Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель - проведение анализа процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства и определение направлений его дальнейшего развития.
Задачи – изучение особенностей реформы ЖКХ, пути дальнейшего развития структуры.
Объектом - жилищно-коммунального хозяйства.
Методы исследования – ЖКХ.
Основными задачами подпрограммы являлись:
- финансовое
оздоровление жилищно-
- снижение
издержек и повышение качества
и доступности жилищно-
- обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
Достижение основных целей подпрограммы было призвано обеспечить возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса без использования программных методов управления на федеральном уровне. Действие подпрограммы было рассчитано на первый этап реализации ФЦП «Жилище»: 2002-2005 г.г.
Подводя итоги реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», Правительство РФ констатировало некоторые позитивные результаты: преодоление снижения надежности работы жилищно-коммунального комплекса после финансового кризиса 1998 года;
стабилизация
финансового положения
создание законодательной основы проведения реальных рыночных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе;
осуществление перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;
появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности.
В 2003-2004 годах в рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции 240 объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах Российской Федерации.
Реконструированы
8975 км сетей водоснабжения и
Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства, а также другие работы.
Вместе с тем было признано, что позитивного изменения ситуации при реализации вышеуказанной подпрограммы достигнуть не удалось. Причинами этого указывались низкая эффективность использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры11.
Основными проблемами реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
Задача
создания нормативной правовой базы,
необходимой для реформирования
жилищно-коммунального
Третий этап реформы жилищно-коммунальной отрасли начался после вступления в силу с 1 марта 2005г. Жилищного кодекса Российской Федерации, который установил три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками жилья, управление управляющей компанией, управление товариществом собственников жилья.12
Управление ЖКХ осуществляется на договорной основе между собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющей компанией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание и содержание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, либо товариществом собственников жилья - некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве собственников помещений.
Следует отметить, что впервые в истории современного жилищного законодательства гражданам-собственникам жилья было дано полное право самостоятельно определять способ управления общим имуществом своего многоквартирного дома, и выбирать организацию, которая должна осуществлять его содержание, ремонт и техническое обслуживание. При этом муниципальные образования и субъекты РФ, а также юридические лица, имеющие в собственности помещения в этих домах, уравнены в правах с гражданами и голосуют на общих собраниях собственников наравне с ними, в соответствии с количеством голосов, пропорциональным своей доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме13. Это было одним из важнейших шагов законодателя в направлении повышения ответственности граждан за состояние жилья, в котором они проживают, и стимулирования населения к проявлению инициативы в решении вопросов содержания жилищного фонда. Тогда как ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР изначально был рассчитан исключительно на государственное управление жилищным фондом, его содержанием и ремонтом14.
Одновременно с правом самостоятельно определять судьбу многоквартирного дома государство возложило на собственников помещений такого дома бремя расходов на содержание общего имущества дома, в доле каждого собственника, пропорциональной его доле в праве общей собственности на общее имущество15.
В развитие данной нормы Правительством РФ 13.08.2006 г. были приняты «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», конкретизирующие состав общего имущества многоквартирного дома, определяющие границы эксплуатационной ответственности за состояние инженерных и коммуникационных сетей, устанавливающие единые требования к содержанию общего имущества, общие положения об оплате собственниками расходов на содержание общего имущества, и компетенцию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению государственного контроля за содержанием общего имущества16.
Стоит отметить, что по данным Федеральной службы государственной статистики РФ (далее-Росстат) по состоянию на конец 2009 года правом приватизации занимаемых жилых помещений в России воспользовались владельцы 27657 тыс. жилых помещений, что составило только 73% от общего числа жилых помещений, подлежащих приватизации17. Видимо, в связи с этим Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации Законом РФ от 01.02.2010 г. №4-ФЗ перенесла срок окончания действия Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с 01 марта 2010 года на 01 марта 2013 года18. Тем самым государство дает возможность тем, кто еще по каким-либо причинам не приватизировал занимаемые жилые помещения, сделать это в ближайшие три года, и с другой стороны, стремится к постепенному уменьшению своего участия в расходах на содержание и ремонт жилищного фонда.
Параллельно с мероприятиями по реализации положений нового Жилищного кодекса РФ начался второй этап реализации ФЦП «Жилище», в рамках которого в действие вступила подпрограмма-«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая собой прекратившую действие подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Данная подпрограмма была призвана служить инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 05.09.2005 г. на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках. Цели и задачи программы соответствовали целям и задачам указанного национального проекта.
Целью подпрограммы заявлено создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Подпрограммой были поставлены следующие задачи: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры; привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
По итогам реализации подпрограммы должны быть достигнуты следующие показатели: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год-55 %, 2010 год-50 %; доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры:2007 год-20 %, 2010 год-50 %; доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса: 2007-15%, 2010 год-30 %.
При этом
к окончанию срока действия Федеральной
целевой программы «Жилище» (2010 год)
ожидаются следующие
Для оказания содействия процессу реформирования отрасли в июле 2007 года была учреждена некоммерческая организация - Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учредителем которой является Российская Федерация, а координацию деятельности осуществляет Министерство регионального развития РФ20. Целями деятельности Фонда в соответствии с Законом РФ №185-ФЗ от 21.07.2007 г. являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ заключается в предоставлении финансовой поддержки регионам Российской Федерации при реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Финансовая поддержка оказывается по заявкам субъектов РФ, которые должны соответствовать определенному набору требований, установленных вышеуказанным Федеральным законом. Срок действия Фонда установлен до 01.01.2012 года, после чего Фонд подлежит ликвидации.
По состоянию на 02.06.2010 г. общий объем расходов на реализацию региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья за все время существования Фонда составил 318877,4 миллионов рублей. Общий объем осваиваемых средств с учетом софинансирования регионов составил более 324 миллиардов рублей. За время существования Фонда отремонтированы 105908 многоквартирных домов, расселены 7084 аварийных дома, построено 1862 миллиона кв.м. жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья (по данным официального Интернет-сайта Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства)21.
Подводя промежуточные итоги текущего этапа реформирования ЖКХ в Российской Федерации, нужно отметить, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.
В настоящее
время наблюдается позитивная тенденция
к некоторому повышению ответственности
государства перед населением в
области жилищно-коммунального хозяйства
(по сравнению с 1990-ми годами), и с другой
стороны, усилению государственного контроля
за надлежащим исполнением своих обязательств
в этой сфере субъектами Российской Федерации,
муниципальными образованиями и коммерческими
организациями, действующими на рынке
жилищно-коммунальных услуг. Также налицо
стремление государства стимулировать
и поощрять проявление гражданами хозяйского
отношения к своему жилью, осознание ими
своей ответственности за его надлежащее
состояние и сохранность.
Вывод
по 2 главе: таким образом, в системе
ЖКХ много сделано по умолчанию качества
обслуживания населения, предстоит еще
очень много сделать. Это и замена вертких
сетей, тепло и водоснабжения, по увеличению
качества услуг, с одновременным снижением
нерациональных затрат.