Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:38, курсовая работа
Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.
Виды структурных подразделений
Состав реквизитов Положения
Раздел 1. «Общие положения»
1.1. Место подразделения в структуре организации
1.2. Порядок создания и ликвидации подразделения
1.3. Подчиненность структурного подразделения
1.4. Основополагающие документы, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности
1.5. Иное
Раздел 2. «Структура и штатная численность подразделения»
2.1. Структура подразделения.
2.2. Порядок изменения структуры подразделения.
2.3. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций.
2.4. Штатная численность.
Раздел 3. «Основные цели и задачи»
3.1. Основные цели.
3.2. Основные задачи.
Раздел 4. «Функции»
Раздел 5. «Права»
Раздел 6. «Взаимодействие»
Раздел 7. «Руководство»
Раздел 8. «Ответственность»
Иные разделы и вопросы
Ознакомление работников подразделения с Положением
Избежать конфликтов и непонимания работниками содержания этого раздела Положения можно иными способами. Для начала необходимо уяснить различие между «правами» и «правомочиями». Под правом понимается свобода субъекта совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения по своей воле и по своему усмотрению, при наличии конкретных условий или вне зависимости от каких-либо условий. Исходя из этого, приведенное выше право финансового отдела может трактоваться следующим образом: финансовый отдел может как принять к исполнению документы с указанными «изъянами», так и не принять (иными словами, финансовый отдел может как воспользоваться своим правом, так и не воспользоваться им).
Предписать работникам совершать определенные действия можно путем определения их полномочий, то есть закрепления и возможности, и обязательности совершать конкретные действия при вполне конкретных условиях.
При формулировании прав и полномочий необходимо соблюдать следующие правила:
1) |
право и полномочие должны
корреспондировать с |
2) |
право должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно отражало возможность совершения определенных действий, а полномочие — и возможность, и обязанность предпринимать определенные действия; |
3) |
если для реализации прав и полномочий рядовыми работниками структурного подразделения необходима санкция руководителя подразделения, то порядок ее получения должен быть описан в Положении; |
4) |
при конструировании этого раздела сначала желательно перечислить полномочия, затем — права, а внутри этих текстовых блоков — сперва основные полномочия (права), а потом второстепенные; |
5) |
если отграничить право от полномочия сложно, то лучше закрепить это действие как право. |
Права подразделяются на распорядительные и организационные; полномочия же, чаще всего, носят распорядительный характер.
К распорядительным правам, например, относятся:
|
право использовать предоставленные подразделению информационные и материальные ресурсы; |
|
право запрашивать от
структурных подразделений |
К правам организационного характера относятся:
|
право инициировать и проводить совещания по вопросам ведения подразделения; |
|
право знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися подразделения и т.д. |
Как полномочия желательно обозначить следующие действия:
|
представлять интересы организации и структурного подразделения во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, сторонними организациями; |
|
по согласованию с руководством организации привлекать внешних специалистов и консультантов для реализации согласованных с руководством проектов; др. |
Здесь же необходимо, что этот раздел Положения о структурном подразделении можно сориентировать как на подразделение в целом, так и на конкретных работников, разделив права и полномочия между руководителем структурного подразделения и его работниками.
Можно привести общий
для всего подразделения
В основном права подразделения реализует его руководитель. Однако их часть, а также ряд полномочий он может делегировать своим подчиненным. Если такая система предусматривается при создании структурного подразделения, то в Положении должен быть определен порядок передачи прав и наделения полномочиями рядовых сотрудников подразделения.
Раздел 6. «Взаимодействие»
В процессе решения задач, поставленных перед структурным подразделением, выполнения возложенных на него функций и реализации предоставленных ему прав, оно взаимодействует с другими структурными подразделениями организации.
Как правило, связи между структурными подразделениями выражаются в совершении:
|
совместных действий. Например, проект общего локального нормативного акта может разрабатываться совместно несколькими подразделениями (рабочей группой, созданной из работников этих подразделений); |
|
согласованных действий. В данном случае под согласованностью понимается и одновременное выполнение определенных действий несколькими подразделениями для достижения конечного результата, и поочередное (поэтапное) выполнение действий несколькими подразделениями (сначала одно структурное подразделение совершает действие, затем второе и т.д.); |
|
встречных действий. Например, хозяйственный отдел предоставляет отделу кадров канцелярские принадлежности, а отдел кадров выполняет встречное действие — представляет в хозяйственный отдел отчет об их использовании; |
|
односторонних действий. Например, все структурные подразделения организации представляют в финансовый отдел отчеты о расходовании средств, выделенных на содержание подразделения. В этом случае финансовый отдел не обязан совершать встречное действие по тому же вопросу. |
По сути, эти виды действий отображают вертикальные и горизонтальные связи между структурными подразделениями организации.
Что касается совместных и согласованных действий, то они чаще всего формулируются как функции и выносятся в соответствующий раздел Положения. Более детально они могут регламентироваться в специальных локальных нормативных актах. Например, в приказе руководителя организации о каком-то новом проекте может подробно описываться участие каждого из структурных подразделений в этом проекте.
В разделе «Взаимодействие»
Положения о структурном
Встречные действия обычно описываются по схеме «предоставление — получение» или «передача — получение» информации (устной и документированной) и материальных ценностей. Если связи устойчивые, то в этом же разделе по каждой связи можно определить периодичность и сроки предоставления и получения сведений, документов или ценностей.
Если совместные действия описываются в этом разделе Положения (а не в «Функциях»), то желательно указать, какой результат должен быть достигнут в результате этой совместной работы. Так, если в Положении об отделе кадров указано, что он совместно с отделом организации и оплаты труда, финансовым отделом и производственным подразделением разрабатывает систему стимулирования труда работников производственного подразделения, то в качестве результата такого взаимодействия может быть назван вполне конкретный документ, например, «Положение о стимулировании оплаты труда работников производственного подразделения» (см. раздел «Функции» настоящей статьи).
В том случае, если разрабатывается
Положение о структурной
В этом разделе также может быть описан порядок урегулирования разногласий, возникающих между структурными подразделениями.
При разработке раздела «Взаимодействие» необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) |
внимание следует уделять
только устойчивым и постоянным связям
между структурными единицами; не следует
перегружать Положение |
2) |
связи между структурными подразделениями, отображающие встречные действия, должны одинаково описываться в положениях о всех взаимодействующих структурных подразделениях; |
3) |
в Положении описываются связи между структурными подразделениями, а не отдельными работниками. Поэтому, в первую очередь, необходимо ориентироваться на контакты между руководителями взаимодействующих подразделений. И только, если есть необходимость в регламентации взаимоотношений между конкретными исполнителями из разных подразделений, и по мнению разработчика Положения их нецелесообразно выносить в должностные инструкции, то в Положении необходимо определить, нужно ли исполнителю (работнику подразделения) санкционировать свои действия у непосредственного руководителя (например, получать разрешение), а также следует ли согласовывать свои действия с руководителем другого структурного подразделения (непосредственно или через своего руководителя). |
Раздел «Взаимодействие» (он, кстати, может называться «Взаимоотношения» или «Функциональные связи») оформляется текстовым или табличным (матричным) способом. Последний способ оформления более наглядно и структурировано отражает связи между структурными подразделениями.
Раздел 7. «Руководство»
Если такой раздел включается в Положение о структурном подразделении, то в нем целесообразно дать ответы на следующие вопросы:
7.1. Кто осуществляет руководство подразделением? Этому вопросу может быть посвящен только один пункт, например:
«7.1. Руководство деятельностью финансового отдела осуществляет начальник финансового отдела».
или
«7.1. Финансовый отдел
возглавляет начальник
В том случае, если общее руководство подразделением осуществляет один из заместителей руководителя организации, то в Положении, например, указывается:
«7.1. Общее руководство деятельностью отдела продаж осуществляет заместитель генерального директора по коммерческим вопросам.
Неопосредственное руководство
деятельностью коммерческого
По такой же модели
описывается руководство
7.2.
В каком порядке
«7.2. Назначение на должность начальника отдела кадров и освобождение от должности осуществляется приказом генерального директора».
Если же изданию приказа о назначении на должность предшествуют сложные процедуры (например, представление одного из заместителей руководителя организации или избрание по конкурсу или избрание на должность, или утверждение в должности), то эти процедуры должны быть подробно описаны в Положении.
7.3. Каков порядок замещения руководителя структурного подразделения во время его отсутствия? Прежде всего, здесь определяется, имеет ли руководитель структурного подразделения штатного заместителя или заместителей. Например:
«Начальник финансового отдела имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности приказом генерального директора по представлению начальника финансового отдела».
Если у руководителя один штатный заместитель, то в Положении о структурном подразделении описывается порядок передачи руководства подразделением на случай отсутствия руководителя подразделения в связи с временной нетрудоспособностью, пребыванием в командировке или отпуске, пр. Если заместителей несколько, то описывается схема заместительства с участием всех заместителей.
7.4.
Какие обязанности возложены
на руководителя структурного
подразделения в связи с
В этом пункте (пунктах) должны быть перечислены только те обязанности и права руководителя структурного подразделения, которые непосредственно связаны с руководством подразделением. Все иные обязанности и права руководителя подразделения, в том числе и как обычного исполнителя, должны быть вынесены в должностную инструкцию. Разработка этого блока вообще должна быть увязана со структурой должностных инструкций работников этого структурного подразделения. Если обязанности и права руководителя структурного подразделения планируется подробно описать в должностной инструкции, то в Положении о структурном подразделении можно ограничиться общим описанием функционального статуса и отсылкой к должностной инструкции.