Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:00, реферат
По данным переписи населения, из общей численности населения республики (10 млн. человек) на население в трудоспособном возрасте приходилось 60%, а на ту часть населения в трудоспособном возрасте, которая не работала по объективным причинам (инвалиды и льготные пенсионеры), – 1,2%. Кроме того, 12% населения было занято в домашнем хозяйстве и в различных видах подсобного хозяйства, находилось на учебе или жило за счет перераспределения доходов, а 8% приходилось на ту часть населения, которая работала, будучи за пределами границ трудоспособного возраста. Определите:
1. Что общего и каковы различия между трудовыми ресурсами как одним из ресурсов экономики и материальными ресурсами?
2. Какой смысл в применении понятия «трудовой потенциал страны»?
3. Охарактеризуйте основные элементы структуры социально-трудовых отношений.
4. Назовите субъекты социально-трудовых отношений, их основные характеристики.
5. Сравните патернализм и партнерство как типы социально-трудовых отношений.
6. Для кого определяется статус занятости?
7. При каких условиях в обществе может быть достигнута полная, продуктивная, свободно избранная занятость?
8. Кто относится к незанятому населению?
9. Какие основные принципы занятости сформулированы в Законе о занятости населения Российской Федерации?
10. Охарактеризуйте основные виды безработицы.
11. Какие показатели характеризуют безработицу?
12. Какова роль дискриминации в существовании первичных и вторичных рынков труда?
13. Назовите основные источники информации о сфере труда.
14. Охарактеризуйте особенности информации, получаемой по каналам государственной статистики, а также информации, предоставляемой специализированными источниками.
1.
Выпуклая форма стандартных
а) возрастающую предельную норму замещения досуга доходом;
б) уменьшающуюся предельную норму замещения досуга доходом;
в) постоянную предельную норму замещения досуга доходом;
г)
уменьшающиеся предельные альтернативные
издержки дополнительного досуга.
2. Если ставка заработной платы возрастает с w1 до w2, часы работы индивидуума возрастают с h1 до h2 (см. рис. 2.15), то можно сделать вывод, что при этом:
а) эффект дохода сильнее, чем эффект замещения;
б) кривая предложения труда для всего рынка труда сдвинется вправо;
в) предложение труда совершенно эластично;
г)
эффект замещения сильнее, чем эффект
дохода.
.
Рис. 2.15
3. Эффект дохода – это:
а)
комбинация досуга и заработной платы,
максимизирующая доход
б) та часть общих изменений в предпочитаемых часах работы, которая происходит из-за изменений в реальном доходе без изменений ставки заработной платы;
в) та часть общих изменений в предпочитаемых часах работы, которая происходит из-за изменений в ставке заработной платы при постоянном реальном доходе или полезности;
г)
та часть изменений в желаемых
часах работы, которая происходит
из-за изменений в относительных ценах
на досуг и товары.
4.
Предположим, что положение
а) эффект дохода сильнее эффекта замещения;
б) эффект замещения сильнее эффекта дохода;
в) и эффект дохода, и эффект замещения увеличивают часы работы;
г)
и эффект дохода, и эффект замещения
уменьшают часы работы.
5.
Допустим, что в ситуации тройственного
выбора (работа за доход, работа
в домашнем хозяйстве, досуг)
функция полезности
а) время работы в домашнем хозяйстве или увеличится, или уменьшится, предложение труда уменьшится;
б) предложение труда увеличится, время работы в домашнем хозяйстве увеличится;
в) предложение труда уменьшится, время работы в домашнем хозяйстве уменьшится;
г)
время работы в домашнем хозяйстве
уменьшится, предложение труда или уменьшится,
или увеличится.
6. Функция полезности для Васи выглядит следующим образом: U = CL, W = 20, P = 10, V = 120, H + L = 24. Сколько часов будет работать Вася:
а) 9;
б) 10;
в) 15;
г)
20?
7. При выборе работать полный рабочий день или не работать вообще Светлана предпочитает работать полный рабочий день. Однако предположим также, что при этом ее предельная норма замещения досуга доходом превышает ставку заработной платы. Можно сделать вывод, что Светлана:
а) будет чувствовать себя недозанятой;
б) вероятно, будет менее склонна к прогулам;
в) будет подрабатывать в вечернее время, даже если заработная плата на второй работе будет несколько ниже;
г)
предпочтет работать неполное рабочее
время, если это возможно при данной
ставке заработной платы.
8. Если ставка заработной платы индивидуума возрастает:
а) существует тенденция замещения времяемких агрегированных благ капиталоемкими агрегированными благами;
б) существует тенденция замещения благ временем в производстве агрегированных благ;
в) больше агрегированных благ будет потреблено, включая блага низшего порядка;
г)
больше времени досуга будет потреблено,
если эффект замещения превышает эффект
дохода.
9.
В определенной семье супруг
А может потенциально
а) супруг А будет стремиться потреблять больше капиталоемких агрегированных благ, чем супруг B;
б) супруг А будет стремиться специализироваться на производстве товаров в домашнем хозяйстве, а супруг B – на рынке;
в) супруг B скорее сможет замещать время на блага в производстве агрегированных благ;
г) супруг B будет потреблять меньше досуга, чем супруг А.
10.
Рис. 2.16
Предположим, что работник находится в точке А (рис. 2.16), работая 40 часов в неделю при оплате труда 6 марок в час. Какой из последующих факторов вызовет движение в точку В и соответствующее увеличение часов работы до 60 в неделю:
а) возможность сверхурочной работы за 9 марок в час;
б) возможность дополнительной работы за 4 марки в час;
в)
снижение ставки заработной платы за
основную работу до
4 марок в час;
г)
увеличение нетрудового дохода?
Задачи
1.
Студенческая стипендия,
Предположим,
что Вы предлагаете Федору работу
за 23 руб. в день. Согласится ли он?
на 1
день – да, на 2 – нет.
2.
Анжела живет в Зеленограде,
она недавно развелась и
В
Зеленограде ей удалось найти
работу за М руб. в неделю. Однако
функция полезности, характеризующая
ее предпочтения, такова, что она не согласилась
на такую зарплату, но с удовольствием
согласилась бы работать 40 часов в неделю
при заработной плате 2М руб. Изобразите
графически линию бюджетных ограничений
и кривые безразличия, отражающие функцию
полезности, характеризующие положение
Анжелы на рынке труда.
3. Предпочтения труд-досуг Павла представлены функцией:
U (C, L) = C2 ´ L.
а) При каких условиях Павел предпочтет обменять один час досуга на дополнительный доход?
б) Ставка рыночной заработной платы равна 1, нетрудового дохода у Павла нет (т.е. C = H, когда H – количество отработанных часов). Определите желательное (т.е. максимизирующее полезность) количество часов работы в день (L + H = 24). Вас удивил результат? Если да, то чем Вы объясните такое количество часов работы Павла?
U=H2L=H2(24+H)=24H2+H3 à max
∂U/∂H= 48H+3H2 =0
H=16
трудоголик
4.
Реальный доход Михаила
а) Используя данные табл. 2.1, изобразите графически линию бюджетных ограничений выбора труд-досуг для Михаила Сергеевича. Объясните экономический смысл формы линии бюджетных ограничений, т.е. почему продукт возрастает уменьшающимися темпами.
б)
Предположим, Михаил Сергеевич предпочитает
работать
8 часов в день при бюджетных ограничениях,
заданных в п. 4а). Начертите кривую безразличия,
соответствующую этому выбору максимизации
полезности.
в) Предположим, Михаил Сергеевич узнает о вакансии, где платят 10 руб. в час. Он рассчитывает, что если он уйдет с фермы, то сможет на свой доход от новой работы покупать те же продукты, которые сейчас производит сам. Он считает, что единица продукта в среднем будет стоить 0,5 руб. Если Михаил Сергеевич перейдет на новую работу, сколько единиц продукта он сможет купить на свою почасовую заработную плату?
г)
Начертите линию бюджетных
д)
Сопоставьте новую линию
Таблица 2.1
Часы работы | Выпуск продукта |
0 | 0 |
1 | 30 |
2 | 56 |
3 | 79 |
4 | 100 |
5 | 119 |
6 | 136 |
7 | 149 |
8 | 160 |
9 | 169 |
10 | 177 |
11 | 184 |
12 | 190 |
13 | 195 |
14 | 198 |
15 | 199 |
16 | 200 |
5.
Предположим, что Георгий
5 руб. в час, отвечая на телефонные звонки
(что было его единственным источником
дохода). После получения диплома он был
назначен на должность торгового представителя
и стал зарабатывать 10 руб. в час.
а)
Начертите линию бюджетных
б) Предположим, что Георгий получает одинаковое удовлетворение от комбинации 19 часов досуга и 30 руб. в день и от комбинации 16 часов досуга и 40 руб. в день. Предположим также, что сокращение досуга еще на 2 часа потребует 20 руб. дохода для компенсации потери и что все три комбинации приносят ту же полезность, что и комбинация 13 часов досуга и 90 руб. На основании этих данных начертите кривую безразличия, отражающую функцию полезности Георгия.
Информация о работе Понятие рынка труда, его элементы, функции