выпускающим готовые машины и оборудование. Большая часть поставок сырья, материалов и т. д. обеспечивается органами материально-технического снабжения.
Наибольшее развитие кооперирование получило в отраслях, производящих сложную продукцию, состоящую из многих частей и деталей (например, в машиностроении). Кооперирование ведёт к снижению издержек производства и способствует увеличению масштабов производства, более полному использованию производственных мощностей, повышению экономической эффективности производства. В промышленности кооперирование организуется как по территориальному, так и по отраслевому принципу.3
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:
предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;
подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);
технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи – ткацким фабрикам; поковок, отливки – машиностроительным заводам).
Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.
Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.
В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:
внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли, и межотраслевые – при кооперировании заводов разных отраслей.
С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины – сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.4
Показателями кооперирования в производстве являются:
1) количество предприятий, коопер
2) удельный вес в себестоимости
готовых изделий, производимых
данным предприятием, полуфабрикатов
и изделий, поступающих со
3) соотношение внутрирайонного и межрайонного кооперирования по отдельным предприятиям и отраслям промышленности.
Большое значение для расширения и совершенствования кооперированных производственных связей имеют установление научно обоснованных цен на комплектующие детали и полуфабрикаты, обеспечивающих экономическую целесообразность кооперирования.
Уровень производственного кооперирования характеризуется следующими показателями:
а) коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;
б) количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;
в) соотношение, объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;
Информация о работе Предприятие в системе общественной организации производства