Понятие рынка труда, его элементы, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:00, реферат

Описание работы

По данным переписи населения, из общей численности населения республики (10 млн. человек) на население в трудоспособном возрасте приходилось 60%, а на ту часть населения в трудоспособном возрасте, которая не работала по объективным причинам (инвалиды и льготные пенсионеры), – 1,2%. Кроме того, 12% населения было занято в домашнем хозяйстве и в различных видах подсобного хозяйства, находилось на учебе или жило за счет перераспределения доходов, а 8% приходилось на ту часть населения, которая работала, будучи за пределами границ трудоспособного возраста. Определите:

Содержание

1. Что общего и каковы различия между трудовыми ресурсами как одним из ресурсов экономики и материальными ресурсами?

2. Какой смысл в применении понятия «трудовой потенциал страны»?

3. Охарактеризуйте основные элементы структуры социально-трудовых отношений.

4. Назовите субъекты социально-трудовых отношений, их основные характеристики.

5. Сравните патернализм и партнерство как типы социально-трудовых отношений.

6. Для кого определяется статус занятости?

7. При каких условиях в обществе может быть достигнута полная, продуктивная, свободно избранная занятость?

8. Кто относится к незанятому населению?

9. Какие основные принципы занятости сформулированы в Законе о занятости населения Российской Федерации?

10. Охарактеризуйте основные виды безработицы.

11. Какие показатели характеризуют безработицу?

12. Какова роль дискриминации в существовании первичных и вторичных рынков труда?

13. Назовите основные источники информации о сфере труда.

14. Охарактеризуйте особенности информации, получаемой по каналам государственной статистики, а также информации, предоставляемой специализированными источниками.

Работа содержит 1 файл

etkolgl1vopr.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Глава 1

Вопросы

   1. Что общего и каковы различия  между трудовыми ресурсами как  одним из ресурсов экономики  и материальными ресурсами?

   2. Какой смысл в применении понятия  «трудовой потенциал страны»?

   3. Охарактеризуйте основные элементы  структуры социально-трудовых отношений.

   4. Назовите субъекты социально-трудовых  отношений, их основные характеристики.

   5. Сравните патернализм и партнерство  как типы социально-трудовых отношений.

   6. Для кого определяется статус  занятости?

   7. При каких условиях в обществе  может быть достигнута полная, продуктивная, свободно избранная занятость?

   8. Кто относится к незанятому  населению?

   9. Какие основные принципы занятости  сформулированы в Законе о занятости населения Российской Федерации?

   10. Охарактеризуйте основные виды  безработицы.

   11. Какие показатели характеризуют  безработицу? 

   12. Какова роль дискриминации в  существовании первичных и вторичных  рынков труда?

   13. Назовите основные источники  информации о сфере труда.

   14. Охарактеризуйте особенности информации, получаемой по каналам государственной статистики, а также информации, предоставляемой специализированными источниками.

Задачи  и ситуации

   1. Рассмотрите изменения состояния населения, происшедшие к 2004 г. Определите величину трудовых ресурсов в 2004 г.

   Задание выполняется на основе данных сводного баланса трудовых ресурсов (см. табл. 1.3).

   2. Проанализируете приведенное в сводном балансе (см. табл. 1.3) распределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям за 2002 и 2004 гг. Рассчитайте пропорции в распределении трудовых ресурсов, изменения в них за период 2002–2004 гг. и попытайтесь дать им оценку.

   3. По состоянию на 1 мая 1996 г. органами Государственной службы занятости были зарегистрированы 3 млн. 117 тыс. человек, ищущих работу. Из них граждане, не занятые трудовой деятельностью, составляли 3 млн. 64 тыс., в том числе признаны безработными 2 млн. 771 тыс. (см. рис. 1.7). (По методологии МОТ безработные в этот же период составили более 6 млн. человек.)

   В целом за 2003 г. за консультациями в  Службу занятости обратилось около 16 млн. людей. По состоянию на 1 февраля 2003 г. органами Государственной службы занятости были зарегистрированы 6 млн. 160 тыс. человек, ищущих работу. Из них граждане, не занятые трудовой деятельностью, составляли 6 млн. 065 тыс., в том числе признаны безработными 1 млн. 700 тыс. (По методологии МОТ безработные в этот же период составили 5,9 млн. человек). 

Изменение численности зарегистрированных незанятых  
и безработных граждан в 1996 г
1.

 
 
 

Рис. 1.7 

   Дайте сравнительный анализ происходящим процессам в динамике занятости и безработицы в период 1996–2003 гг. Охарактеризуйте основные причины происходящих изменений.

   4. По данным переписи населения, из общей численности населения республики (10 млн. человек) на население в трудоспособном возрасте приходилось 60%, а на ту часть населения в трудоспособном возрасте, которая не работала по объективным причинам (инвалиды и льготные пенсионеры), – 1,2%. Кроме того, 12% населения было занято в домашнем хозяйстве и в различных видах подсобного хозяйства, находилось на учебе или жило за счет перераспределения доходов, а 8% приходилось на ту часть населения, которая работала, будучи за пределами границ трудоспособного возраста. Определите:

   1) трудоспособное население в трудоспособном  возрасте;

   2) численность экономически активного  населения;

   3) общую величину трудовых ресурсов  республики. 

   5. Население условной республики составляет:

Наемные работники 120 млн. чел.
Лица, работающие на индивидуальной основе 8 млн. чел.
Работодатели 3 млн. чел.
Неоплачиваемые  работники семейных предприятий 2 млн. чел.
Члены кооперативов, товариществ и т.д. 25 млн. чел.
Лица, не имевшие работы, занимавшиеся поиском  работы, готовые приступить к работе 5 млн. чел.
Учащиеся  и студенты дневного отделения 15 млн. чел.
Домохозяйки 17 млн. чел.
Пенсионеры  по старости и иждивенцы 65 млн. чел.
Лица, прекратившие поиски работы 0,5 млн. чел.
Лица  до 16 лет 86 млн. чел.

   Определите:

   1) количество экономически активного  и неактивного населения;

   2) число безработных, уровень безработицы;

   3) уровень экономически активного  населения. 

   6. Вам необходимо подготовить аналитический обзор по проблеме трудоустройства молодежи города. Какие источники информации Вы используете для решения этой задачи? Дополните, предложенный ниже ряд и отметьте рейтинг значимости отдельных источников информации:

   а) данные переписи населения;

   б) данные паспорта города;

   в) сведения высших и средних профессиональных учебных заведений, общеобразовательных школ о выпусках и отсеве учащихся;

   г) сведения о масштабах призыва в вооруженные силы в городе;

   д) сведения о здоровье молодежи в городе;

   е)....

 

Тесты

   1. Кто не относится к категории занятых по Закону о занятости населения в РФ:

   а) военнослужащие;

   б) студенты дневных отделений;

   в) самозанятые;

   г) занятые в домашнем хозяйстве? 

   2. По статусу занятости классифицируется:

   а) население в трудоспособном возрасте;

   б) экономически активное население;

   в) занятое население;

   г) трудоспособное население, в трудоспособном возрасте.  

   3. Под экономически активным населением понимают:

   а) численность занятых и численность  зарегистрированных безработных;

   б) численность трудовых ресурсов и  численность незанятых;

   в) численность занятых и численность  безработных. 

   4. Кто не входит в состав экономически активного населения в соответствии с методологией МОТ:

   а) наемные работники;

   б) лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью;

   в) лица, ведущие домашнее хозяйство;

   г) неоплачиваемые работники семейных предприятий;

   д) члены кооперативов;

   е) прочие лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости;

   ж) работодатели? 

   5. Уровень экономической активности – это:

   а) доля численности экономически активного  населения в общей численности населения;

   б) доля численности экономически активного  населения в численности трудовых ресурсов. 

   6. С помощью каких источников информации определяется количество безработных по методологии МОТ:

   а) переписи населения;

   б) выборочных обследований предприятий;

   в) выборочных обследований домашних хозяйств;

   г) административной статистики? 

   7. Какие из перечисленных балансов трудовых ресурсов являются частными:

   а) рабочей силы предприятия;

   б) народного хозяйства;

   в) квалифицированных рабочих кадров;

   г) использования рабочего времени;

   д) денежных доходов и расходов населения? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2 

Вопросы

   1. Многие экономисты считают, что  происходящая революция в условиях труда заключается в том, что работу теперь можно выполнять, используя установленные дома компьютеры. Предположим, что почасовая заработная плата не меняется. Проанализируйте вероятное влияние этой революции на участие населения в рабочей силе.

   2. С недавнего времени законодательством  предусмотрено предоставление оплачиваемого отпуска по уходу за маленьким ребенком как матери, так и отцу. Проанализируйте влияние введения такого законодательства на участие в рабочей силе замужних женщин и женатых мужчин, изобразив графически изменения в линиях бюджетных ограничений. Обсудите результаты.

   Ответ: пособие – нетрудовой доход. Эффект дохода снижает занятость на рынке  труда.

   3. В 90-х гг. в России резко увеличилось расслоение населения по уровню благосостояния. Какие тенденции в предложении труда различных групп работников наблюдаются в результате этого расслоения?

   4. Для типичного работника начертите  семейство кривых безразличия труд-досуг в период между 9 часами утра и 5 часами вечера и в период между 1 часом ночи и 9 часами утра. Как различается резервная заработная плата в эти два периода?

   5. Как различается величина эффекта  дохода и эффекта замещения для типичного работника при изменении ставки заработной платы в период между 9 часами утра и 5 часами вечера и в период между 1 часом ночи и 9 часами утра?

   6. Из модели предложения труда  следует, что чем выше доход  мужа в семье, тем ниже предложение  труда женой. В экономически  развитых странах за последние 40 лет заработки мужчин, особенно высокообразованных, резко возросли. Одновременно возросло предложение труда замужних женщин, причем особенно резко жен высокообразованных мужчин. Какими факторами можно объяснить это явление? Проиллюстрируйте Ваш ответ графически.

   Ответ: неэкономическими факторами: стремлением к самореализации, стремлению членов одной семьи к схожему уровню (культурному, умственному развитию и пр.)

   7. Определите, больше или меньше  часов предпочтет работать человек, если ставка заработной платы растет, а эффект замещения больше, чем эффект дохода.

   8. Один из способов поддержки  семей с низким уровнем дохо- 
да – увеличение минимальной заработной платы, другой – предоставление целевых пособий. Сравните влияние этих двух способов на предложение труда.

   9. Оцените утверждение:

   «Эффект дохода при любом данном увеличении заработной платы больше для тех, кто в настоящее время работает больше часов, чем для тех, кто работает мало часов или не работает совсем».

   10. Используйте теорию производства в домашнем хозяйстве для описания принятия решений о вступлении в брак, получении образования и профессиональной подготовки, работе по найму, рождении детей.

Тесты

Информация о работе Понятие рынка труда, его элементы, функции