Планирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
· исследовалась роль прибыли в экономике;
· рассматривались методы планирования прибыли;
· анализировались пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
1. Прибыль и её роль в рыночной экономике 4
1.1. Понятие прибыли как экономической категории 4
1.2.Функции прибыли 6
1.3. Виды прибыли 8
1.4.Факторы, влияющие на величину прибыли 13
1.5.Источники получения прибыли 18
2. Методы планирования прибыли 19
2.1. Метод прямого счета 20
2.2. Аналитический метод 22
2.3. Метод совмещенного расчета 23
2.4. Метод на основе бюджетирования 25
3. Распределение и использование прибыли
на предприятии 29
4. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности ООО «ДАК» 34
Расчетная часть 43
Заключение 59
Список используемых источников 6

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 155.35 Кб (Скачать)

     Планирование  прибыли – это составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать те из них, что обеспечивают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана.

   Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

  • прибыль от продажи продукции и товаров;
  • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  • прибыль от реализации основных средств;
  • прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав; 
  • прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;  
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций.

   Основными методами планирования прибыли являются:

·метод прямого счета;

·аналитический метод;

·метод совмещенного расчета;

·метод на основе бюджетирования. 
 
 

2.1.Метод прямого счета

     Данный  метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как  правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его  в том, что прибыль исчисляется  как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих  ценах за вычетом НДС и акцизов  и полной ее себестоимостью.

     Расчет  плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О  × Ц) - (О × С), где

О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

     Прибыль по товарному выпускутп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп, где

Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

     Следует отличать плановый размер прибыли в  расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой  продукции.

     Прибыль на реализуемую продукциюрп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп, где

Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой  продукции в плановом периоде  определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок, где

 Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

     Данная  методика расчета применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции  в ценах и по себестоимости. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

     Расчет  прибыли методом прямого счета  прост и доступен. Однако он не позволяет  выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой  номенклатуре выпускаемой продукции  очень трудоемок. 

2.2.Аналитический метод

     Этот  метод применяется при большом  ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому  методу, так как он позволяет выявить  влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому  виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим  методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

     После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции. Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

     Прибыль от прочей реализации (продукции и  услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного  характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

     Прибыль (убытки) от традиционных статьей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

     После расчета прибыли (убытков) по остальным  видам деятельности, а также внереализационных  доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции  определяется валовая (общая) прибыль  предприятия. В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверность, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

2.3.Метод совмещенного расчета

     В этом случае применяются элементы первого  и второго способов. Так, стоимость  товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного  года определяется методом прямого  счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение  себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и  др., выявляется с помощью аналитического метода.

     Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли  «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

     Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

   Основные  группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности:

  • рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства:

    Рентабельность = Прибыль в расчете  на единицу продукции / Себестоимость единицы  Продукции × 100%; 

    Рентабельность = Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции × 100%; 

    Рентабельность = Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100%.

   Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия. Служит основанием для установления цены. 

  • Рентабельность  реализации (продаж):

    Рентабельность = Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации × 100%; 

    Рентабельность = Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100%.

   Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля  реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции.

  • Рентабельность активов (капитала):
 

    Рентабельность  активов =Прибыль / Совокупные активы × 100%; 

Рентабельность  текущих активов = Прибыль / Текущие  активы × 100%; 

Рентабельность  чистых активов = Прибыль / Чистые активы × 100%

      Эти комплексные показатели характеризуют  отдачу, которая приходится на рубль  соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств.

  • Рентабельность собственного капитала:

    Рентабельность  собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный  капитал × 100%

     Характеризует прибыль, которая приходится на рубль  собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует  отдачу или доходность собственных  средств. 

2.4.метод на основе бюджетирования.

Бюджетирование - это комбинированный финансовый инструмент, призванный, с одной  стороны, облегчить процесс управления финансами предприятия, или бюджетное  управление, а с другой - поддерживать систему управления финансами, или управленческий учет в целях урегулирования взаимоотношений интересов управляющего, собственника и наемных работников.

     Алгоритм  планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организованного, производственного и финансового планирования.

     Первый  этап – организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Для предприятия важно получить данные не о прогнозе спроса как такового, а исключительно о платежеспособном спросе. Одновременно проводятся оценка производственных мощностей предприятия. Оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин – объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей – выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерениях. Одновременно формируется объем продаж, на основе которого заключаются договора поставки, и формируется портфель заказов.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли