Порядок образования и лииквидации предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы определить особенности создания предприятия, поэтому я ставлю перед собой следующие задачи при написании курсовой работы:

- рассмотреть понятие предприятия как объекта и субъекта прав;

- выделить основные виды предприятий;

- определить основные этапы создания предприятия;

- изучить общие требования к учредительным документам юридического лица;

- рассмотреть порядок ликвидации предприятия, и основные формы ликвидации.

Содержание

Введение.....................................................................................................................................4

Глава 1. Понятие предприятия и его виды..............................................................................6

1.1. Понятие предприятия как объекта и субъекта прав........................................................6

1.2. Классификация предприятий..........................................................................................12

Глава 2. Основные требования к созданию предприятия....................................................15

2.1. Порядок создания и государственная регистрация предприятия................................15

2.2. Общие требования к учредительным документам предприятия.................................21

Глава 3. Особенности ликвидации предприятия..................................................................24

3.1. Порядок ликвидации предприятия.................................................................................24

3.2. Основные формы ликвидации предприятия..................................................................37

Заключение...............................................................................................................................43

Список используемой литературы.........................................................................................45

Работа содержит 1 файл

Порядок образования и ликвидации предприятиядля (Экономика и статистика предприятия).doc

— 196.00 Кб (Скачать)

После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом. Юридическое лицо - это организация, которая обладает следующими характерными признаками:

- имеет обособленное имущество;

- отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

- имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;

- может являться истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

Предприятие может принадлежать к различным формам собственности. Законодательство допускает существование следующих форм собственности: частная собственность; государственная собственность; собственность общественных организаций и объединений; смешанная собственность; собственность совместных предприятий.

Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять коммерческую деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп:

- производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;

- предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся мастерские, аудиторские и юридические фирмы и т.п.;

- предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау);

- предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.

Российскими и международными стандартами при регистрации предприятия предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности. При определении отраслевой принадлежности предприятие относят к той или иной отрасли исходя из того вида деятельности, который на момент регистрации является преобладающим.

В рамках любой отрасли действуют предприятия, которые в зависимости от размеров могут быть отнесены к мелким, крупным или средним. Для производственных предприятий и фирм услуг критерием отнесения их к той или иной группе может быть объем производимой продукции или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых фирм – оборот реализации.

В отдельных странах для деления предприятий по количественным параметрам применяются и другие критерии: объем оборота, сумма прибыли (дохода), объем первоначального капитала, объем активов. В Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, независимо от организационно-правовой формы, принимается один показатель: численность персонала, находящегося в штате, и работников, занятых на основе гражданско-правовых договоров.

Хозяйственные товарищества с 1 января 1995г. создаются двух типов: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество). Хозяйственное общество образуется в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, а также дочерних и зависимых хозяйственных обществ.

В соответствии со статьями 113-115 Гражданского Кодекса РФ функционируют и могут создаваться унитарные предприятия (государственные и муниципальные предприятия), основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления имуществом.

Предприятия различных организационно-правовых форм могут создаваться на основе частной, коллективной, государственной и муниципальной собственности, на смешанной и совместной собственности. В зависимости от видов собственности различают частные, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).

Организационно-правовые формы предприятий, действующих на территории Российской Федерации, установлены частью первой Гражданского Кодекса РФ.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Порядок создания и государственная регистрация предприятия

Для создания нового предприятия необходимо пройти ряд обязательных этапов. Начальный этап создания юридического лица является наиболее трудоемким. Он включает в себя разработку проектов договора учредителей и Устава общества. На этом этапе формируется окончательный состав учредителей и образуется рабочая комиссия для разработки необходимой документации. Один из главных вопросов на этом этапе - определение размера Уставного капитала общества, величина которого должна обеспечить его нормальное функционирование. Также учредителям предстоит договориться о размерах своих вкладов. При этом следует иметь в виду, что не менее 50 процентов Уставного капитала должно быть оплачено к моменту государственной регистрации общества (обязательное условие для обществ с ограниченной ответственностью).

На втором этапе создания юридического лица  проводится учредительное собрание. Учредительное собрание действительно, когда на нем присутствуют все учредители или их представители (представители действуют на основании доверенности). Решение об учреждении общества принимается единогласно. Основные вопросы, которые должно решить Собрание, это утверждение Устава общества и избрание органов управления. Также могут решаться и другие вопросы, например, уточняется Уставный капитал, утверждаются оценки вкладов учредителей, сделанные в натуральной форме, льготы для некоторых учредителей или акционеров и т. д.

Третий этап создания юридического лица - открытие накопительного счета (для обществ с ограниченной ответственностью), непосредственно осуществление государственной регистрации в налоговом органе, постановка на налоговый учет, регистрация печати (штампа) организации, присвоение статистических кодов, а также постановка на учет в Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования, открытие расчетного счета в банке, регистрация выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ).

Государственная регистрация является обязательным условием для осуществления предпринимательской деятельности. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.

Обязательность осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст.51 части первой Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого же момента, согласно п. 3 ст. 41 части первой ГК РФ, возникает правоспособность юридического лица, т.е. возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (4). Государственная регистрация организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган). Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319, установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. и индивидуальных предпринимателей (согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".

Порядок государственной регистрации юридических лиц определен Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Действующим законодательством Российской Федерации определен так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, когда регистрирующий орган только проверяет соответствие представленных заявителем учредительных документов и действий учредителей нормам права, но не наделен полномочиями рассматривать вопросы о целесообразности или полезности вновь создаваемого юридического лица.

Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отравлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Законом определено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть только физические лица. К ним относятся:

     руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

     учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

     руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

     конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

     иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие учредительных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде. В случае государственной регистрации юридического лица вносится соответствующая запись в государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган в течение 1 дня с момента регистрации выдает документ, подтверждающий внесение записи в реестр.

Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов.

После завершения регистрации и получения свидетельства о регистрации вся информация о новом предприятии передается в Министерство финансов для включения предприятия в Государственный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций. В регистрационном удостоверении коммерческого предприятия в соответствии с действующими классификаторами указываются коды:

- ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций);

- КОПФ (Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов);

- КФС (Классификатор форм собственности);

- ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов власти и государственного управления);

- ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления);

- ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства);

- ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг);

- ОКП (Общероссийский классификатор продукции).

На заключительном этапе создания нового предприятия участники его полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации), открывают постоянный расчетный счет в банке, предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо. Если предприятие создается как акционерное общество, то его учредители должны осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, в котором указывают предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другую необходимую информацию. Те кто подписались на акции обязаны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 30% номинальной стоимости акций. Если же все акции распределяются между учредителями, то взнос должен составить не менее 50%. Полностью же выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.

Информация о работе Порядок образования и лииквидации предприятия