Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:10, курсовая работа
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе я особое внимание уделяю прогнозированию и планирования деятельности предприятий, методам планирования, организации планово – экономической работы в организации. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ИПРОГНОЗИРОВАНИЯ….......................................................................................4
1.1 Сущность и принципы планирования………………………...…….4
1.2 Методы планирования…………………………………...................10
1.3Прогнозирование как один из этапов планирования……………..12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ...……………….14
2.1 Организация планово-экономической работы в организации…...14
2.2 Направления совершенствования методов планирования и прогнозирования в организации………………………………………………..16
3 ПРАКТИЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………...………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………...34
Министерство образования Республики Беларусь
Предметно-цикловая комиссия
«Бухгалтерского учета и
финансово – экономических
дисциплин»
на тему « Планирование и прогнозирование производства»
по дисциплине «Экономика организации»
Допущена к защите «____»_______________20 г.
______________________________
Работа защищена с отметкой _______________
______________________________
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ
ИПРОГНОЗИРОВАНИЯ….............
1.1 Сущность и принципы планирования………………………...…….4
1.2 Методы планирования………………………………….....
1.3Прогнозирование как один из этапов
планирования……………..12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ...……………….14
2.1 Организация планово-экономической
работы в организации…...14
2.2 Направления совершенствования методов
планирования и прогнозирования в организации……………………………………………….
3 ПРАКТИЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………...………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………...34
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время ни одна сфера жизни общества
не может обойтись без прогнозов
как средства познания будущего. В данной
курсовой работе я особое внимание уделяю
прогнозированию и планирования деятельности
предприятий, методам планирования, организации
планово – экономической работы в организации.
Прогнозирование является одним из решающих
научных факторов формирования стратегии
и тактики развития.
Актуальность данной темы, как в условиях
развитой рыночной экономики, так и переходной
экономики определяется тем, что уровень
прогнозирования деятельности предприятия
обуславливает эффективность планирования
и управления экономикой и другими сферами.
Целью данной курсовой работы является
рассмотрение сущности процесса прогнозирования
и планирования, их этапы, принципы, методы
и приемы экономического анализа, способы
прогнозирования и планирования и методик
разработки прогнозов для определения
сущности, областей применения и наиболее
эффективных методов прогнозирования
и планирования. Для этого необходимо
решить следующие задачи: определить сущность
прогнозирования и планирования и области
их применения в ходе изучения основ методологии
прогнозирования; дать характеристику
методов прогнозирования и планирования.
1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЛАНИРОВНАИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и принципы планирования
Планирование – научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработка наилучших способов их осуществления с учётом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Понятие "планирование" имеет 2 смысла:
1. Общеэкономический (с точки зрения
общей теории фирмы)
2. Управленческий (одна из функций менеджмента,
которая представляет собой процесс определения
целей и путей достижения этих целей).
Цели планирования:
1. Получение максимальной прибыли;
2. Экономический
рост, т.е. желание предприятий
обеспечить производство
3. Полная
занятость, предполагает
4. Стабильный уровень цен;
5. Справедливое распределение доходов;
6. Экономическая
эффективность,
Принципы планирования:
1. Принцип единства – предполагает разработку общего или свободного плана социально экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют планы производства и продажи продукции, повышение технического и организационного уровня производства, планы отдельных структурных подразделений и другие, которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально – экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменения тех или иных разделов различных планов или показателей отражалось и в общем плане субъекта хозяйствования.
2. Принцип участия – предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования, т.е. каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций.
3. Принцип необходимости – предусматривает обязательное применение планов, привыполнение любого вида трудовой деятельности. Что особенно важно в условиях рыночных отношений, поскольку соблюдение этого принципа соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.
4. Принцип гибкости – взаимосвязан с принципом непрерывности и предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Для соблюдения принципа гибкости планы должны составляться так, как это принято в мировой практике: чтобы в них можно было вносить коррективы, обусловленные имеющимися внутренними и внешними условиями.
5. Принцип точности – определяется влиянием различных
внутренних и внешних факторов. Поэтому
планы должны быть конкретизированы и
детализированы в той степени, в какой
позволяют это сделать условия функционирования
предприятия. И каждый план должен составляться
с такой точностью, которую желает и может
достичь само предприятие с учётом своего
финансового состояния, положения на рыке
и других факторов.
6. Принцип непрерывности – заключается
в том, что на каждом предприятии процессы
планирования должны осуществляться постоянно
в рамках установленного цикла и разрабатываемые
планы должны непрерывно приходить на
смену друг другу.
7. Принцип эффективности – требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях использования ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.
8. Принцип оптимальности – основывается на необходимости выбора лучшего варианта (из нескольких возможных ) на всех этих этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальные трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.
Весь
процесс планирования на предприятии
делится на 2 стадии:
1. Разработки стратегии фирмы.
2. Определение тактики.
Разработки стратегии фирмы. Перед началом организации процесса необходимо убедиться в готовности организации к стратегическому планированию. Например, если стратегическое планирование применяется впервые, то нужно начинать плавно. Возможно, в организации происходит слишком много нового, и поэтому нужно временно отложить стратегическое планирование. Важно понять, что стратегическое планирование дает лучший эффект при соблюдении следующих условий:
1. В организации отлажена система управления.
2. Организация
имеет отработанные каналы
3. Организация открыта для новых идей.
4. В организации
отсутствует господство
Так как не существует единственно правильного процесса, важно определить что стратегическое планирование подходит для организации. Правильно ли выбран момент? Готов ли менеджмент к процессу? Правильно ли поставлено мышление? Например, если в организации доминируют люди, мыслящие в краткосрочной перспективе, нужно быть осторожным в процессе. Важно объяснить преимущества стратегического планирования. Как уже говорилось, стратегическое планирование – это процесс подготовки к будущему путем рассмотрения вариантов выбора.
Стратегическое
планирование начинается с составления
плана, то есть перед началом процесса
нужно определить последовательность
действий. Для организации процесса
нужно рассмотреть несколько
вопросов.
• Кто будет заниматься стратегическим
планированием?
• Что мы предполагаем сделать?
• Как мы это сделаем?
Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решений и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Однако метод достижения цели не разрабатывается с такой тщательностью, что может привести к приложению усилий в неправильных направлениях. Чтобы избежать такого рода ошибок, руководство должно разрабатывать конкретные указания по обеспечению достижения целей и налаживать процесс реализации стратегического плана. Центральная идея заключается в согласовании действий по достижению намеченных целей между собой. Для этого используются такие компоненты формального планирования, как тактика, политика, процедуры и правила.
План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.
Непрерывность планирования обусловлена, во-первых, непрерывностью производственных процессов и, во-вторых, постоянной неопределенностью будущего, которая вызвана непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме того, в планах могут быть ошибочные решения, и их необходимо корректировать.
Планы организации различают по назначению, содержанию и периодам действия.
По назначению выделяются планы:
определяющие стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;
разрабатывающие
тактику деятельности организации
на конкретный период.
По содержанию планы отражают:
-основные направления развития организации;
-отдельные проблемы;
-детальную
программу производственно – хозяйственной
деятельности.
По периодам действия планы могут
быть:
-долгосрочные,
-среднесрочные,
-краткосрочные.
На предприятиях действует система планов, которая включает: стратегический план; прогнозные планы (программы), текущий план; оперативный план-график; бизнес-план, так и планирование имеет свои виды:
В зависимости от длительности (сроков)
планового периода:
1. Долгосрочное планирование (перспективное,
стратегическое, прогнозирование) - планирование
сроком от 5 лет и более;
2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;
3. Краткосрочное планирование:
• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)
• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).
В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
1. Планирование производства;
2. План сбыта;
3. План
материально-технического
4. Финансовое планирование.
С точки зрения организационной
структуры предприятия:
1. Общее планирование деятельности фирмы;
2. Планирование
деятельности отдельных
3. Планирование
деятельности дочерних
В зависимости от направленности и
характера решаемых задач:
1. Стратегическое или перспективное планирование;
2. Среднесрочное планирование;
3. Тактическое (текущее или бюджетное).
1.2 Методы планирования
Методы планирования – основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании.
Часть методов формализована и доведена до уровня экономико-математических моделей, другие имеют слабое описание. Все эти методы могут применяться отдельно и в комплексе.
Практики могут все их и не знать, но желательно все же иметь о них представление, знать их сущность, возможности применения.
К основным методам планирования относятся:
Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.
Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.
Информация о работе Планирование и прогнозирование производства