Порядок организации и ведения бухгалтерского учета и анализа основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы - исследование порядка организации и ведения бухгалтерского учета и анализа основных средств на примере Обособленного структурного подразделения «Производственный комбинат» Лельчицкого РайПО.
В данной работе рассматриваются такие вопросы как: экономическая сущность основных средств; нормативно-правовая база учета поступления основных средств; документальное оформление поступления основных средств; порядок проведения и учет результатов инвентаризации основных средств; совершенствование учета поступления основных средств и др.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 189.40 Кб (Скачать)

Учётная политика соответствует следующим  требованиям:

  • полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов деятельности предприятия;
  • отражение фактов хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических условий хозяйствования;
  • тождество данных синтетического и аналитического учёта на первое число каждого месяца, а также с данными бухгалтерской и налоговой отчётности;
  • рациональное и экономное ведение учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

Учётная политика ОСП «Производственный  комбинат» сформирована в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» и нормативными актами по бухгалтерскому учёту и налогообложению.

Ведение бухгалтерского учёта ОСП «Производственный  комбинат» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Бухгалтерский учёт ведётся по автоматизированной  форме, с выходными формами учётных регистров и первичных документов, рекомендованных Министерством финансов Республики Беларусь.

Учётная информация на данном предприятии обрабатывается автоматизировано с использованием программных средств.

Погашение стоимости основных фондов производится путём ежемесячной амортизации, которая начисляется равномерно по утверждённым в установленном порядке нормам амортизационных отчислений от первоначальной стоимости основных фондов. Затраты на ремонт основных фондов предприятия включаются в состав издержек обращения текущего периода.

Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции, связанные с поступлением основных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами.

Все документы  отвечают важным требованиям, таким  как:

  • своевременность составления;
  • соответствие типовым формам;
  • достоверность информации;
  • наличие всех обязательных реквизитов;
  • возможность определения участников хозяйственной операции;
  • возможность длительного хранения.

Обработка документов происходит в бухгалтерии, которая включает в себя:

  • проверку документов по формальному признаку (правильность, четкость и разборчивость заполнения, наличие всех реквизитов, отсутствие исправлений);
  • проверку документов с точки зрения правильности арифметических расчетов;
  • группировку документов;
  • регистрацию («проведение» документа путем составления записей в бухгалтерском учете).
  • хранение.

Предприятие обеспечивает в течение сроков, установленных  законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

2.1 Документальное оформление поступления основных средств

Наиболее  ответственным и значимым при  движении основных средств является правильное оформление документов при  купле-продажи основных средств, их безвозмездной передаче, приобретении по бартерному договору, а также при их прочем выбытии.

Единицей  бухгалтерского учета основных средств  является инвентарный объект. При поступлении на предприятие каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер, который закрепляется за объектом до его выбытия и более не повторяется.

На каждый объект заводится инвентарная карточка, куда заносятся на основании первичных  документов данные, характеризующие  поступивший объект: наименование, дата выпуска, срок полезного использования, норма амортизации, первоначальная стоимость, а также краткая характеристика технических данных и входящие в  объект отдельные приспособления и  принадлежности (Приложение). В книге указывается номер карточки, инвентарный номер объекта, его название и стоимость.

При небольшом  количестве объектов аналитический  учет ведется в инвентарной книге. Карточки и книги хранятся в бухгалтерии в картотеке и регистрируются в Описи инвентарных карточек, где указывается номер карточки, инвентарный номер, наименование объекта, его стоимость, отметка о выбытии.

Все объекты  основных средств закрепляются за материально-ответственными лицами по местам эксплуатации, где  записываются в инвентарный список.

Данные  карточек сверяются с данными  синтетического учета.

Основные  средства поступают на предприятие  в результате:

  • приобретения за плату у юридических и физических лиц;
  • произведенных капитальных вложений при сооружении, строительстве и изготовлении объектов основных средств подрядным или хозяйственным способом;
  • внесения учредителями в счет вклада в уставный фонд предприятия по оценке экспертной комиссии;
  • безвозмездной передачи;
  • обмена на другое имущество;
  • в иных случаях, установленных законодательством (выявленные излишки при инвентаризации, аренда, лизинг и др.) [Нетесова].

Для учета  движения основных средств в качестве первичных учетных документов на предприятии ОСП «Производственный  комбинат»  применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов».

Согласно  постановлению № 23, первичными документами  на поступление основных средств являются:

  • Акт о приемке-передаче объекта основных средств или групп обектов (форма ОС-1);
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН-1);
  • Товарная накладная (ТН – 2).

Для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в ОСП «Производственный комбинат» применяется акт формы ОС – 1.

Указанным актом оформляется ввод в эксплуатацию основных средств, приобретенных  по договорам купли-продажи, безвозмездного получения, а также финансовой аренды (финансового лизинга), если объект основных средств находится на балансе  арендатора (лизингополучателя).

В акте (составляемом в двух экземплярах) указывают первоначальную стоимость  объекта и его основные технические  показатели. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость  и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. К акту прилагают техническую документацию (например, паспорт станка или здания, чертежи), которая содержит полную техническую характеристику объекта [левкович , с. 131].

Форма ОС-1 имеет многофункциональное  назначение, поэтому в ней могут  заполняться не все строки и графы. Например, реквизиты «Утверждаю. Руководитель организации-сдатчика» и «Организация-сдатчик» заполняются при безвозмездной  передаче основных средств.

В разделе 1 « Сведения о состоянии  объекта основных средств на дату передачи» акта формы ОС-1 содержится информация по объектам основных средств, бывшим в эксплуатации. При безвозмездной  передаче основных средств акт формы  ОС-1 заполняется в двух экземплярах, а при покупке – в одном  экземпляре. При этом раздел 1 заполняется  на основании данных передающей стороны (организация – сдатчика), а раздел 2 – организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре [ учет тмц с 14-19].

Накладная ТТН-1 является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы (Приложение). Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем.

Грузоотправителям запрещается предъявлять, перевозчикам – принимать к перевозке, а грузополучателям – принимать грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными.

Товарно-транспортная накладная подлежит применению всеми  юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями республики.

Накладная ТН-2 также является документом строгой  отчетности и используется для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется без участия автомобильных транспортных средств (почтой или др.). Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также складского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.

Товарная  накладная подлежит применению всеми  юридическими лицами независимо от формы собственности.

Накладные также являются первичными документами, на основании которых производится вычет НДС, предъявленного продавцом [ учет тмц с 14-19]..

Таким образом, в ОСП «Производственный комбинат» хозяйственные операции по поступлению основных средств документально оформлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2.2 Бухгалтерский учет  поступления основных средств

Единый  порядок формирования в бухгалтерском  учете информации об основных средствах  организации устанавливается Инструкцией  № 118, а порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций в коммерческих и некоммерческих организациях, исключая банки, иные небанковские кредитно-финансовые организации, организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации) определяется Инструкцией № 127.

Бухгалтерия ведет учет наличия и движения собственных основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также полученных в аренду (лизинг), доверительное  управление на счете 01 «Основные средства». Счет – активный. Сальдо дебетовое  отражает сумму первоначальной стоимости  действующих или находящихся  в запасе и на консервации собственных основных средств организации и полученных в аренду (лизинг), доверительное управление, оборот по дебету – поступление, по кредиту – выбытие объектов по разным причинам, по первоначальной (восстановительной) стоимости.[волчек с 84]

При разработке учетной политики и рабочего плана  счетов субъектами хозяйствования в ОСП «Производственный комбинат» для обособленного учета основных средств открыты к счету 01 «Основные средства» следующие субсчета:

  • 01/1 – «Собственные основные средства»;
  • 01/2 – «Основные средства, взятые в финансовую аренду (лизинг)».

Поступление основных средств также отражается с использованием счета 08 «Вложения в долгосрочные активы». Он предназначен для отражения информации о вложениях организации в объекты долгосрочного пользования, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов. Использование счета обязательно при любом поступлении основных средств и нематериальных активов (кроме отражения излишков, безвозмездного поступления в пределах одного собственника и взносов учредителей). В ОСП «Производственный комбинат» к счету 08 предусмотрены следующие субсчета:

  • 08/1 – «Приобретение и создание основных средств»;
  • 08/2 – «Приобретение и создание инвестиционной недвижимости»;
  • 08/3 – «Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга)»;
  • 08/4 – «Приобретение и создание нематериальных активов»
  • 08/5 – «Приобретение и создание иных долгосрочных активов».

По дебету счета 08 отражается формирование первоначальной стоимости объектов.

Основные средства поступают в  организации и принимаются к  бухгалтерскому учету в следующих случаях (рис. 2.1):

 

 

 

 




 

 


 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Поступление основных средств

П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка

В бухгалтерском учете приобретение основных средств за плату у сторонних лиц отражается следующими бухгалтерскими записями (таблица 2.1):

Таблица 2.1 – Приобретение основных средств за плату

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Отражена  стоимость основных средств, указанная  в расчетных документах поставщиков с обособленным отражением «входного» НДС

08,

18-1

60

Отражена  сумма расходов по доставке основных средств с обособленным отражением «входного» НДС

08,

18-1

60

Отражены  экспортные таможенные пошлины и  сборы, не подлежащие возмещению и включаемые в стоимость объектов основных средств

08

68

Отражена  стоимость материалов, использованных при монтаже и установке объектов основных средств

08

10

Отражена  сумма расходов по оплате труда рабочих  при монтаже и установке объектов основных средств

08

70

Отражена  сумма отчислений по расчетам с ФСЗН

08

69

Отражена  сумма отчислений по расчетам с БРУСП  «Белгосстрах

08

76-2

Отражена  сумма процентов, начисленных за пользование кредитами и займами, полученными на приобретение объектов основных средств до ввода их в  эксплуатацию

08

66, 67

Отражена  сумма курсовых разниц и комиссионный сбор, образованные при покупке иностранной валюты для приобретения объектов основных средств до ввода  их в эксплуатацию

08

97 (57)

Отражена  первоначальная стоимость объектов основных средств при оприходовании в организации

01

08

Информация о работе Порядок организации и ведения бухгалтерского учета и анализа основных средств