Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:02, курсовая работа
Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в ходе всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.
Введение
1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников
1.1. Организация и методика производственного обучения
1.2. Управление профессиональным обучением кадров
2. Повышение квалификации рабочих
3. Подготовка и переподготовка рабочих
4. Пути совершенствования подготовки кадров
Заключение
Список использованной литературы
Курсы комплектуются из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих высший квалификационный разряд.
Курсы создаются как для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так и для повышения их квалификации. [6]
Назначение курсов – вооружить руководителей первичных коллективов знаниями в области безопасной организации производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, рыночного механизма хозяйствования. Заканчиваются собеседованием или приемом зачета.
Для принятия управленческих решений важен анализ дифференциации уровня заработной платы в зависимости от квалификации рабочих с целью выяснения наличия материальных стимулов в повышении квалификации.
Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и т.д. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки. [7]
Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд в общей численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и т.п.
Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно-экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии.
Если рабочему наряду с выполнением работы по основной специальности поручено совмещение работ другой профессии, то при установлении или повышении разрядов учитывается также уровень подготовки по совмещаемой профессии.
Если
рабочему первоначально был присвоен
разряд ниже, чем он имел на предыдущем
месте, то этот рабочий может быть
аттестован после выполнения пробной
работы и допущен к сдаче
Основанием для присвоения, повышения и подтверждения разряда является:
1. обучение рабочих на производственно-экономических курсах в течении 4-х
лет; успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов;
2. аттестация рабочего, работающего по более низкому разряду, чем указано в
свидетельстве по этой профессии, успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов;
Аттестация рабочего, не имеющего свидетельства по профессии, но при стаже
более 3-х лет по более высокому разряду, успешное выполнение пробы и сдача квалификационных экзаменов;
3. для электросварщиков – успешное окончание курсов целевого назначения на
право допуска к сварке металлоконструкций, грузоподъемных кранов, подведомственных Госнадзорохрантруда Украины;
4. во всех случаях повышение разряда производится только рабочим, успешно
выполняющих работы более высокого разряда не менее 3-х месяцев и сдавшим квалификационный экзамен в установленном порядке.
Об очередном прохождении профессионального обучения по всем видам и
формам обучения делается запись в свидетельстве по основной профессии и личной карточке в базе данных АСУ «Кадры».
С
целью мотивации
работников к обучению
и саморазвитию используется
не только правильно
организованная оплата
труда с ориентацией
ее на конкретные результаты
работы, но и увязка
продвижения работников
в профессионально-
4.
Пути совершенствования
подготовки кадров
Современное производство
предъявляет высокие требования
к обновлению конкретных знаний и
навыков руководителей, специалистов
и рабочих. Главная задача повышения
квалификации работников предприятия
- обеспечить быструю реализацию новых
научных, технических, организационных
и экономических идей в практику деятельности
предприятия. Один из путей совершенствования
системы повышения квалификации работников
- переход от сложившейся практики периодического
(а чаще всего - эпизодического) обучения
к непрерывному пополнению и обновлению
знаний. Поэтому повышение квалификации
руководителей, специалистов и рабочих
должно стать составной частью системы
непрерывного образования - в том числе,
и с подключением сюда системы высшего
и среднего специального образования
страны [25].
Повышение квалификации
всех категорий специалистов может
принимать различные формы. Это
могут быть курсы при предприятиях
и учреждениях с использованием
в качестве преподавателей как собственных
квалифицированных работников, так
и специалистов со стороны, консультантов,
преподавателей ВУЗов и т.д.. Такая форма
повышения квалификации носит оперативный
характер и обеспечивает достаточную
целенаправленность подготовки. Организацию
работы курсов осуществляет отдел подготовки
кадров, а при его отсутствии -- отдел кадров
либо ответственный специалист (например,
менеджер по персоналу).
Работа по повышению
квалификации является составной частью
подготовки кадрового резерва и
потому предусматривается
Основные направления
повышения квалификации и качества
деятельности руководителей. Повышение
квалификации - очевидный способ повышения
эффективности работы любой организации.
Существует два основных подхода к этому
вопросу. Первый из них вполне традиционен
и эффективен - в том плане, что для его
претворения в жизнь не требуется кардинальной
перестройки структуры компании.
Самообразование
и образование управленческого персонала.
Без роста профессиональных знаний невозможно
повышение коэффициента деловой активности
руководителей. При этом специальные знания
морально устаревают все быстрее. Научный
прогресс охватывает не только технические
области исследований, он приобретает
системный характер.
Современная ситуация
такова. У некоторых руководителей
предприятий потребности в
1. Мало шансов
при существующей кадровой
2. Небольшие возможности
для горизонтальной карьеры в пределах
одной должности за счет роста оклада,
персональных надбавок, работы в проектной
группе;
3. Немного лет
остается для карьеры: средний
возраст таких руководителей
близок к 50 годам.
Управление знаниями.
Этот, второй тип подхода, представляет
собой скорее стратегическое решение
вопроса. В отличие от предыдущего, вполне
традиционного способа, концепция “управления
знаниями” тесно связана с понятием т.н.
“непрерывно обучающейся” или же “интеллектуальной”
организации и предполагает формирование
такой структуры, в самую основу которой
заложен принцип непрерывного самосовершенствования.
Концепция интеллектуальной организации базируется на организационных знаниях, на которых основаны ее способности к изменениям с целью выживания. Организационные знания развиваются благодаря знаниям каждого сотрудника и включают спектр принципов, фактов, навыков, правил и методов, обеспечивающих деловую активность организации и ее кадровый потенциал [25]. Структура организационных знаний включает практические, теоретические, стратегические, коммерческие, производственные знания. Они составляют интеллект организации, основанный на информационных технологиях, технологиях решений и скорости восприятия нововведений. Интеллектуальная организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью добавить новое качество выпускаемым изделиям для удовлетворения интересов потребителя.
Мероприятия
по совершенствованию
профессионально-технического
обучения трудящихся.
1. Пересмотреть
содержание учебных программ
на соответствие их содержания
потребностям рабочего места:
для технологического
персонала основного
ремонтного персонала;
для технологического
персонала вспомогательных
2. Подготовить
сценарий для съемки учебных
видеофильмов:
производство
ремонтных работ в условиях повышенной
опасности;
производство
работ на объектах газового хозяйства;
производство
работ на котельных установках.
3. При наличии
видеотехники отснять видеофильмы
по указанным сценариям.
4. Увеличить
количество семинаров среди
руководителя».
5. Установить
единый день в неделе работы
общекомбинатовских комиссий.
6. Ввести в
систему, что присвоение от 5 и
выше квалификационного
7. Организовать
на договорных началах с УКК
изготовление собственными
8. Ввести учебные
аудитории в цехах.
9. Не допускать
роста индивидуальной формы
Не допускать
роста индивидуальной формы подготовки
кадров в цехах при этом активно
использовать формирование групп из
родственных профессий, а также
за счет удлинения срока комплектования
учебных групп до 2-х месяцев.
Улучшение
качественного состава
преподавателей теоретического
обучения.
Наличие на предприятиях
и в организациях подготовленных
в соответствии с современными требованиями
нештатных преподавателей теоретического
обучения является одним из обязательных
условий эффективной работы по подготовке
и повышению квалификации рабочих кадров.
Осознание этого требует плановой и целенаправленной
работы по улучшению качественного состава
этой категории специалистов.
Качество подготовки
квалифицированных рабочих во многом
зависит от уровня методической работы,
организуемой отделом подготовки кадров.
Поэтому следующим предполагаемым мероприятием
является проведение в различных организационных
формах методической работы. К ним относятся:
1. Методические
семинары проводят по 40-часовой учебной
программе с целью овладения знаниями
по педагогике, психологии, обменом опытом,
улучшении методики организации учебного
процесса и др. Необходимо увеличить количество
семинаров среди руководителей и специалистов
по курсу «Психология взаимоотношений
и этика поведения руководителей».
Информация о работе Подготовка и переподготовка кадров предприятия