Отчетность банков, пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого цель данной работы – обзор отчетности банков, путей ее совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие банковской отчетности, ее возникновения, видов
2) проанализировать пути совершенствования банковской отчетности.

Содержание

Введение 3
1. Отчетность банков, пути ее совершенствования 4
1.1. Понятие банковской отчетности…. 4
1.1.1. Возникновение современной банковской отчетности 4
1.1.2 Действующая банковская отчетность 7
1.1.3. Определение и признаки отчетности 8
1.1.4 Унифицированная форма отчетности 11
1.1.5. Перечень банковской отчетности 14
1.2. Пути совершенствования банковской отчетности 17
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

работа по орг.деят. КБ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Титульный лист

 

Содержание 
 

 

Введение

 
 

      Центральный банк Российской Федерации проводит последовательную политику приведения действующих российских норм и правил бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами бухгалтерского учета (International Accounting Standarts - IAS).

      Ныне  действующая банковская отчетность, в отличие от прежней, - комплексная. Старую банковскую отчетность можно было достаточно легко разделить на три неравные части: бухгалтерская, статистическая и общая финансовая. Такое разделение объективно было вызвано несовершенством как старого Плана счетов бухгалтерского учета, по которому работали российские коммерческие банки, так и нормативных положений о введении в действие той или иной новой формы банковской отчетности.

      Банк  России постоянно совершенствовал  нормативную базу банковской деятельности, приводя ее в соответствие с потребностями  момента, в результате чего собственно бухгалтерская отчетность коммерческих банков постоянно видоизменялась.

      Исходя  из этого цель данной работы – обзор  отчетности банков, путей ее совершенствования.

      Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

      1) рассмотреть понятие банковской отчетности, ее возникновения, видов

      2) проанализировать пути совершенствования  банковской отчетности.

      Для работы использовались   методологические пособия в которых широко освещается вопрос банковской отчетности и периодические издания , на чьих страницах освещался данный вопрос.

 

1. Отчетность банков, пути ее совершенствования

1.1. Понятие банковской отчетности….

1.1.1. Возникновение современной банковской отчетности

      Центральный банк Российской Федерации проводит последовательную политику приведения действующих российских норм и правил бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами бухгалтерского учета (International Accounting Standarts - IAS).

      Первым  шагом в этом направлении явилось  введение в августе 1993 г. общей финансовой отчетности коммерческих банков, порядок составления которой регламентировался Инструкцией Банка России от 01.10.1997 N 17 "О составлении финансовой отчетности". Основной задачей введения общей финансовой отчетности коммерческого банка было ее использование для ознакомления и анализа деятельности коммерческого банка Центральным банком, руководителями прочих коммерческих банков, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой публикации [1].

      Вторым  шагом стало введение в действие с января 1998 г. нового Плана счетов и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18.06.1997 N 61, утвержденных Приказом Банка России от 18.06.1997 N 02-263. Все это способствовало развитию таких международных принципов бухгалтерского учета, как: раздельное отражение активов и пассивов, приоритет содержания над формой, существенность, открытость и осторожность. Вследствие принятия этих нормативных документов коренным образом изменилась банковская отчетность, представляемая коммерческими банками в Банк России. Заметно повысилась информативность отчетности, в первую очередь ее основного элемента - банковского баланса. В конце 2002 г. Банк России ввел в действие Положение от 05.12.2003 N 205-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", в котором отражены последние изменения как самого Плана счетов, так и Правил ведения бухгалтерского учета.

      С 1998 г., после вступления в силу части  первой Налогового кодекса Российской Федерации, Банк России приступил к  реализации мер по переходу к ведению  учета по методу начисления в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ). Это означало, что этап преобразований в области бухгалтерского учета, во время которого изменениям подвергались отчетные формы, а не принципы совершения учетных записей, завершился. Основным его результатом явилась форма банковской отчетности, приближенная по многим существенным параметрам к международным стандартам [8].

      В связи с переходом с 01.01.1998 на новый  План счетов бухгалтерского учета в  кредитных организациях Российской Федерации и в целях упорядочения отчетности Банк России утвердил перечень отчетности и другой представляемой кредитными организациями информации и указания о порядке ее составления и сдачи в Банк России, который с учетом внесенных в него изменений за прошедшее с тех пор время действует и в настоящий период.

      Ныне  действующая банковская отчетность, в отличие от прежней, - комплексная. Старую банковскую отчетность можно было достаточно легко разделить на три неравные части: бухгалтерская, статистическая и общая финансовая. Бухгалтерскую и общую финансовую отчетность использовали главным образом надзорные органы для сбора информации и осуществления надзора и контроля над деятельностью банков, а статистическую в основном для формирования национальной статистики.

      Банк  России постоянно совершенствовал  нормативную базу банковской деятельности, приводя ее в соответствие с потребностями момента, в результате чего собственно бухгалтерская отчетность коммерческих банков постоянно видоизменялась. Ее состав за это время пополнился многочисленной отчетностью о валютных операциях, разнообразными отчетными формами о наличном денежном обращении, работе с бюджетными средствами, публикуемой отчетности в средствах массовой информации и т.д. При этом надзорные органы уделяли особое внимание отчетности банков, составляемой в соответствии с действовавшей в то время Инструкцией Банка России от 01.10.1997 N 1 "О Порядке регулирования деятельности банков", которая является основным документом регулирования деятельности коммерческих банков.

      Существенно важным явился отказ от так называемой "дополнительной" банковской отчетности. Исторически сложилось, что в "дополнительную" банковскую отчетность входили все формы отчетности, составляемые коммерческими банками в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 01.10.1997 N 1 "О Порядке регулирования деятельности банков". Эта Инструкция является базовым документом, регулирующим деятельность коммерческих банков на основе соблюдения ими установленных Банком России обязательных экономических нормативов. Также в "дополнительную" банковскую отчетность входили все отчеты о создании банками фонда обязательных резервов для депонирования в Банке России, отчеты об открытых валютных позициях и открытых позициях в драгоценных металлах. Важность этих форм банковской отчетности определяется тем, что подавляющее большинство штрафных санкций, применяемых к кредитным организациям со стороны Банка России за нарушение пруденциальных норм деятельности, накладывается на банки при нарушениях, отражающихся именно в этих формах отчетности [1].

      Наконец в "дополнительную" отчетность входили такие два важнейших компонента, определяющих лицо финансовой отчетности любого коммерческого банка, как консолидированная и годовая публикуемая отчетности. Значение этих видов отчетности для деятельности коммерческого банка исключительно велико.

      Таким образом, с объединением "основной" и "дополнительной" составляющих банковской отчетности в единую комплексную  банковскую отчетность был сделан важный шаг по совершенствованию национальных норм бухгалтерского учета и отчетности.

1.1.2 Действующая банковская отчетность

 

      Действующая банковская отчетность была введена  в действие двумя Указаниями Банка  России: от 16.01.2004 N 1375-У "О Правилах составления и представления  отчетности кредитными организациями  в Центральный банк Российской Федерации" и от 16.01.2004 N 1376-У "О Перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", регламентирующими состав и порядок представления банковской отчетности в Банк России. Банковская отчетность, которую коммерческие банки составляли до этого момента в соответствии с Указанием от 24.10.1997 N 7-У, была отменена [7].

      Старая  банковская отчетность критиковалась  много раз. В основном критике  подвергались многочисленность ее отчетных форм, высокая периодичность составления части из них, излишняя усложненность при заполнении некоторых форм отчетности, формализм включаемых в ряд отчетов исходных данных.

      Банк  России неоднократно обещал учесть замечания  коммерческих банков и упростить  банковскую отчетность. Надежды банкиров на существенное сокращение количества форм отчетности оправдались частично. Несмотря на внушительный список отмененных отчетных форм (их 19), трудоемкость процесса составления банковской отчетности уменьшилась лишь незначительно. Основной вывод, который можно сделать за период, прошедший после введения Указания N 1376-У и целого ряда дополнений к нему, - кардинальных изменений в банковской отчетности не произошло.

      Изменились  сроки представления отчетности по ряду форм.

      В зависимости от типа кредитной организации для нее установлен свой срок представления той или иной формы отчетности.

1.1.3. Определение и признаки отчетности

 

      Требования  к информации, представленной в банковской отчетности, достаточно противоречивы. Они зависят, во-первых, от того, кто является потребителем этой информации; во-вторых, от целей, для которых ее планируется использовать.

      Любая информация, а особенно финансовая, становится чрезвычайно актуальной в кризисные периоды. Резко возрастает потребность в ее анализе для принятия стратегически важных решений в условиях трудно прогнозируемых процессов, которые наблюдаются в настоящее время в российской экономике.

      Указанные обстоятельства и стремление повысить качественный уровень отечественной  банковской системы побуждают Центральный банк Российской Федерации, банковские объединения и отдельные кредитные организации предпринимать определенные усилия, направленные на удовлетворение информационных потребностей многочисленных пользователей банковской информации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Банку России. Используя сведения банковской отчетности коммерческих банков, ЦБ РФ решает, как уже отмечалось ранее, две главные задачи - формирование национальной статистики и оперативный контроль деятельности банков [1].

      Для решения первой задачи собираемая Банком России информация должна соответствовать  стандартам и требованиям, предъявляемым  Международным валютным фондом и  другими международными организациями, а также правительственными органами.

      Для решения второй задачи Банк России применяет методики контроля динамики аналитических показателей эффективности работы коммерческого банка. Эта информация необходима для обеспечения стабильности внутренних финансовых рынков, предупреждения и оказания помощи при возникновении трудностей в работе коммерческих банков.

      Не  все первоначально введенные  в 2004 г. формы банковской отчетности выдержали проверку временем и сохранили  первоначальный вид и сроки представления. Часть финансовых отчетов была совсем исключена из отчетности банков, другая часть была существенно переработана с учетом реалий сегодняшнего дня, некоторые формы отчетности были перенесены из одной группировки в другую и т.д [7].

      Что понимается сегодня под банковской отчетностью?

      Указание  Банка России от 16.01.2004 N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" устанавливает обязательные для кредитных организаций (их филиалов), головных кредитных организаций банковских (консолидированных) групп общие правила составления и представления банковской отчетности.

      В соответствии с п. 3 данного Указания кредитные организации обязаны  составлять и представлять в Банк России отчетность в соответствии с  Перечнем форм отчетности и другой информации кредитных организаций, представляемой в Центральный банк Российской Федерации, установленным Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1376-У "О Перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", а также давать разъяснения по полученной от них информации [1].

      Кредитные организации представляют в Банк России отчетность в виде установленных  Банком России отчетных документов (форм отчетности), которые подписываются  лицами, ответственными за представление сведений (если документ составлен на бумажном носителе), или содержат код аутентификации электронного сообщения (если документ составлен в электронном виде), используемый для контроля целостности и подтверждения подлинности электронного сообщения. Конкретные средства аутентификации, обеспечивающие создание и проверку кодов аутентификации электронных сообщений, и правила их использования определяются Банком России и кредитной организацией.

Информация о работе Отчетность банков, пути ее совершенствования