Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 02:22, реферат
Однако эти условия не являются достаточными, так как они служат также основанием для грабежа (насильственного отъема у производителей их прибавочного продукта). Поэтому третьим необходимым условием существования рыночных отношений является отношение взаимного силового сдерживания участников обмена от попыток грабежа. Историческим результатом развития таких отношений сдерживания явился институт государства. Из этого следует, что рынок в его более или менее развитой форме без государства существовать не может.
1.Понятия рынка
2.Потребительский рынок товаров и услуг
3.Модель покупательского поведения
4. Показатели оценки потребительских рынков товаров и услуг
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
План
1.Понятия рынка
2.Потребительский рынок товаров и услуг
3.Модель покупательского поведения
4. Показатели оценки
потребительских рынков
1.Понятия рынка
В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занимал производитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать. Исходным в организации бизнеса становится изучение потребностей рынка и разработка планов их удовлетворения. Ключевым видом управленческой деятельности коммерческой организации становится маркетинг.
«Маркетинг - это плановая
система организации и
Филип Котлер дал другое определение: «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей по средством обмена.
Существуют и другие определения маркетинга, их более тысячи.
Рынком называют совокупность отношений сферы обмена, складывающихся при определенных исторических условиях. Необходимыми условиями возникновения рыночных отношений являются разделение труда и обособленная собственность на средства и продукты производства. Однако эти условия не являются достаточными, так как они служат также основанием для грабежа (насильственного отъема у производителей их прибавочного продукта). Поэтому третьим необходимым условием существования рыночных отношений является отношение взаимного силового сдерживания участников обмена от попыток грабежа. Историческим результатом развития таких отношений сдерживания явился институт государства. Из этого следует, что рынок в его более или менее развитой форме без государства существовать не может.
Существует несколько определений рынка, каждое из которых характеризует ту или иную его сторону.
Сущностное определение: рынок есть совокупность экономических отношений, посредством которых осуществляется обмен между обособленными производителями товаров.
Функциональное определение: рынок - это способ связи между обособленными производителями, регулятор общественного производства. Посредством рыночных отношений происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей.
С информационной точки зрения рынок - это информационная система, связывающая между собой спрос и предложение. Механизм рынка способствует лучшему информированию товаровладельцев о состоянии дел во всех отраслях экономической деятельности, определяет общественную полезность продуктов, указывает направления и характер изменения производственных программ.
Практическое определение: рынок - это механизм, приспособление, с помощью которого осуществляется контакт между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товара и услуги).
Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.
По форме конкуренции:
-высококонкурентный,
-немонополизированный, (идеальный),
-монополистической
-олигополистический,
-дуополистический,
-монополизированный (чистая монополия).
По виду товара:
-предметов потребления и услуг;
-жилой площади, зданий, недвижимости;
-средств производства (включая землю), имущества;
-инвестиций; денег и ценных бумаг;
-рабочей силы (труда, рабочих мест);
-инноваций, духовного, интеллектуального продукта.
Также по территориальному признаку: местные, национальные, региональные, мировой;
Функциональный признак (оптовый, неорганизованный);
По потребительским товарам: дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары.
Совокупность рынков одной страны называется национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Классификация по территории:
-местный;
-региональный;
-национальный;
-межстрановых объединений;
-мировой.
Виды рынков и их взаимодействие
Субъектами рынка по
современной классификации
Домашнее хозяйство -
основная экономическая единица, которая
осуществляет функцию переработки
приобретаемых на рынке товаров
и услуг для собственного потребления
и обеспечивает воспроизводство
основного фактора
Частные предприниматели (бизнес) - организаторы и руководители негосударственных предприятий, функционирующих с целью получения прибыли.
Государство (правительство) - совокупность главным образом бюджетных учреждений и организаций, выполняющих функции государственного управления и некоммерческих социальных услуг.
Взаимодействие домохозяйств,
бизнеса и государства
Выделяют следующие виды рынков:
- рабочей силы;
- финансовый (рынок ссудных капиталов);
- средств производства;
- технологий;
- потребительский;
- услуг;
- духовных благ.
Если рынок рассматривать как систему отдельных рынков, то каждый вид рынка будет составлять элемент его структуры.
Все виды рынков имеют
разное общественное значение, которое
определяется не самим рынком, а
значением объектов рыночного обмена
для системы общественного
Рис. 1. Рыночный кругооборот и взаимодействие субъектов рынка
2.Потребительский рынок товаров и услуг
Рынок товаров - это система экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок потребительских товаров - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.
Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1) путем развития
2) путем поддержания малых и средних предприятий.
3) налоговое и кредитное
стимулирование товаров
4) переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.
5) постепенная отмена
дотирования убыточных
6) радикальный пересмотр
льготного перераспределения
Субъектами рынка товаров являются как продавцы, так и покупатели специфического товара, в том числе посреднические структуры, объектом - специфический товар, основной для данного рынка, обусловливающий его назначение и несущий благо для потребителя.
Рынок потребительских товаров - функциональный рынок, где объектом выступает товар, удовлетворяющий потребности индивидуального потребителя - населения, а субъектами - продавцы (предприятия и частные лица), осуществляющие продвижение товара от производителя до потребителя (населения), включая процесс продажи товаров и услуг.
Потребительский рынок,
по нашему убеждению, занимает в экономике
центральное место как
Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: «О защите потребительского рынка» от 20.12.91г. «О защите потребителей» от 26.06.91г.
Инфраструктура
В качестве элементов потребительского рынка можно выделить систему оптовой и розничной торговли.
Оптовое звено является первичным звеном потребительского рынка и включает в себя крупные оптовые склады, базы и т.п. как торговых посреднических фирм, так и предприятий-производителей.
Система предприятий розничной торговли складывается из предприятий внемагазинной и магазинной торговли.
Внемагазинная торговля
- это предпринимательская
Магазинная торговля
- предпринимательская
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения(прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.
3. Потребительские
рынки и модель
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственного контакта со своими клиентами. Сейчас они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает и почему именно покупает.
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить и как по-настоящему разобраться в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, и т.п. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является модель, представленная в таблице 1. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в “черный ящик” сознания покупателя и вызывают определенные отклики.
Таблица 1
Модель покупательского поведения
Побудительные факторы маркетинга |
Прочие раздражители |
“Черный ящик” сознания покупателя |
Ответные реакции покупателя | |||
Товар Цена Методы распространения Стимулирование сбыта |
Экономические Научно-технические Политические Культурные |
|
Характеристики покупателя |
Процесс принятия решения покупателем |
|
Выбор товара Выбор марки Выбор дилера Выбор времени покупки Выбор объекта покупки |
Информация о работе Особенности рынка потребительских товаров