Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:18, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить один из важнейших аспектов теории и практики управления – планирование потребности в персонале, а также рассмотреть практическое применение планирования потребности в кадрах.
Введение 3
1. Теоретические основы планирования потребности в персонале
1.1 Виды, цели и задачи планирования потребности в персонале 4
1.2 Источники потребностей организации в персонале. 8
2. Принципы выявления потребностей в персонале. 12
2.1 Фотография рабочего места 14
2.2 Метод расчета по нормам обслуживания 15
2.3 Метод экспертных оценок 15
2.4 Метод экстраполяции 16
2.5 Компьютерное моделирование потребностей в персонале 17
2.6 Балансовый метод 17
3. Пути покрытия потребности в персонале 19
Выводы 23
Список используемой литературы 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра «Мировая экономика»
Курсовая работа
по Управлению персоналом:
Планирование потребности в персонале
Выполнила:
Проверила:
Тула
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы планирования потребности в персонале 4
1.1 Виды, цели
и задачи планирования
1.2 Источники потребностей организации в персонале. 8
2. Принципы выявления потребностей в персонале. 12
2.1 Фотография рабочего места 14
2.2 Метод расчета по нормам обслуживания 15
2.3 Метод экспертных оценок 15
2.4 Метод экстраполяции 16
2.5 Компьютерное моделирование потребностей в персонале 17
2.6 Балансовый метод 17
3. Пути покрытия потребности в персонале 19
Выводы 23
Список используемой литературы 25
Планирование потребности в персонале — часть общего процесса планирования в организации, задача которого состоит в составлении перечня необходимых специалистов, которые могут понадобиться компании в ближайшем будущем для стратегического развития и реализации построенных планов.
Для всех организаций – больших и малых, коммерческих и некоммерческих, для любых предприятий кадровая потребность имеет важное значение. Планирование потребности предприятия в персонале – это достаточно сложный вид прогноза, так как он требует учитывать корпоративной культуры, уровень образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который нужен предприятию. Поэтому очень актуальна была и остается проблема рационального планирования потребности в кадрах на предприятии.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить один из важнейших аспектов теории и практики управления – планирование потребности в персонале, а также рассмотреть практическое применение планирования потребности в кадрах.
Чтобы выполнить поставленные цели необходимо решить следующие задачи:
Планирование потребности
в персонале - одно из важнейших направлений
кадрового планирования, позволяющее
установить на заданный период времени
качественный и количественный состав
персонала. Оно базируется на данных об
имеющихся и запланированных рабочих
местах, плане проведения организационно-технических
мероприятий, штатном расписании и плане
замещения вакантных должностей. Требования
к планированию персонала - численность
и качество персонала должны быть рассчитано
так, чтобы обеспечить долгосрочное выполн
Основной целью планирования
потребности в персонале
Существует четыре категории работников, по которым ведется планирование:
1. Действующий персонал;
2. Новички;
3. Потенциальные сотрудники;
4. Персонал, покинувший организацию.
В отношении
каждой из этих категорий
Табл 1.
Категории работников |
Управленческие действия |
Действующий персонал |
Оценка производительности
труда |
Новички |
Методы найма |
Потенциальные сотрудники |
Методы найма |
Персонал, покинувший организацию |
Увольнение по инициативе
администрации |
Схематически процесс планирования потребности в персонале представлен на рисунке 1.
Рис 1.
Как видно из рисунка 1, процесс
планирования персонала подчинен задаче
реализации предприятием общей стратегии.
Соответственно отправной точкой планирования
потребности в персонале
Всю процедуру планирования потребности в персонале можно представить в виде четырех крупных этапов.
1. Происходит анализ внутренних ресурсов компании с целью прогнозирования удовлетворения будущих потребностей. Учитывается общая стратегия компании, финансовая состоятельность, оборот, прибыли и т.д.
2. Происходит анализ
3. Происходит анализ возможности
удовлетворения конкретных
4. Происходит процесс принятия решения:
- Привлекать человеческие
- Переквалифицировать частично имеющихся сотрудников;
- Сократить персонала за
Планируя потребность в
Например, для торгового представителя средний срок работы в организации составляет 1,5–2 года. Для производственников и менеджеров период эффективности может длиться годами, поэтому уровень текучести у них – менее 5–10 %. По данным некоторых источников, текучесть в производственной сфере равна в среднем 10 %. Если же компания активно развивается и происходит массовый наем персонала, то этот показатель возрастает до 20 %. В рознице и у страховщиков естественным считается уровень текучести кадров 30 %. А в гостинично-ресторанном бизнесе даже 80% – это норма.
Если же руководство компании выражает недовольство по поводу квалификации подчиненных то, скорее всего, в наступившем году сотрудников ждет такая процедура, как оценка или аттестация. Соответственно, при планировании потребности в персонале необходимо учитывать не только уровень текучести (ориентируясь на данные истекшего года), но и вероятность ухода еще некоторого количества работников.
Оценка потребности в
Количественная оценка определяет
потребность в персонале
Качественная оценка потребности в персонале — отвечает на вопрос “кого нанимать?”. Это более сложное прогнозирование, поскольку для оценки потребности нужно учесть категорию, профессию, специальность и уровень квалификационных требований к кандидатам, ценностные ориентации будущего работника, его уровень образования, дополнительные навыки и умения.
Важный момент в оценке персонала — разработка организационного и финансового планов укомплектования, включающих:
Чтобы определить потребности
организации в человеческих
Внутриорганизационные факторы.
Потребности организации в
У компании со стабильной долгосрочной
стратегией потребности в рабочей
силе не претерпевают серьезных изменений
из года в год, и планирование человеческих
ресурсов не представляет особой сложности.
И наоборот, если организация меняет
стратегию – переходит к
Еще один источник изменений
потребностей организации в рабочей
силе – внутриорганизационная
Внешние факторы. Среди множества
внешних факторов существует несколько
наиболее важных, оказывающих непосредственное
влияние на состояние рынка труда
– источника рабочей силы для
большинства современных
Макроэкономические параметры
– темпы экономического роста, уровень
инфляции и безработицы, структурные
изменения (развитие одного сектора
народного хозяйства за счет сокращения
другого) – оказывают сильное
воздействие как на стратегию
компании (потребности в человеческих
ресурсах), так и на ситуацию на рынке
труда (предложение человеческих ресурсов).
Например, устойчивый экономический
рост, как правило, приводит к увеличению
платежеспособного спроса в экономике
и, следовательно, предоставляет компании
возможности для увеличения объемов
реализации. Одновременно с этим наблюдается
возрастание спроса на труд и, соответственно,
заработной платы. В экономически развитых
странах существуют детальные прогнозы
эволюции разнообразных
В нашей стране, где экономические прогнозы развиты недостаточно, задача усложняется – часто необходимо определить не только влияние известной макроэкономической динамики на потребности организации в рабочей силе, но и предугадать, какой будет эта динамика.