Предпринимательский риск: виды и методы предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Цель исследования настоящего реферата – исследовать основные методы оценки и профилактики коммерческих рисков в современных экономических условиях.
Данная цель определила необходимость решения следующих задач:
− рассмотреть понятие и сущность риска как объективно существующей экономической категории;
− рассмотреть общую классификацию рисков;

Содержание

I.Введение
II.
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками
1.1 Понятие и сущность рисков
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики
1.3 Методы оценки коммерческого риска
III.
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «Русклимат-Петербург»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Русклимат-Петербург»
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Русклимат-Петербург»
2.3 Методы управления (воздействия и профилактики) коммерческими рисками ООО «Русклимат-Петербург»
IV.Заключение
V.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Риски.docx

— 62.51 Кб (Скачать)

 

ещенest.ru

     Такое разнообразие способов классификаций  усложняет решение вопроса о  том, какая же классификация является основной, и в какой степени  она будет способствовать управлению рисками. Классификация рисков, определение  их видов является основой для  проведения качественного анализа  рисков и должна быть ориентирована  на выявление факторов рисков.

     Фактор  – это существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе; исходная составляющая чего-либо. Как правило, в экономической литературе факторы  риска выделяют исходя из места возникновения  – внешние и внутренние.

     В целом выделяют следующие внешние  факторы риска: экономические, политические, техногенные, информационные, социально-демографические, природно-климатические и другие факторы макросреды страны, данного  региона и города, в котором  находятся объект и субъект риска. Различают внешние факторы прямого  и косвенного воздействия. К факторам косвенного воздействия относятся: политическая и экономическая обстановка в стране, экономическое положение  отрасли, международные события, стихийные  бедствия. Под факторами прямого  воздействия экономисты подразумевают: законодательство, регулирующее предпринимательскую  деятельность; действия органов государственного и местного управления; налоговую  систему; взаимоотношения с партнерами; конкуренцию предпринимателей и  т.д.

     В отличие от внешних, внутренние факторы  риска возникают непосредственно  в ходе функционирования предприятия. Воздействие факторов внутренней среды  в основном связано с нарушениями, недостатками в организации, планировании и управлении производством. К таким факторам относятся конкурентоспособность субъекта и объекта риска: персонала, технологий, организационно-технического уровня производства, системы менеджмента и др.

     Группировка внутренних факторов по сферам деятельности предприятия позволяет выявить  характер их влияния на риск. Так, внутренние воспроизводственные факторы связаны  с вопросами инвестиций, подготовки и набора кадров. В сфере обращения  внутренние факторы риска проявляются  при нарушении договорных условий  поставки сырья, материалов и готовой  продукции. Внутренние факторы управленческой деятельности разделяются на стратегические, тактические и оперативные.

     Взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних факторов определяют возникновение  причин и воздействие различных  видов рисков. 

     1.2 Понятие коммерческого  риска, его основные  характеристики 

     Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски, или, иными словами – предпринимательские.

     Коммерческий  риск представляет собой риск, возникающий  в процессе реализации товаров и  услуг, произведенных или купленных  предпринимателем.

     Существуют  следующие основные причины коммерческого  риска:

  • снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами (товарами-заменителями), введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов);
  • непредвиденные потери товара;
  • снижения качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы;
  • сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия;
  • низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции;
  • отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества;
  • форс-мажорные обстоятельства.

     В свою очередь коммерческие риски  также включают в себя некоторые  виды рисков. Так, по структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, торговые, финансовые.

     Имущественные риски – это риски, связанные  с вероятностью потерь имущества  предпринимателя (в том числе  товаров, материалов) по причине кражи, халатности, диверсии, перенапряжения технической и технологической  систем и другими подобными обстоятельствами.

     Торговые  риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине  задержки платежей, отказа от платежа  в период транспортировки товара, не своевременной поставки товара.

     Финансовый  риск характеризуется вероятностью наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными  бумагами, а также риск, который  следует из природы финансовых операций, подразумевающих отношения по поводу формирования, распределения, использования денежных средств. К финансовым рискам относятся следующие виды рисков:

     Ценовой риск – это риск, связанный с  изменением рыночной цены финансового  актива. Большинство финансовых институтов (банки, страховые компании, пенсионные фонды) осуществляют свою деятельность в большей мере за счёт заёмных  средств (вклады, страховые взносы). Полученные средства инвестируются  институциональными инвесторами в  различные рынки – фондовые, государственных  ценных бумаг, товарные рынки, рынки  недвижимости. Каждый финансовый институт через некоторый период времени  должен выполнить свои обязательства  по выплате заёмных средств. Под  влиянием рыночных колебаний стоимость  финансового актива может измениться в неблагоприятную для институционального инвестора сторону, что приведет к затруднениям по выполнению текущих  обязательств перед клиентами или  вкладчиками.

     Кредитный риск – это риск, возникающий  при частичной или полной неплатёжеспособности дебитора. Данному виду риска, в наибольшей степени подвержены банковские организации  в силу профиля своей основной деятельности, как кредитных организаций. Однако другие финансовые институты  также могут быть подвержены кредитному риску, например, при приобретении корпоративных  облигаций. Общепринятой мерой оценки кредитного риска компании или банка  являются кредитные рейтинги, публикуемые  рейтинговыми компаниями. Валютный риск – это риск, связанный с изменением валютного курса национальной валюты к курсу валюты другой страны. Этот вид риска возникает при инвестициях  в иностранные финансовые активы и последующей конвертации иностранной  валюты в национальную валюту инвестора. Риск ликвидности – риск, возникающий  при продаже имеющегося финансового  актива. Этот вид риска означает невозможность быстрой реализации актива без существенного снижения стоимости. Главной мерой ликвидности  является рыночная разница между ценой покупки и продажи (спрэд). Величина спрэда зависит от объёма торгов финансовым активом на рынке. Чем меньше величина объёмов торгов, тем больше величина спрэда. Риску ликвидности могут быть подвержены практически все хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые институты, страховые и инвестиционные компании, банки и пенсионные фонды. Они в ходе своей деятельности субъекты могут приобретать активы различной степени ликвидности. Риск платежеспособности – вид риска, обусловленный тем, что в силу неблагоприятных внешних обстоятельств у компании возникают затруднения с погашением долговых обязательств.

     Операционный  риск – это риск, связанный с  деятельностью персонала предприятия. Составными частями операционного  риска являются следующие:

  • транзакционный риск, который связан с ошибками персонала компании при выполнении транзакционных операций, ошибках в бухгалтерском учёте компании, ошибках расчётов;
  • риск операционного контроля, при котором персонал компании превышает выделенные лимиты, исполняет недобросовестные сделки, совершает умышленное мошенничество;
  • риск систем, подразумевающий риск сбоя программного обеспечения при проведении текущих операций, ошибки в методологии работы, отказе телекоммуникационных систем.

     Инфляционный  риск – это риск, связанный с  макроэкономическим положением в стране. При увеличении инфляции существует риск того, что реальный доход институционального инвестора может уменьшиться  за счёт большой инфляции, хотя в  ходе работы может быть получена валовая  прибыль. Однако часть её, а иногда и вся она, может пойти на покрытие инфляционной спирали. Этот вид риска  ощущают все институциональные  инвесторы, проводящие свои операции в  странах с высокими темпами инфляции. Как правило, это страны с переходным видом экономики.

     Для предпринимателя очень важно иметь ясную картину по наиболее вероятным рискам для его фирмы и для конкретного проекта. Если предприниматель или менеджер действует без учета рисковых ситуаций, то управленческие решения принимаются им в условиях неопределенности, что резко увеличивает риск негативного исхода его деятельности и соответственно материального, морального и прочих видов ущерба. Далее рассмотрим методы оценки коммерческого риска. 

     1.3 Методы оценки  коммерческого риска 

     В основе управления риском, направленного  на снижение вероятности наступления  негативных последствий и величины возможного ущерба, лежит оценка риска, представляющая собой совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствий проявления риска. Различают, как правило, качественную и количественную оценки риска.

     Качественная  оценка (или анализ рисков) направлена на установление существования различных видов риска, определяющих их факторов и причин. Результатом качественной оценки является система рисков. Как правило, картографирование рисков предшествует их количественной оценке. Картографирование позволяет ранжировать причины и области воздействия рисков по степени их влияния на конечные результаты деятельности предприятия.

     Количественная  оценка проводится на основе результатов  качественной оценки рисков. Процесс  количественной оценки состоит в  определении вероятности воздействия  риска и характера его влияния  на показатели деятельности предприятия. Существующие виды количественной оценки риска могут быть классифицированы по следующим признакам:

  1. В соответствии с характером используемой исходной информации:
    1. априорная оценка, основанная на теоретических положениях и выражающая требования к будущим последствиям определенных решений, событий;
    2. эмпирическая оценка, при проведении которой используются фактические отчетные данные за прошедший период времени.
  2. В зависимости от стадии принятия решения (временной аспект риска): оценка «стартового» риска – в идее, проекте, замысле и «финального» - в уже принятом решении, совершенном действии.
  3. В соответствии с полученным результатом: оценка обособленных, отдельных видов риска и комплексного, совокупного его уровня.
  4. В зависимости от степени объективности оценки: субъективная (например, основанная на результатах опроса экспертов), объективная (проводимая на основе статистической информации за продолжительный период времени).

     Актуальность  проблем внедрения и использования  системы управления рисками в  деятельности предприятия обуславливает  существование достаточно большого количества методов оценки риска.

     Условно можно выделить следующие подходы  к оценке рисков:

  1. на основе расчета показателей, характеризующих последствия воздействия рисков;
  2. на основе расчета показателей, характеризующих факторы воздействия риска;
  3. за счет определения показателей, отражающих не только последствия, но и возможности проявления воздействия рисков;
  4. при учете вероятности изменения его воздействия;
  5. на основе построения моделей, сценариев развития событий при различных вариантах и условиях внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

     Первый  подход к оценке рисков является достаточно простым и распространенным. Он применяется  в основном для оценки «финального» риска и заключается в определении значений показателей, характеризующих влияние риска на деятельность предприятия. Как правило, в качестве основных показателей, отображающих воздействие риска, рассматривается величина связанных с ним потерь и прибыль. При этом воздействие риска в большинстве случаев связывают со снижением эффективности производства.

Информация о работе Предпринимательский риск: виды и методы предупреждения