Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:49, курсовая работа
В процессе деятельности предприятий важную роль играют расчеты показателей производственной мощности и производственной программы предприятий как этапы планирования (составления бизнес-планов) а также как этап анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Расчеты использования производственных мощностей позволяют обнаружить их резервы. Критерием, определяющим необходимость развития и создания резервов производственных мощностей, является выявленная потребность в продукции и перспективное ее удовлетворение.
Введение
1. Теоретические основы планирование производственной программы
1.1 Структура и показатели производственной программы предприятия
1.2 Методика планирования производственной программы
2 Анализ выполнения плана производственной программы
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
3 Пути совершенствования планирования производственной программы
Заключение
Список использованных источников
Из проведенного анализа в табл. 5 видно, что при использовании структурного фактора средния цена имеет такую же тенденцию что и изменения структуры. Изменения средней цены на продукцию манной крупы составило +0,09 тенге, на муку высшего сорта составило -46,19 тенге, на муку первого сорта на +49,80 тенге, на «Мука Казахстанская» +142,54 тенге и на муку второго сорта уменьшилась на 137,21 тенге.
Рассмотрим как влияет структура реализованной продукции на сумму выручки. (см. таблицу 6)
Таблица 6 - Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки.
| ||||||||
Продукция | Оптовая цена 1 кг., тенге | Объем реализации продукции, кг | Выручка по ценам базового периода, тенге | Изменение выручки за счет структуры продукции, тенге |
| |||
|
| 2004 год | 2005 год | 2004 год | фактически при базовой структуре | 2005 год |
|
|
Крупа манная | 32 | 22205 | 25655 | 723211 | 750074,6 | 952121 | +202046 |
|
Высший сорт | 30,75 | 231256 | 155485 | 6543723 | 6786789 | 7356265 | +569476 |
|
Первый сорт | 25,75 | 793555 | 1156890 | 21453774 | 22250673 | 29857434 | +7606761 |
|
Мука Казахстанская | 23,37 | 432372 | 547542 | 10063725 | 10437541 | 18753323 | +8315782 |
|
Второй сорт | 21 | 1550150 | 1256498 | 32784367 | 34002140 | 36748288 | +2746148 |
|
Итого | - | 3029538 | 3142070 | 71568800 | 74227219 | 93667431 | +19440212 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличивается на 19440212 тенге. Это вызвано увеличением удельного веса более дорогой продукции в общем объеме продаж. В основном структура реализованной продукции повлияло положительно на сумму выручки.
Благодоря следующей таблице мы получим информацию о ритмичности работы предприятия, которая может влиять на производство продукции. (см. таблицу 7)
Таблица 7
- Ритмичность выпуска продукции по кварталам на 2005 год.
| |||||||
Квартал | Выпуск продукции за год, тенге | Удельный вес продукции, % | Выполнения плана, коэф. | Доля продукции, зачетная в выполнения плана по ритмичности, % |
| ||
| план | факт | план | факт |
|
|
|
Первый | 18085553 | 21476700 | 25 | 22,6 | 0,90 | 22,6 |
|
Второй | 18085553 | 22477893 | 25 | 23,6 | 0,94 | 23,6 |
|
Третий | 18085553 | 24689597 | 25 | 25,9 | 1,04 | 25 |
|
Четвертый | 18085553 | 26589794 | 25 | 27,9 | 1,12 | 25 |
|
Всего | 72342213 | 95233984 | 100 | 100 | 1,00 | 96,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фактический выпуск продукции в первом и во-втором квартале составил 21476700 тенге и 22477893 тенге соответственно, а коэффициент выполнения плана составил 0,9 и 0,94% соответственно, это все говорит о не выполнениии за планированого выпуска продукции. На эти показатели повлияло зимний и весений сезон, когда в силасах зерно остается на посев и на дельнейшую работу предприятия. Также в июне каждого года производится чистка оборудования.
Вседующие два квартала идет прицесс перевыполнения планаа на 1,04 и 1,12% соответственно. Но общая картина остается отрицательной, этому свидетельствует доля продукции, зачетная в выполнения плана по ритмичности, за год составило 96,2%.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми и вычисленнием абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции. (см. таблицу 8)
Таблица 8
- Анализ факторов изменения объема реализации продукции.
| ||||
Показатель | Стоимость продукции в базовых ценах, тыс. тенге |
| ||
| 204 год | 2005 год | "+", - |
|
Остаток готовой продукции на начало года | 1556545 | 2002345 | +445800 |
|
Выпуск товарной продукции | 72342213 | 95233984 | +22891771 |
|
Остаток готовой продукции на конец года | 2002345 | 1451643 | -550702 |
|
Отгрузка продукции за год | 71896413 | 95784686 | +23888273 |
|
Остаток товаров, отгруженных покупателям: |
|
|
|
|
на начало года | 456221 | 356421 | -99800 |
|
на конец года | 542165 | 215463 | -326702 |
|
Реализация продукции | 71810469 | 95925644 | +24115175 |
|
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что объем реализации вырос за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года, а также снижением остатков товаров, отгруженных покупателям.
Отрицательное влияние на объем продаж в будующем окажет остаток готовой продукции на конец года, т.к. идет тенденция к снижению даного фактора.
Уровень оплаты отгруженной продукции характеризует состояние расчетов с покупателями. Данный коэффициент в 2005 году составил 1,001, это говорит о снижении дебиторской задолжности.
Можно сделать вывод, что за рассмотренный период временнии на предприятии наблюдается положительная тенденция, хотя и есть не которые отрицательные стороны в этом развитии.
Как таковой на предприятий несоставляется планирование производственной программы, а существует лишь некоторая часть данного планирования. Это связано с неопределенность рынка, неосвоенностью процесс планирования, непониманием со строны руководства и других отвестенных лиц. Также молодость данного предприятия непозволяет использовать планирования производственной программы, т.к. еще неполность используются все возможности предприятия.
3. Пути совершенствия планирования производственной программы
На данном предприятий можно выделить следующие пути совершенствия планирования производственной программы:
- эффективно использовать производственные мощности предприятия, вести их учет, а также выявлять резервы повышения мощности агрегатов, цехов и предприятия в целом. Внутрипроизводственные резервы улучшения использования действующих производственных мощностей подразделяются на экстенсивные и интенсивные.
К экстенсивным относятся резервы увеличения полезного времени работы оборудования в пределах режимного фонда (сокращение внутрисменных и целодневных простоев оборудования, продолжительности плановых ремонтов).
Интенсивные факторы включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в единицу времени, увеличение выпуска годной продукции.
Коэффициент использования производственной мощности в плановом периоде (КМП) может быть определен по формуле: , где КМО -- коэффициент использования производственной мощности в отчетном периоде; J - индекс роста коэффициента использования мощности в плановом периоде.
- доводить до цехов и подразделении, цели и задачи поставленные в производственной программе;
- внедрения инновации, которые позволили бы снизить себестоимость продукции и повысить качество продукции;
- внедрение международных стандартов качества, управления и т.д., которое позволило бы сократить этапы планирования, т.е. процесс планирования стал бы более оптимальным;
- эффективно использовать основные производственные фонды предприятия, за счет: приобретения дополнительных машин и оборудования, более полное использование их фонда рабочего времени, повышения интенсивности использования машин и оборудования.
Также можно выделить более конкретные пути повышения планирования производственной программы, к одними из которых относятся:
- сокращение остатков нереализованной продукции;
- улучшения использования сырья и материалов, за счет: дополнительного приобретения сырья и материалов, сокращение сверхнормативных отходов и сокращения расхода сырья и материалов на единицу продукции;
- улучшения использования трудовых ресурсов, т.е. создание дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, повышения уровня производительности труда;
- эффективное разработка норм и нормативов, что позволит рационально использовать оборотные средства.
Заключение
Производственная программа - основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.
Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства.
При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей.
Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.
Предприятия самостоятельно планируют номенклатуру и объем производимой продукции, руководствуясь при этом государственным заказом, обязательствами перед партнерами, обязательствами по поставкам сбытовым организациям.
Производственная мощность предприятия (цеха или производственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном ис-пользовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.
Список использованных источников
1. Балабанов И.Т. Риск менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003
2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента», К.: Издательство «Ника-Центр», 2003.
3. Бондаренко Н.В. и др «Внеоборотные активы: учет, анализ, аудит» Учебн. Пособие. -М.:Издательство: Финансы и статистика, 2003.
4. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент», СПб.: Питер, 2000.
5. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. / Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я. В. Соколов. М.: - Финансы и статистика, 2002.