Предприятие как основное звено рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: Рассмотреть предприятие, как основное звено рыночной экономики.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть предприятие как субъект предпринимательской деятельности.
2.Изучить нормативно-правовое регулирование деятельности предприятий.
3.Более подробно разобрать организационно-правовые формы предприятий.

Содержание

Введение
1. Предприятие как субъект предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предприятия и формы экономической деятельности
1.2 Структура предприятия
1.3 Внутренняя и внешняя среда предприятия
2. Организационно-правовые формы предприятий. Нормативно-правовое регулирование
2.1 Товарищества и общества
2.2 Акционерные общества
2.3 Производственные кооперативы
2.4 Унитарные предприятия
2.5 Малые предприятия
2.6 Кооперация и интеграция предприятий
2.7 Финансово-промышленные группы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная по экономике организации.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Основная масса действующих ныне акционерных обществ организована в результате процесса приватизации.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предъявляет определенные требования к уставам акционерных обществ и формирует их правовую основу.

В соответствии с этим законом акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые. В первом случае участники общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, во втором акции распределяются только между участниками. Число акционеров открытого общества не ограничено, а закрытого - не более 50 человек.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Его размер для открытых акционерных обществ должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, а для закрытых обществ - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством на момент регистрации предприятия. Изменение уставного капитала возможно, во-первых, при изменении номинальной стоимости акций общества, во-вторых, при размещении или сокращении дополнительных акций. Общество не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимального уставного капитала общества.

Акционерное общество - одна из наиболее сложных организационно- правовых форм предприятий. Поэтому в нем должно быть несколько органов управления, внутреннего и внешнего контроля. В уставе общества четко оговаривается распределение компетенций между этими органами, устанавливается порядок принятия решений и действий управляющих органов от имени общества, определяется ответственность за причиненные убытки. Все эти вопросы регламентируются Федеральным законом «Об акционерных обществах», согласно ему управляющими органами акционерного общества являются:

> общее собрание акционеров;

> совет директоров (наблюдательный совет);

> единоличный исполнительный орган (генеральный директор);

> коллективный исполнительный орган (правление, исполнительный совет, исполнительный директор);

> ревизионная комиссия (орган внутреннего контроля над финансово- хозяйственной и правовой деятельностью общества);

> счетная комиссия (постоянно действующий орган общего собрания).

Собрание акционеров является высшим органом управления обществом. Именно через участие в нем владельцы голосующих акций реализуют право на участие в управлении делами общества. Однако собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к его компетенции Федеральным законом, причем перечень вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров.

Общее собрание акционеров избирает совет директоров и его председателя. Совет директоров назначает единоличный, а при необходимости и коллегиальный исполнительный орган. Таким образом, Закон об акционерных обществах, определив максимально допустимый набор органов управления, оставил акционерам возможность выбора вариантов их компоновки.

 

2.3 Производственные кооперативы

Гражданским кодексом вновь введена такая форма предприятия, как производственные кооперативы. Они создаются на основе добровольного объединения граждан для совместной производственной, хозяйственной или иной деятельности, не противоречащей законодательству, основанной на личном трудовом или ином участии.

В производственном кооперативе всем участникам предоставляются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественного взноса. В деятельности производственного кооператива могут принимать участие юридические и физические лица, вносящие лишь имущественный вклад, но не принимающие личного участия в его работе. Это целесообразно в ограниченных количествах для укрепления материальной базы кооператива.

Имущество кооператива образуется за счет денежных и материальных взносов его членов, доходов от производственной деятельности, выкупа арендованных основных фондов, а также за счет имущества неделимых (целевых) фондов. Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно или квалифицированным большинством, если это предусмотрено уставом. Членам кооператива предусмотрена значительная льгота по оплате ими паевого взноса: к моменту регистрации они обязаны внести лишь 10% взноса, а остальные 90% его суммы необходимо оплатить в течение первого года работы кооператива. Эта льгота может распространяться и на финансовых участников.

Прибыль и ликвидационная квота делятся в кооперативе не по размеру главных взносов, а по трудовому участию. Лишь для финансовых участников допустимы исключения, которые предусматриваются уставом кооператива.

 

2.4 Унитарные предприятия

Особая организационно-правовая форма установлена Гражданским кодексом РФ для государственной и муниципальной собственности.

Это унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правами собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество передается собственником в хозяйственное ведение. Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом Российской Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований Мухина И. А. Экономика организации. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2010 г. - 320 с.

Руководитель (директор) такого предприятия назначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо аналогичному органу. Согласно Кодексу предприятие должно иметь наименование с указанием собственника его имущества, например «Федеральное государственное предприятие», «Областное государственное предприятие».

Уставный фонд унитарного предприятия полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Такие предприятия могут создавать другие унитарные предприятия с правом юридического лица путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Унитарные предприятия основываются на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Различают также казенные предприятия, которые создаются по решению Правительства РФ. Оно же утверждает устав и принимает решения о ликвидации предприятия. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет Российская Федерация.

Неустойчивое положение предприятия-собственника в условиях рыночной экономики очевидно. Не случайно их отсутствие в странах с развитыми рыночными отношениями. Создаваемые там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с полным или иным решающим участием государства как учредителя. Однако, учитывая традиции общественного сознания и реалии отечественной экономики, данная форма сохранена не только для государственных и муниципальных предприятий, но и для тех предприятий, которые были созданы частными лицами и общественными организациями до принятия нового Гражданского кодекса РФ.

 

2.5 Малые предприятия

Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП), занимая до 60-70% его общего объема.

Хорошо известны понятие «японское чудо» и роль малого бизнеса в экономике Японии. Только в обрабатывающей промышленности страны функционирует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, что составляет 99% от общего числа предприятий. На них занято около 40 млн. человек (81% всех работающих). В США малый бизнес производит более 60% всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений. На малых предприятиях, которых там более 7 млн., занято около 100 млн. человек.

Прежде чем назвать количественные характеристики малого бизнеса в нашей стране, определимся с терминологией. Российским законодательством установлены два критерия для отнесения предприятий к категории «малых»: численность занятых и удельный вес юридических лиц в уставном капитале.

В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

> в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек; V сельском хозяйстве 60 человек;

> инновационной деятельности 60 человек;

> оптовой торговле 50 человек;

> научно-технической сфере 60 человек;

> розничной торговле и бытовом обслуживании 30 человек;

> остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -- 50 человек.

Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или лиц) превышает 25%. Другими словами, малыми предприятиями считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики действий.

К основным преимуществам малого предприятия можно отнести:

> доступность многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;

> повышенная мобильность, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;

> решение проблемы создания новых рабочих мест;

> низкие накладные расходы и небольшой аппарат управления;

> использование местных сырьевых ресурсов, а во многих случаях и отходов производства.

Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.

Первые малые предприятия в нашей стране создавались как кооперативы на основе Закона «О кооперации», опубликованного в 1986 г. Процесс создания малых предприятий значительно ускорился с публикацией постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий

В нем впервые разрешалось в ограниченных размерах использование на малых предприятиях наемного труда. Постановление также вводило ряд льгот для малых предприятий, действующих в приоритетных для экономики сферах производства. Это способствовало переоформлению многих кооперативов в малые предприятия.

Кроме того, предоставление льгот малым предприятиям стимулировало процессы разукрупнения государственных предприятий и организаций, создания малых предприятий в государственном секторе.

 

Малый бизнес все сильнее воздействует на экономику и процесс ее стабилизации. Исключительное влияние малое предпринимательство оказывает на социальную сферу, оставаясь основным источником создания новых рабочих мест.

В региональной структуре малого бизнеса лидирующее положение занимает Центральный экономический район. Весьма быстро растет число малых предприятий в регионе Северного Кавказа, где складывается одна из наиболее сложных ситуаций в области занятости населения. Однако в целом распределение малых предприятий по регионам страны постепенно выравнивается.

Все более весомым фактором развития сферы малого бизнеса становится система мер его государственной поддержки. Она включает в себя Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды, агентства и центры поддержки предпринимательства.

Использование системы налоговых льгот, создание цивилизованного пространства, информационная поддержка малых предприятий, обучение кадров, налаживание координации между федеральным уровнем и субъектами Федерации в поддержке малого предпринимательства становятся важнейшими факторами, определяющими появление позитивных сдвигов в этой сфере.

 

2.6 Кооперация и интеграция предприятий

На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране происходит структурная перестройка промышленного производства.

Ее цель создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия (кооперация или концентрация).

Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения общих целей без создания при этом единого органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности.

Интеграция предприятий на основе концентрации проводится посредством централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с частичным или полным отказом предприятий от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.

Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм (картелей, синдикатов, пулов и др.) Картель представляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия по объему производства, ценам на товары и услуги, обмену патентами, доле квоты на рынках сбыта и др. Как правило, в картель объединяются предприятия одной отрасли. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором.

Информация о работе Предприятие как основное звено рыночной экономики