Подготовка и переподготовка кадров предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в ходе всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников
1.1. Организация и методика производственного обучения
1.2. Управление профессиональным обучением кадров
2. Повышение квалификации рабочих
3. Подготовка и переподготовка рабочих
4. Пути совершенствования подготовки кадров
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая литяйкин.doc

— 141.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение

1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников 

1.1. Организация  и методика производственного  обучения   

1.2. Управление  профессиональным обучением кадров

2. Повышение квалификации рабочих      

3. Подготовка и переподготовка рабочих     

4. Пути совершенствования подготовки кадров

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  «Подготовка и  переподготовка кадров предприятия» выбрана  мной из-за того, что  в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.

Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный  процесс, который  может заключаться  как в новых  концепциях, например концепции «обучающегося  предприятия», так  и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.

     Квалификация  рабочих в современных  условиях характеризуется  такими признаками, как глубокие общеобразовательные  технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве.

     НТП порождает новые  отрасли промышленности  и углубляет специализацию  производства. Это  обуславливает возникновение  новых профессий  и специальностей и в то же время  ведет к исчезновению профессий, связанных  с отмирающим видом  производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных систем машин, электронной и микропроцессорной техники меняет функциональное содержание труда. Все большее значение в автоматизированном производстве  приобретают более сложные функции с повышенными затратами умственной энергии (расчет, контроль, управление, техническое обслуживание машин и наблюдение за их работой). Все это приводит к изменению профессионально - квалификационного состава работников.

     Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. Влияние профессиональной подготовки рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.

     Еще одним важным моментом является характерная  особенность современного производства использование  ЭВМ, что требует  дальнейшего совершенствования  подготовки кадров к овладению этой техникой. Причем важной проблемой является необходимость изыскания и использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, освоение которой имеет существенное значение для повышения эффективности производства. В связи с этим изменяется и сам процесс подготовки рабочих кадров. Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в ходе всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  обучения и повышения  квалификации работников. 

      1.1.Организация  и методика производственного  обучения.

      Обучающая деятельность предприятия  представлена достаточно разнообразными ее видами (рис. 1.1.). Прежде всего обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами. Во вне заводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к  количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Также обучение может осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и  среднего специального образования.

      Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. [1]

      Перед системой управления персоналом на предприятии  стоят следующие  задачи в области  подготовки, переподготовки  кадров и повышения  их квалификации:

      1. выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

      2. определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

      3. правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

      4. выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения;

      5. изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

      Существует  еще одна разновидность задач  производственного обучения, которая  делится следующим образом:

    1. при подготовке новых рабочих:

      а) привитие обучаемым профессиональных навыков;

      б) изучение наиболее рациональных рабочих  приемов на основе опыта передовых  производств;

      в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;

      г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.

    1. при повышении квалификации рабочих:

      а) совершенствование имеющихся навыков;

      б) освоение новых, более сложных работ  и навыков;

      в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации  производства;

      г) Освоение новых методов и приемов труда и его организации.

      Обучение  невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования  и обучения и успешно  организованный учебно-производственный процесс.[4]

      Основные принципы обучения представлены в таблице 1.1.

Далее идет схема (распечатка) 
 
 
 
 

Таблица 1.1 - Основные принципы обучения

Принципы Осуществляются
1 2
Обучение  на уровне требований передовой техники  производства
  1. Глубоким знанием научных основ производства.
  2. Применение в учебном процессе наиболее современных машин и механизмов, передовых технологических процессов и способов труда.
Обучение  на основе производительного  труда
  1. Строгим соблюдением программ производственного обучения.
  2. Выполнением производственных общественно-полезных работ в процессе обучения.
  3. Сочетанием обучением в учебных цехах, мастерских, на участках с участием производства.
Наглядность обучения
  1. Проведением экскурсий, показом технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрацией  кинофильмов, образцов моделей, макетов, схем, чертежей и т.д..
  2. Постоянным пополнением учебных кабинетов наглядными пособиями и совершенствованием методов их использования.
Систематичность и последовательность в обучении.
  1. Строгим соблюдением системы обучения по программе. Постоянным переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным.
  2. Правильным подбором упражнений и учебно-производственных программ и заданий.
Доступность и посильность  обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.
  1. Продуманной дозировкой учебного материала.
  2. Применение разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым.
  3. Установлением для обучаемых норм времени в зависимости от периодов обучения.
Прочность усвоения знаний и  навыков
  1. Ярким, доходчивым и запоминающимся объяснением и показом.
  2. Систематическим повторением и постепенным усложнением  изучаемого материала, подачи его в различных сочетаниях.
  3. Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в выполнении ими заданий.
 
 
 
 
 

В техническом  обучении кадров на предприятии приняты  следующие методы:

      1. методы сообщения новых знаний:

        а) объяснение;

        б) рассказ;

        в) беседа;

        г) лекция;

      1. методы закрепления материала

        а) лабораторная работа;

        б) экскурсия;

        в) упражнение;

        г) выполнение домашнего задания;

      1. методы проверки и оценки знаний

        а) устный опрос;

        б) письменная проверочная работа;

        в) контрольная работа;

        г) экзамен.

I стадия – анализ производства с точки зрения человеческого фактора (работа творческая, благоприятный социально-психологический климат, продукция конкурентноспособная);

ІІ стадия – описание должностных операций;

ІІІ стадия – список знаний, умений, навыков;

IV стадия – определение критериев профессионального мастерства (тесты, таблицы, экзаменационные вопросы);

V стадия – определение учебных целей (что знать, что уметь, что делать, в какой степени нужно знать и уметь);

VI стадия – разработка учебных программ;

VII стадия – оценка процесса обучения. 

      1.2. Управление профессиональным обучением кадров.

    Профессиональное  обучение делится  на производственное и теоретическое.

      Рассмотрим  структуру производственного  обучения. Все работы выполняемые рабочим  любой профессии  и квалификации, можно  разделить на несколько  групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, рабочий выполняет работу по своей специальности.

      Этим  определяется структура  производственного  обучения. В начале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.

Информация о работе Подготовка и переподготовка кадров предприятия