Планирование и прогнозирование производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе я особое внимание уделяю прогнозированию и планирования деятельности предприятий, методам планирования, организации планово – экономической работы в организации. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ИПРОГНОЗИРОВАНИЯ….......................................................................................4
1.1 Сущность и принципы планирования………………………...…….4
1.2 Методы планирования…………………………………...................10
1.3Прогнозирование как один из этапов планирования……………..12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ...……………….14
2.1 Организация планово-экономической работы в организации…...14
2.2 Направления совершенствования методов планирования и прогнозирования в организации………………………………………………..16
3 ПРАКТИЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………...………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………...34

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая .docx

— 87.04 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

 

Предметно-цикловая комиссия

«Бухгалтерского учета и

финансово – экономических

дисциплин»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему « Планирование и прогнозирование  производства»

по дисциплине «Экономика организации»

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите «____»_______________20    г.

________________________________

 

Работа защищена с отметкой _______________

________________________________

 

 

      Минск 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 
1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ИПРОГНОЗИРОВАНИЯ….......................................................................................4 
1.1 Сущность и принципы планирования………………………...…….4 
1.2 Методы планирования…………………………………...................10 
1.3Прогнозирование как один из этапов планирования……………..12 
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ...……………….14 
2.1 Организация планово-экономической работы в организации…...14 
2.2 Направления совершенствования методов планирования и прогнозирования в организации………………………………………………..16 
3 ПРАКТИЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………...………………………...19 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….33 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов  как средства познания будущего.  В данной курсовой работе я особое внимание уделяю  прогнозированию и планирования деятельности предприятий, методам планирования, организации планово – экономической работы в организации. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития.  
Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.  
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки  прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность  прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения  основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования. 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 
ПЛАНИРОВНАИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

1.1 Сущность и принципы планирования

 

Планирование – научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработка наилучших способов их осуществления с учётом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Понятие "планирование" имеет 2 смысла: 
 1. Общеэкономический (с точки зрения общей теории фирмы) 
 2. Управленческий (одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей достижения этих целей). 
 Цели планирования: 
 1. Получение максимальной прибыли;

2. Экономический  рост, т.е. желание предприятий  обеспечить производство большого  количества и наилучшего качества  товаров и услуг, а следовательно,  более высокий уровень жизни людей;

3. Полная  занятость, предполагает занятость  всех, кто желает и способен  трудиться; 
 4. Стабильный уровень цен;

5. Справедливое  распределение доходов;

6. Экономическая  эффективность, характеризующая  максимальную отдачу всех имеющихся  ограниченных производственных  ресурсов при минимуме издержек  на их использовании.

Принципы планирования:

1. Принцип единства – предполагает разработку общего или свободного плана социально экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют планы производства и продажи продукции, повышение технического и организационного уровня производства, планы отдельных структурных подразделений и другие, которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально – экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменения тех или иных разделов различных планов или показателей отражалось и в общем плане субъекта хозяйствования.

2. Принцип участия – предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования, т.е. каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций. 

3. Принцип необходимости – предусматривает обязательное применение планов, привыполнение любого вида трудовой деятельности. Что особенно важно в условиях рыночных отношений, поскольку соблюдение этого принципа соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

4. Принцип гибкости – взаимосвязан с принципом непрерывности и предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Для соблюдения принципа гибкости планы должны составляться так, как это принято в мировой практике: чтобы в них можно было вносить коррективы, обусловленные имеющимися внутренними и внешними условиями.

5. Принцип точности – определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов. Поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования предприятия. И каждый план должен составляться с такой точностью, которую желает и может достичь само предприятие с учётом своего финансового состояния, положения на рыке и других факторов. 
 6. Принцип непрерывности – заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно в рамках установленного цикла и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

7. Принцип эффективности – требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях использования ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

8. Принцип оптимальности – основывается на необходимости выбора лучшего варианта (из нескольких возможных ) на всех этих этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальные трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Весь  процесс планирования на предприятии  делится на 2 стадии: 
1. Разработки стратегии фирмы.

2. Определение  тактики.

Разработки  стратегии фирмы. Перед началом организации процесса необходимо убедиться в готовности организации к стратегическому планированию. Например, если стратегическое планирование применяется впервые, то нужно начинать плавно. Возможно, в организации происходит слишком много нового, и поэтому нужно временно отложить стратегическое планирование. Важно понять, что стратегическое планирование дает лучший эффект при соблюдении следующих условий:

1. В организации  отлажена система управления.  

2. Организация  имеет отработанные каналы коммуникаций. 

3. Организация  открыта для новых идей. 

4. В организации  отсутствует господство бюрократии.

Так как  не существует единственно правильного  процесса, важно определить что стратегическое планирование подходит для организации. Правильно ли выбран момент? Готов ли менеджмент к процессу? Правильно ли поставлено мышление? Например, если в организации доминируют люди, мыслящие в краткосрочной перспективе, нужно быть осторожным в процессе. Важно объяснить преимущества стратегического планирования. Как уже говорилось, стратегическое планирование – это процесс подготовки к будущему путем рассмотрения вариантов выбора. 

Стратегическое  планирование начинается с составления  плана, то есть перед началом процесса нужно определить последовательность действий. Для организации процесса нужно рассмотреть несколько  вопросов.  
• Кто будет заниматься стратегическим планированием? 

• Что  мы предполагаем сделать? 

• Как  мы это сделаем?

Стратегическое  планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решений и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Однако метод достижения цели не разрабатывается с такой тщательностью, что может привести к приложению усилий в неправильных направлениях. Чтобы избежать такого рода ошибок, руководство должно разрабатывать конкретные указания по обеспечению достижения целей и налаживать процесс реализации стратегического плана. Центральная идея заключается в согласовании действий по достижению намеченных целей между собой. Для этого используются такие компоненты формального планирования, как тактика, политика, процедуры и правила.

План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.

Непрерывность планирования обусловлена, во-первых, непрерывностью производственных процессов и, во-вторых, постоянной неопределенностью будущего, которая вызвана непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме того, в планах могут быть ошибочные решения, и их необходимо корректировать.

Планы организации  различают по назначению, содержанию и периодам действия.

По назначению выделяются планы:

определяющие  стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;

разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период. 
 По содержанию планы отражают: 

-основные направления развития организации;

-отдельные проблемы;

-детальную программу производственно – хозяйственной деятельности. 
 По периодам действия планы могут быть:

-долгосрочные,  
 -среднесрочные,  
 -краткосрочные.

На предприятиях действует система планов, которая включает: стратегический план; прогнозные планы (программы), текущий план; оперативный план-график; бизнес-план, так и планирование имеет свои виды:

В зависимости от длительности (сроков) планового периода: 
 1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;

2. Среднесрочное  планирование - сроком от года  до пяти;

3. Краткосрочное  планирование:

• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

В зависимости от содержания хозяйственной  деятельности: 

1. Планирование  производства;

2. План  сбыта;

3. План  материально-технического снабжения;

4. Финансовое  планирование.

С точки зрения организационной  структуры предприятия: 
 1. Общее планирование деятельности фирмы;

2. Планирование  деятельности отдельных подразделений;

3. Планирование  деятельности дочерних предприятий  и филиалов.

В зависимости от направленности и  характера решаемых задач: 
 1. Стратегическое или перспективное планирование;

2. Среднесрочное  планирование;

3. Тактическое (текущее или бюджетное).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методы планирования

 

Методы планирования – основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании.

Часть методов формализована и  доведена до уровня экономико-математических моделей, другие имеют слабое описание. Все эти методы могут применяться  отдельно и в комплексе.

Практики могут все их и не знать, но желательно все же иметь  о них представление, знать их сущность, возможности применения.

К основным методам  планирования относятся:

  • балансовый
  • опытно-статистический
  • нормативный
  • экономико-математический

Каждый из указанных методов  включает десятки, а то и сотни  разновидностей, приемов и способов расчета.

Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.

Информация о работе Планирование и прогнозирование производства