Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:17, курсовая работа
Цель исследования - Совершенствование планирования деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики и ценообразования на примере отдела экономики и ценообразования Администрации г. Осинники.
Задачи исследования:
1 Определение места и роли планирования в деятельности органов местного самоуправления;
2 Анализ нормативно-правовой базы регулирующей разработку планов деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики и ценообразования;
3 SWOT-анализ планирования деятельности отдела экономики и ценообразования Администрации г. Осинники.
Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Поскольку именно государственным бюджетом, по сути, определяются приоритеты экономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуют государственную политику. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами
Основная задача планирования - разработка мероприятий, которые необходимо выполнить сегодня для того, чтобы организация могла эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются связующим звеном между настоящим и будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов.
В
планировании под методом обычно
понимается технический
прием, процедура или другой инструмент,
имеющий существенное значение для успешного
выполнения той или иной задачи.
Ряд рассмотренных методов носит универсальный характер и применяется, кроме обоснования плановых решений, при решении других экономических и управленческих задач.
Наиболее
распространенными методами, используемыми
в
процессе принятия плановых решений, являются
следующие.
Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и в их источниках.
Расчетно-аналитический метод заключается в том, что на основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитываются плановые величины этих показателей. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислении от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования ресурсов и т.п.
Балансовый метод заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при сравнении потребности в ресурсах и их наличия, при планировании распределения прибыли и других финансовых показателей.
Метод оптимизации плановых решений предполагает разработку нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора.
Экономико-математическое
моделирование заключается в установлении
количественных взаимосвязей между показателями
и факторами, их определяющими. Эта связь
выражается через экономико-математическую
модель. Экономико-математическая модель
представляется собой точное математическое
описание экономического процесса, т.е.
описание факторов, характеризующих структуру
и закономерности изменения данного экономического
явления с помощью математических символов
и приемов (уравнений, неравенств, таблиц,
графиков и т.д.)
Сетевой
метод планирования как графическое
изображение
взаимосвязей между работниками был создан
американскими
специалистами. Метод сетевого планирования
и управления применяется для планирования
проведения комплекса взаимосвязанных
работ.
Программно-целевой метод планирования - процесс выработки и принятия не одного, а совокупности многообразных, разнохарактерных, принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений.
Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей планирования экономических и социальных процессов являются: показатели производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, капитальных вложений, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения.
Наиболее значимы информационные показатели (достоверность, современность, объективность, полнота информации), квалифицированный уровень кадров, а также четкая постановка целей и средств их достижения. (Таблица 1)
В зависимости от уровня управления экономикой различают макроэкономические показатели, отраслевые, региональные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях например эффективность общественного производства.9
Таблица 1 – Показатели оценки качества деятельности отдела экономики и ценообразования Администрации г. Осинники
показатели | |
Экономические | - техническая оснащенность
отдела;
- количество человек работающих в отделе (план/факт); - обеспеченность
планов отдела финансовыми - минимальный
размер заработной платы - темп роста инвестиций; - уровень инфляции; - уровень конкуренции МО; - темп роста цен на товары и услуги; |
Социальные | - степень удовлетворенности
сотрудников работой;
- удовлетворенность сотрудников организацией рабочего места; - уровень квалификации кадров; - уровень занятости населения; - уровень доходов населения; - качество жизни населения; |
Информационные | - степень достоверности
информации;
- степень своевременности информации; - степень объективности информации; - степень полноты информации; |
Отечественная
и зарубежная теория и практика планирования
располагают богатым
Планирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики.
Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы – на каких рынках лучше действовать, какие новейшие технологии осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Стратегическое
планирование охватывает разработку стратегических
планов на федеральном уровне, уровне
штатов и организаций. Разработчики
стратегического плана
Особенность
общегосударственного планирования в
Японии заключается в использовании
системы социально-
Правительство и предприниматели обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждаются в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.
Французская система планирования – своеобразный продукт рыночной экономики. Вместе с развитием национального рынка она прошла через три крупных этапа планирования. Первый этап относится к послевоенному периоду. С 1945 до 1960г. Для Франции было характерно директивное планирование, перенятое в бывшем СССР. В конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса. В начале 90-х годов во Франции стало развиваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Франции с национальными рынками западных стран. 11
Таким образом, изучение зарубежного опыта планирования позволяет сделать вывод о том, что каждая страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.
Вывод по разделу 1: Таким образом, теоретический обзор планирования деятельности органов местного самоуправления показал, что в этой сфере существуют проблемы связанные с несовершенной законодательной базой, с отсутствием в большинстве муниципальных образований, специалистов по планированию деятельности органов местного самоуправления и отделов, отвечающих за стратегическое развитие муниципального образования.
Объект исследования - отдел экономики и ценообразования, является структурным подразделением администрации города, двойного подчинения – подчиняется главе администрации города и областному департаменту торговли, экономики и развития предпринимательства в Кемеровской области. Экономический отдел в своей деятельности руководствуется Указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Министерства экономики РФ, законами Кемеровской области, нормативными актами областного и городского Советов народных депутатов, распоряжений Администрации области и города, а также Положением отдела экономики и ценообразования.
Возглавляет
отдел экономики и
Как и любая организация, отдел экономики и ценообразования имеет свою схему управления. Рисунок 2.
Рисунок 2 – Структурная схема управления отдела экономики и ценообразования администрации г. Осинники
В соответствии с положением об отделе и должностными инструкциями во главе отдела стоит начальник отдела, который подчиняется непосредственно заместителю главы города по вопросам экономики. В свою очередь ему напрямую подчиняются его заместитель и остальные работники отдела. Начальник отдела отдает все распоряжения по вопросам работы отдела, и напрямую взаимодействует со всеми подчиненными. Заместитель начальника не является непосредственным руководителем специалистов, но помогает начальнику по вопросам организации труда, распределению обязанностей между работниками, обеспечивает соблюдение работниками правил внутреннего распорядка. В определенных ситуациях начальник отдела может переложить часть своих функций на заместителя отдела и передать управление в руки заместителя. Учитывая, что город является сравнительно небольшим, можно сказать, что данная структура является оптимальной и позволяет оперативно решать возникающие перед отделом задачи.
Основной целью отдела является осуществление государственной политики в сфере экономики, направленной на формирование условий устойчивого экономического роста и социального развития, роста предпринимательской активности и обеспеченности стабильности в обществе. Отдел координирует всю экономическую работу на территории города с участием финансовых, кредитных, статистических и иных органов. А также координирует деятельность всех расположенных на территории города предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно правовых форм, в части межотраслевых связей. Осуществляет контроль за деятельностью всех предприятий по вопросам, относящимся к ведению городской администрации.