Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 09:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение планирования на предприятии, исследование стратегического, текущего и оперативного планирования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В первом разделе курсовой работы рассмотрим общую характеристику планирования, т.е дадим определение, что такое планирование, какие выполняет задачи, цели.
Второй раздел будет посвящен стратегическому планированию. В нем рассмотрим понятие и процесс стратегического планирования.
Третий раздел направлен на изучение текущего планирования, определим понятие и назначение текущего планирования, также рассмотрим его формы.
В четвертом, заключительном, разделе исследуем оперативное планирование, его функции, системы и этапы.
Введение......................................................................................................3
1. Общая характеристика планирования............................................4
2. Стратегическое планирование...........................................................7
2.1. Понятие и назначение стратегического планирования....................7
2.2. Процесс стратегического планирования...........................................9
3. Текущее планирование.......................................................................16
3.1. Понятие и назначение текущего планирования...............................16
3.2. Годовой план предприятия, как форма текущего планирования...17
3.3. Бюджет, как форма реализации текущих планов.............................19
4. Оперативное планирование...............................................................21
4.1. Понятие и функции оперативного планирования............................21
4.2. Системы оперативного планирования..............................................22
4.3. Этапы оперативного планирования..................................................24
Заключение...............................................................................................26
Список использованной литературы...................................................28
2.2. Процесс стратегического планирования
Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации фактического плана.
Что такое программа действий?
Это программа, которая включает в себя цель, сроки и порядок осуществления мероприятий, руководство по их осуществлению, общую потребность в средствах, персонале и ресурсах, дополнительную потребность в ресурсах и оборудовании, ожидаемую прибыль от реализации программы, финансовые результаты. В основу расчетов кладутся цели стратегии, и осуществляется их коррекция в соответствии с выявленными в ходе перспективного планирования факторами, способными оказать положительное или отрицательное влияние.
Дальнейший процесс стратегического планирования показан на схеме 1 (с.29)
На этой схеме видно, что процесс планирования состоит из следующих друг за другом этапов.
Анализ среды считается
В соответствии с темпом роста,
- быстрого роста, которая связана с огромным риском, и ставить перед собой эти цели могут только те организации, которые обладают достаточным потенциалом, необходимыми ресурсами, доскональным знанием рынка.
- стабильного роста, где цели направлены на сохранение уже достигнутых позиций в отрасли.
- цель сокращения ставится, когда организация по ряду причин вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом.
Требования, предъявляемые к целям:
- достижимость: цели должны быть реалистичными;
- гибкость, в случае изменений во внешней среде;
- измеримость, для возможности оценить, была ли достигнута цель;
- конкретность: необходимость установления
сроков достижения целей и
определение ответственного
- совместимость: долгосрочные
Основная задача при стратегическом планировании — адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся. Реализация целей организацией невозможна также без концентрации ресурсов и усилий на наиболее важных участках, без эффективной внутренней координации деятельности. Для этого нужно четко представлять ситуацию внутри организации, се слабые и сильные стороны и активные силы.
При анализе внешней среды, прежде всего обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой — открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности, руководство переходит к анализу внутренней среды. Этот анализ позволяет оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
После оценки опасностей и возможностей фирма с помощью методов стратегического анализа формулирует различные варианты стратегии, выявляет относительное положение каждого альтернативного направления деятельности. Затем выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска и разрабатывает окончательный вариант стратегического плана деятельности фирмы. Не существует единой стратегии для всех предприятий. Каждое предприятие уникально и требует выработки особой стратегии, которая зависит от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, существующих конкурентов.
Существует три вида стратегий:
1. Преимущество в издержках, в результате чего компания может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка.
2. Дифференциация, предприятия, с таким типом стратегии должны иметь хорошую систему обеспечения высокого качества продукции.
3. Фокусирование, в этом случае, предприятие должно строить свою деятельность исходя из запросов клиента, а не рынка в целом.
В зависимости от своего положения на рынке компания может принимать одну из нескольких конкурентных стратегий. Стратегия лидера рынка используется для удерживания лидирующего положения путем расширения спроса, защиты текущей доли на рынке и расширения рынка. Стратегия рыночного вызова используется компанией, находящейся на втором месте, для достижения лидерства с помощью скидок в цене, обновления продукции и избирательного продвижения. Стратегия рыночной ниши используется компанией, заинтересованной в небольшом специализированном рынке, который более крупные компании не могут заметить или заменить.
Выделяют четыре группы
1. Стратегии концентрированного роста:
- стратегия усиления позиций на рынке, завоевание лучших позиций на рынке;
- стратегия развития рынка, поиск новых рынков для уже производимого продукта;
- стратегия развития продукта, производство нового продукта.
2. Стратегии интегрированного роста, направленные на изменения положения предприятия внутри отрасли:
- стратегия обратной
- стратегия вперед идущей
3. Стратегии
- стратегия центрированной
- стратегия горизонтальной
- стратегия конгломеративной
4. Стратегии сокращения:
- стратегия ликвидации, вызвана тем, что фирма не может вести дальнейший бизнес;
- стратегия «сбора урожая» ,
- стратегия сокращения, продажа
одного бизнеса, не
- стратегия сокращения расходов,
уменьшение издержек и
На практике предприятие может
одновременно применять
Далее следует этап выбора и формирования стратегии.
При выборе стратегии нужно учитывать следующие факторы:
1. Потенциал предприятия,
2. Финансовые ресурсы, любые
3. Интересы и отношение высшего руководства, руководство может рисковать, а может и любыми способами избегать риска.
4. Степень зависимости от внешней среды, бывают ситуации, когда фирма зависит от поставщиков или покупателей и она не может сделать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала.
После выработки стратегии
После выбора стратегии ее
необходимо реализовать и
- тактики, представляющей собой конкретные краткосрочные стратегии;
- политики, представляющей общие ориентиры для действий и принятия решений;
- процедур, предписывающих действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации;
- правил, точно указывающих, что следует делать в конкретной ситуации.
Традиционно под реализацией стратегии понимается комплекс управленческих действий по обеспечению ее выполнения. Он включает в себя последовательное выполнение пунктов стратегического плана, распределение обязанностей, ответственности, меры стимулирования, необходимую координацию усилий подразделений организации и соответствующий контроль. Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями.
И,
наконец, после определения
Исходя из анализа
В завершение следует отметить, что главным
условием эффективного функционирования
стратегического планирования является
постоянное внимание к нему со стороны
высших руководителей и привлечение к
выработке и реализации стратегий широкого
круга сотрудников.
3.
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Понятие и назначение текущего планирования
В настоящее время большинство предприятий в своей деятельности ориентируется на достижение быстрых и конкретных результатов, поэтому главную роль здесь играет текущее планирование. Целью такого планирования является обеспечение бесперебойной и сбалансированной работы предприятия.