Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:18, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить один из важнейших аспектов теории и практики управления – планирование потребности в персонале, а также рассмотреть практическое применение планирования потребности в кадрах.
Введение 3
1. Теоретические основы планирования потребности в персонале
1.1 Виды, цели и задачи планирования потребности в персонале 4
1.2 Источники потребностей организации в персонале. 8
2. Принципы выявления потребностей в персонале. 12
2.1 Фотография рабочего места 14
2.2 Метод расчета по нормам обслуживания 15
2.3 Метод экспертных оценок 15
2.4 Метод экстраполяции 16
2.5 Компьютерное моделирование потребностей в персонале 17
2.6 Балансовый метод 17
3. Пути покрытия потребности в персонале 19
Выводы 23
Список используемой литературы 25
Развитие техники и технологии может самым кардинальным образом изменить потребности организации в рабочей силе. Достаточно вспомнить пример персональных компьютеров, заменивших миллионы счетоводов во всем мире. Специалисты по человеческим ресурсам должны работать в тесном контакте с техническими экспертами компании, чтобы заблаговременно оценить влияние возможного внедрения новой техники или технологии на потребности организации в персонале.
Политические изменения
могут влиять на потребности в
человеческих ресурсах и положение
на рынке труда через изменение
законодательства (налогового режима,
системы социального
Конкуренция и состояние
рынка сбыта, изменяющиеся под воздействием
множества факторов, оказывают самое
прямое влияние на потребности компании
в человеческих ресурсах. Усиление
конкуренции на стабильном или сокращающемся
рынке, как правило, означает, что
компании необходимо подумать о сокращении
численности своих сотрудников.
И, наоборот, быстро растущий спрос
на продукцию организации является
индикатором необходимости
Искусство предсказания состоит
в данном случае в способности
определить тенденции развития рынка
и их влияние на потребности в
персонале раньше конкурентов и
воспользоваться этим преимуществом
– например, заранее начать подбор
квалифицированных
По методологическим особенностям планирование делится на стратегическое и текущее. В отношении персонала у каждого из этих видов планирования возникают свои специфические задачи, свои приоритетные направления.
Стратегическое планирование
представляет собой организационный
механизм разработки и реализации стратегии,
с помощью которой руководство
организации концентрирует
В рамках стратегического планирования персонала должно быть уделено особое внимание вопросам определения долгосрочных потребностей в кадрах той или иной квалификации, выбору форм финансирования образования, разработки программ внутрифирменного обучения с тем, чтобы стратегические цели организации были достигнуты в поставленные сроки и с наибольшей компетентностью. Основной направленностью стратегического планирования персонала становится тем самым готовность к крупным, долгосрочным и дорогостоящим мероприятиям в области подготовки и развития трудового потенциала предприятия.
В противоположность
Основным элементом будь то стратегического, будь то текущего планирования является выявление потребностей в персонале. Наряду с достаточно понятными вопросами замещения выбытия персонала (определение среднего уровня текучести кадров, количество выходов на пенсию и в долгосрочные отпуска), здесь существуют специфические методы определения потребностей, отражающих развитие бизнеса. Именно этот аспект является наиболее сложным и интересным.
В последнее время пользуются популярностью методы, основанные на использовании математики. Но и метод экспертных оценок, не требующий сложных исследований, также используется в организациях.
Методы расчета потребности
в персонале – способы
Для расчета потребности в персонале используют:
- Метод трудоемкости (фотография рабочего дня);
- Метод расчета по нормам обслуживания;
- Метод экспертных оценок;
- Метод экстраполяции;
- Компьютерное моделирование планирования персонала;
- Балансовый метод.
Остановимся подробнее на каждом из этих методов.
В ходе использования данного метода менеджер по персоналу определяет задачи и действия для работника, а потом регистрирует их во времени. Результатом такого исследования станет определение целесообразности тех или иных операций (действий), а также их значимость. Можно будет отказаться от каких-то в пользу выполнения более значимых, либо вообще пойти по пути сокращения персонала, совместив обязанности нескольких работников в одну штатную единицу.
Данный метод частично похож на предыдущий. Нормы обслуживания закреплены в различных ГОСТах, СНиПах и СанПиНах (соответствующих для каждой отрасли). Этот метод позволяет менеджеру по персоналу, зная нормативы выработки и объемы планируемого производства, легко подсчитать численность требуемого персонала.
Оговоримся, что эти два метода эффективно работают при расчете потребности в производственном и обслуживающем персонале.
Например: на швейном производстве, где изготавливают куртки, работают швеи трех квалифицированных разрядов. Необходимо будет сделать фотографию рабочего дня швей каждой из трех квалификаций и вывести среднее значение (время, за которое она сошьет 1 куртку = 20 часов). Имея данные об объеме выработки (600 курток в месяц) и о 8-ми часовом рабочем дне при пятидневной рабочей неделе, менеджер по персоналу сможет подсчитать количество швей, требуемых на производстве.(20 час.*600 курток) : (8раб.час*22 раб.дня) = 68 швей
Данный метод основан на мнении специалистов (руководителей отделов или компаний). В основе метода лежит их интуиция и профессиональный опыт. Это не самый точный из всех приведенных методов, но опытом компенсируется недостаток необходимой информации. Человеческий фактор многое значит, и поэтому в коммерческих предприятиях чаще всего именно этот метод расчета.
Привлечение экспертов используется для определения потребностей в персонале, прежде всего при переходе на новую продукцию. В качестве экспертов могут выступать менеджеры по персоналу, специалисты различных функциональных профилей и руководители первичных коллективов. Опрос последних представляет собой особый случай. Менеджеров спрашивают, потребуются ли им дополнительные работники для выполнения новых заданий и, если - да, то в каком количестве. Такой опрос имеет целью не столько абстрактное построение структуры будущей занятости, сколько конкретное распределение заданий между коллективами с соответствующей их комплектацией. Менеджер может представить, какие работники справятся с новыми заданиями, какие - нет, тем самым будут проанализированы не только количественные, но и качественные характеристики персонала. Кроме того, менеджер будет в какой-то мере ответственен перед управлением организационно-кадровой работы в том, что касается взятых на себя обязательств.
Этот метод планирования
трудовых ресурсов основан на продлении
в будущее существующих тенденций,
связывающих показатели производства
и количество персонала (прежде всего
соотношение между объемом
Данный метод также применяется для определения потребностей в рабочей силе в изменяющихся условиях. Модель может быть составлена как на основе требований технологии (масштабов работ, соответствия между количеством работников и видом оказываемой услуги, количеством и спецификой потоков информации и др.), так и на основе социотехнического подхода, учитывающего запросы производственной и социальной подсистем организации (обогащение труда, развитие персонала, ротация кадров и др.). При реализации новых проектов в Фонде социального страхования Российской Федерации могут быть использованы модели линейного программирования, минимизирующие потери, как от избыточного, так и от недостаточного количества работников.
Данный метод очень близок к экстраполяции, но отличие заключается в том, что планирование персонала в данном случае осуществляется для нескольких связанных между собой или видов деятельности в организации. Особенно эффективен этот метод для расчета количества обслуживающего персонала.
Таким образом, баланс между видами деятельности может быть просчитан как по продукции, так и персоналу. В крупных организациях, таких как Фонд социального страхования Российской Федерации, использование такого метода может принести хорошие результаты. При этом основной недостаток экстраполяции здесь сохраняется: те тенденции и соотношения, которые распространяются на будущий период деятельности организации, должны уже существовать; т.е. данный метод опять-таки хорошо работает применительно к неизменным условиям работы и видам деятельности. Так, количество сотрудников Управления делами должно находиться в балансе с общей численностью сотрудников Фонда и размером его имущества.
Исходя из потребности, мы выбираем пути и источники покрытия потребности в персонале. Это способы найма персонала, при которых организация: