Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:58, контрольная работа
Цель исследования: Рассмотреть предприятие, как основное звено рыночной экономики.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть предприятие как субъект предпринимательской деятельности.
2.Изучить нормативно-правовое регулирование деятельности предприятий.
3.Более подробно разобрать организационно-правовые формы предприятий.
Введение
1. Предприятие как субъект предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предприятия и формы экономической деятельности
1.2 Структура предприятия
1.3 Внутренняя и внешняя среда предприятия
2. Организационно-правовые формы предприятий. Нормативно-правовое регулирование
2.1 Товарищества и общества
2.2 Акционерные общества
2.3 Производственные кооперативы
2.4 Унитарные предприятия
2.5 Малые предприятия
2.6 Кооперация и интеграция предприятий
2.7 Финансово-промышленные группы
Заключение
Список использованной литературы
Начальник цеха отвечает за все стороны работы цеха и выполняет все функции технологического и хозяйственного руководства цеха с помощью подчиненного ему цехового аппарата управления.
Функциональными органами управления крупных цехов являются планово-диспетчерское, техническое бюро труда и заработной платы и др. Начальник цеха подчиняется непосредственно директору.
Крупные участки цеха (отделения, пролеты) возглавляют начальники участков (старшие мастера), которым подчинены сменные мастера. Мастер является руководителем и организатором производства и труда на участке. Он подчиняется непосредственно начальнику цеха, а в тех цехах, где имеются начальники участков или начальники смен, соответственно, начальнику участка или смены.
Группой рабочих, объединенных в бригаду, руководит бригадир, который является старшим рабочим и не освобождается от производственной работы, получая доплату к тарифной ставке за выполнение своих обязанностей.
Всей деятельностью предприятия руководит директор (президент, управляющий), который может быть как собственником имущества, так и наемным работником, в последнем случае с ним заключается контракт.
Для обеспечения стратегического, текущего и оперативного руководства предприятием у директора (президента) имеется непосредственно подчиненный ему функциональный аппарат управления и заместители. Каждый из них руководит определенной частью работы по управлению производственным процессом и имеет в своем подчинении соответствующие функциональные службы. В аппарате заводоуправления (управления фирмой) выделяются функциональные структурные подразделения (отделы, службы), а в цехах, как правило, бюро. Аппарат управления включает следующие основные службы:
* оперативного руководства предприятием;
* управления персоналом (социальная служба);
* экономической и финансовой деятельности;
* переработки информации;
* административного управления;
* маркетинга;
* внешних экономических связей;
* технического развития и др.
Каждая служба возглавляется начальником и подчиняется непосредственно директору и одному из его заместителей.
Структура аппарата управления зависит от многих факторов: типа производства, специализации, объема производства, конструктивной сложности изготовляемой продукции и т.д., поэтому структура заводоуправления (управления фирмой) на предприятиях различна.
В системе управления в настоящее время можно выделить три основных направления деятельности.
Первое направление - техническая оснащенность, ориентированная на управление инвестициями и технологией. Ее задачей является создание условий наиболее эффективного использования технологий, оборудования, производственных ресурсов.
Второе направление - организация совместной деятельности персонала, включая распределение заданий по конкретным исполнителям и срокам, контроль исполнения, устранение недочетов и сбоев в работе предприятий.
Третье направление - социальная сторона, которая обеспечивает эффективную работу системы. Она включает подбор и продвижение работников, обеспечение рационального распределения ответственности в ходе принятия решений, эффективную систему оплаты труда и т.д.
1.3 Внутренняя и внешняя среда предприятия
Внутренняя среда предприятия - комплекс факторов, воздействующих на бизнес предприятия изнутри (персонал, технологии, материальные ресурсы, местоположение, менеджмент, маркетинг и т. д.).
Таблица 2. - Факторы внутренней среды предприятия
Факторы внутренней среды | Основное содержание и возможное направление воздействия факторов на эффективность производств |
Производственно, материальные ресурсы
| Соответствие уровня потребления ресурсов лучшим отечественным и зарубежным аналогам: удельный расход материалов, материалоемкость продукции; энергоемкость продукции, отходы производства, экологические штрафы, экономия материальных ресурсов, стимулирование экономии ресурсов, обеспеченность фирмы оборотными средствами, соответствие их расчетным (нормативным) величинам |
Персонал
| Численность рабочих, численность управленческих кадров, механизм управления персоналом, уровень квалификации кадров, затраты на оплату труда, отчисление во внебюджетные фонды, система экономического стимулирования, затраты на переподготовку кадров, производительность труда, эффективность использования персонала |
Продукция
| Соответствие потребительских свойств продукции требованиям отечественного и мирового рынков, система качества продукции; формирование эффективной ассортиментной политики, жизненный цикл продукции; возможности снижения производственных затрат |
Финансы
| Соотношение собственных и заемных средств. Поиск источников финансирования, кредитования и инвестирования. Разработка методик управления финансами
|
Технология
| Соответствие техники, технологии требованиям современного уровня качества продукции. Балансовая стоимость основных фондов, сокращение сроков амортизации основных фондов, реальная загрузка основных фондов, эффективность использования отдельных видов основных фондов |
Инновации
| Оснащение научно-информационной базой предприятия; патентование и лицензирование инноваций; повышение заинтересованности работников во внедрении инноваций. Наличие интеллектуальной собственности, научной базы фирмы, финансовые и кадровые возможности развития собственной НИОКР |
Маркетинг
| Проведение маркетинговых исследований внешней среды предприятия (SWOT-анализ, PEST-анализ). Стимулирование сбыта и выявление каналов товаропродвижения; рекламная деятельность |
Стратегия | Формирование миссии и целей предприятия. Анализ внутренней среды предприятия (SNW-анализ). Разработка стратегических и тактических планов предприятия
|
Информация | Информационные потоки на предприятии. Накопление и обработка баз данных. Система поиска информации. Компьютеризация и техническое оснащение деятельности предприятия |
Менеджмент | Соответствие управленческой структуры предприятии, адекватной организационной структуре, целям и задачам предприяти я. |
НИОКР | Наличие интеллектуальной собственности, научной базы фирмы, финансовые и кадровые возможности развития собственной НИОКР
|
Внешняя среда предприятия - комплекс факторов, воздействующих на предприятие извне (государство, конкуренты, поставщики, потребители и т. д.).
Практически все факторы внешней среды относятся к неконтролируемым со стороны организации и ее служб. Самый хороший план может провалиться из-за негативного воздействия неконтролируемых факторов. Вместе с тем организация может не только приспосабливаться к внешней среде, но и в определенной мере влиять на нее.
Таблица 3.Факторы внешней среды предприятия
Факторы внешней среды | Содержание и возможное направление воздействия на них |
Потребители | Анализ желаемого качества продукции для потребителей, средний уровень дохода, уровень спроса и т. д. |
Поставщики | Поставщики оборудования. Ведение реестра поставщиков оборудования с указанием наименования предприятия, рейтинга фирмы, объемов производства, конкурентных преимуществ, гарантийных обязательств и условий сервисного обслуживания, финансовой характеристики фирмы. Поставщики сырья и материалов. Ведение предприятием реестров поставщиков с указанием наименования предприятия, качества и стоимости материальных ресурсов, условий и возможных объемов поставок, мощность фирмы-поставщика, финансовое положение. Поставщики финансов. Ведение реестра поставщиков с указанием наименования, законодательных ограничений, предельного размера инвестиций (кредита, лизинга), условий и гарантий возвратности, условий страховки, сроков и процентов по кредиту и т. п. Поставщики трудовых ресурсов
|
Конкуренты | Ведение реестра конкурентов с указанием наименования предприятия, ассортимента продукции, преимуществ и недостатков выпускаемой ими продукции, цен реализации и др.
|
Государство | Законодательство: внешнеэкономическая деятельность, налоговая политика государства, правила регистрации предприятия и т. д. |
Экономико-политическая сфера государства | Динамика отраслевых экономических показателей в области и России, индекс инфляции, ставка рефинансирования, численность безработных, средняя заработанная плата, прожиточный минимум, размер ММРОТ и др.
|
Экономико-географическое положение предприятия | Местоположение предприятия должно обеспечивать минимальные затраты по содержанию производственных, офисных помещений, транспортных расходов по материально-техническому обеспечению и реализации продукции, услуги, включая расходы на рекламу; арендная плата, коммунальные и иные платежи
|
2. Организационно-правовые формы предприятий. Нормативно-правовое регулирование.
2.1 Товарищества и общества
Организационно-правовую систему Российской Федерации (РФ) с 1 января 1995 г. определяет новый Гражданский кодекс РФ. Согласно Гражданскому кодексу все предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на некоммерческие и коммерческие.
Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли не является их основной целью, и прибыль распределяется между участниками. Примером таких предприятий являются различные потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации. В дальнейшем названные предприятия не будут рассматриваться.
Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно - правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации (предприятия) с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом.
Товарищества, как правило, представляют собой объединение лиц, а общества - объединения капиталов. Основное отличие между объединениями лиц и капиталов состоит в степени ответственности учредителей перед кредиторами.
Хозяйственные товарищества могут создаваться как полные товарищества или товарищества на вере (коммандитное товарищество).
Полное товарищество отличается двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам любой из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада. Этим обусловлены и особенности правового положения данной формы предприятия и его участников.
Прежде всего товарищество основано на лично-доверительных отношениях, ибо здесь не исключена ситуация, когда сделку от имени товарищества заключает один участник, а имущественную ответственность по ней (при недостатке имущества товарищества) будут нести другие. Потому не случайно, что полные товарищества появились и развиваются как форма семейного предпринимательства.
Товарищество на вере или коммандитное, отличается тем, что оно состоит из двух групп участников. Одни осуществляют предпринимательскую деятельность от имени всего товарищества и при этом несут неограниченную ответственность своим личным имуществом по его обязательствам. Другие не несут такой ответственности, поскольку их вклады становятся собственностью товарищества. Для них существует лишь риск утраты вкладов. Поэтому вкладчики-коммандитисты отстранены от ведения дел в товариществе, сохраняя лишь право на получение дохода на свои вклады, а также на информацию о деятельности товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ограниченной ответственностью организационно правовые формы предприятий, введенные Гражданским кодексом с 1 января 1995 г. вместо товарищества с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью - это разновидность объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятий является деление их уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества.
Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому или юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Для общества с дополнительной ограниченной ответственностью характерны черты общества с ограниченной ответственностью, за исключением имущественной ответственности участников общества. Опыт развития экономики в нашей стране и за рубежом свидетельствует об эффективности объединения индивидуальных капиталов для создания крупных производственных акционерных обществ.
2.2 Акционерные общества
Основная отличительная черта акционерного общества в сравнении с любым другим хозяйственным обществом заключается в том, что его уставный капитал делится на определенное число одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой - акцией. Поэтому акции одного выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость. Акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков - утраты стоимости принадлежащих им акций. Акционирование не только достаточно быстро мобилизует капиталы и порождает разнообразие способов их объединения. Оно также способствует демократизации экономики и оказывает существенное влияние на социальные процессы, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности, получающих право управлять деятельностью предприятия и участвовать в распределении прибыли.
Информация о работе Предприятие как основное звено рыночной экономики