Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:00, реферат
По данным переписи населения, из общей численности населения республики (10 млн. человек) на население в трудоспособном возрасте приходилось 60%, а на ту часть населения в трудоспособном возрасте, которая не работала по объективным причинам (инвалиды и льготные пенсионеры), – 1,2%. Кроме того, 12% населения было занято в домашнем хозяйстве и в различных видах подсобного хозяйства, находилось на учебе или жило за счет перераспределения доходов, а 8% приходилось на ту часть населения, которая работала, будучи за пределами границ трудоспособного возраста. Определите:
1. Что общего и каковы различия между трудовыми ресурсами как одним из ресурсов экономики и материальными ресурсами?
2. Какой смысл в применении понятия «трудовой потенциал страны»?
3. Охарактеризуйте основные элементы структуры социально-трудовых отношений.
4. Назовите субъекты социально-трудовых отношений, их основные характеристики.
5. Сравните патернализм и партнерство как типы социально-трудовых отношений.
6. Для кого определяется статус занятости?
7. При каких условиях в обществе может быть достигнута полная, продуктивная, свободно избранная занятость?
8. Кто относится к незанятому населению?
9. Какие основные принципы занятости сформулированы в Законе о занятости населения Российской Федерации?
10. Охарактеризуйте основные виды безработицы.
11. Какие показатели характеризуют безработицу?
12. Какова роль дискриминации в существовании первичных и вторичных рынков труда?
13. Назовите основные источники информации о сфере труда.
14. Охарактеризуйте особенности информации, получаемой по каналам государственной статистики, а также информации, предоставляемой специализированными источниками.
Глава 1
Вопросы
1. Что общего и каковы различия между трудовыми ресурсами как одним из ресурсов экономики и материальными ресурсами?
2.
Какой смысл в применении
3.
Охарактеризуйте основные
4.
Назовите субъекты социально-
5.
Сравните патернализм и
6. Для кого определяется статус занятости?
7. При каких условиях в обществе может быть достигнута полная, продуктивная, свободно избранная занятость?
8. Кто относится к незанятому населению?
9.
Какие основные принципы
10. Охарактеризуйте основные виды безработицы.
11.
Какие показатели
12.
Какова роль дискриминации в
существовании первичных и
13. Назовите основные источники информации о сфере труда.
14.
Охарактеризуйте особенности
Задачи и ситуации
1. Рассмотрите изменения состояния населения, происшедшие к 2004 г. Определите величину трудовых ресурсов в 2004 г.
Задание выполняется на основе данных сводного баланса трудовых ресурсов (см. табл. 1.3).
2. Проанализируете приведенное в сводном балансе (см. табл. 1.3) распределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям за 2002 и 2004 гг. Рассчитайте пропорции в распределении трудовых ресурсов, изменения в них за период 2002–2004 гг. и попытайтесь дать им оценку.
3. По состоянию на 1 мая 1996 г. органами Государственной службы занятости были зарегистрированы 3 млн. 117 тыс. человек, ищущих работу. Из них граждане, не занятые трудовой деятельностью, составляли 3 млн. 64 тыс., в том числе признаны безработными 2 млн. 771 тыс. (см. рис. 1.7). (По методологии МОТ безработные в этот же период составили более 6 млн. человек.)
В
целом за 2003 г. за консультациями в
Службу занятости обратилось около
16 млн. людей. По состоянию на 1 февраля
2003 г. органами Государственной службы
занятости были зарегистрированы 6 млн.
160 тыс. человек, ищущих работу. Из них граждане,
не занятые трудовой деятельностью, составляли
6 млн. 065 тыс., в том числе признаны безработными
1 млн. 700 тыс. (По методологии МОТ безработные
в этот же период составили 5,9 млн. человек).
Изменение
численности зарегистрированных
незанятых
и безработных граждан
в 1996 г1.
Рис. 1.7
Дайте сравнительный анализ происходящим процессам в динамике занятости и безработицы в период 1996–2003 гг. Охарактеризуйте основные причины происходящих изменений.
4. По данным переписи населения, из общей численности населения республики (10 млн. человек) на население в трудоспособном возрасте приходилось 60%, а на ту часть населения в трудоспособном возрасте, которая не работала по объективным причинам (инвалиды и льготные пенсионеры), – 1,2%. Кроме того, 12% населения было занято в домашнем хозяйстве и в различных видах подсобного хозяйства, находилось на учебе или жило за счет перераспределения доходов, а 8% приходилось на ту часть населения, которая работала, будучи за пределами границ трудоспособного возраста. Определите:
1)
трудоспособное население в
2)
численность экономически
3)
общую величину трудовых
5. Население условной республики составляет:
Наемные работники | 120 млн. чел. |
Лица, работающие на индивидуальной основе | 8 млн. чел. |
Работодатели | 3 млн. чел. |
Неоплачиваемые работники семейных предприятий | 2 млн. чел. |
Члены кооперативов, товариществ и т.д. | 25 млн. чел. |
Лица, не имевшие работы, занимавшиеся поиском работы, готовые приступить к работе | 5 млн. чел. |
Учащиеся и студенты дневного отделения | 15 млн. чел. |
Домохозяйки | 17 млн. чел. |
Пенсионеры по старости и иждивенцы | 65 млн. чел. |
Лица, прекратившие поиски работы | 0,5 млн. чел. |
Лица до 16 лет | 86 млн. чел. |
Определите:
1)
количество экономически
2) число безработных, уровень безработицы;
3)
уровень экономически
6. Вам необходимо подготовить аналитический обзор по проблеме трудоустройства молодежи города. Какие источники информации Вы используете для решения этой задачи? Дополните, предложенный ниже ряд и отметьте рейтинг значимости отдельных источников информации:
а) данные переписи населения;
б) данные паспорта города;
в) сведения высших и средних профессиональных учебных заведений, общеобразовательных школ о выпусках и отсеве учащихся;
г) сведения о масштабах призыва в вооруженные силы в городе;
д) сведения о здоровье молодежи в городе;
е)....
Тесты
1. Кто не относится к категории занятых по Закону о занятости населения в РФ:
а) военнослужащие;
б) студенты дневных отделений;
в) самозанятые;
г)
занятые в домашнем хозяйстве?
2. По статусу занятости классифицируется:
а) население в трудоспособном возрасте;
б) экономически активное население;
в) занятое население;
г)
трудоспособное население, в трудоспособном
возрасте.
3. Под экономически активным населением понимают:
а)
численность занятых и
б) численность трудовых ресурсов и численность незанятых;
в)
численность занятых и
4. Кто не входит в состав экономически активного населения в соответствии с методологией МОТ:
а) наемные работники;
б) лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью;
в) лица, ведущие домашнее хозяйство;
г) неоплачиваемые работники семейных предприятий;
д) члены кооперативов;
е) прочие лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости;
ж)
работодатели?
5. Уровень экономической активности – это:
а) доля численности экономически активного населения в общей численности населения;
б)
доля численности экономически активного
населения в численности трудовых
ресурсов.
6. С помощью каких источников информации определяется количество безработных по методологии МОТ:
а) переписи населения;
б) выборочных обследований предприятий;
в) выборочных обследований домашних хозяйств;
г)
административной статистики?
7. Какие из перечисленных балансов трудовых ресурсов являются частными:
а) рабочей силы предприятия;
б) народного хозяйства;
в)
квалифицированных рабочих
г) использования рабочего времени;
д)
денежных доходов и расходов населения?
Глава
2
Вопросы
1.
Многие экономисты считают,
2.
С недавнего времени
Ответ: пособие – нетрудовой доход. Эффект дохода снижает занятость на рынке труда.
3. В 90-х гг. в России резко увеличилось расслоение населения по уровню благосостояния. Какие тенденции в предложении труда различных групп работников наблюдаются в результате этого расслоения?
4.
Для типичного работника
5.
Как различается величина
6.
Из модели предложения труда
следует, что чем выше доход
мужа в семье, тем ниже
Ответ: неэкономическими факторами: стремлением к самореализации, стремлению членов одной семьи к схожему уровню (культурному, умственному развитию и пр.)
7.
Определите, больше или меньше
часов предпочтет работать
8.
Один из способов поддержки
семей с низким уровнем дохо-
да – увеличение минимальной заработной
платы, другой – предоставление целевых
пособий. Сравните влияние этих двух способов
на предложение труда.
9. Оцените утверждение:
«Эффект дохода при любом данном увеличении заработной платы больше для тех, кто в настоящее время работает больше часов, чем для тех, кто работает мало часов или не работает совсем».
10. Используйте теорию производства в домашнем хозяйстве для описания принятия решений о вступлении в брак, получении образования и профессиональной подготовки, работе по найму, рождении детей.
Тесты
Информация о работе Понятие рынка труда, его элементы, функции