Особенности реформирования ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель - проведение анализа процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства и определение направлений его дальнейшего развития.
Задачи – изучение особенностей реформы ЖКХ, пути дальнейшего развития структуры.
Объектом - жилищно-коммунального хозяйства.
Методы исследования – ЖКХ.

Работа содержит 1 файл

ЖКХ - КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 147.00 Кб (Скачать)
ВВЕДЕНИЕ
 

      Выбранная тема курсовой работы является актуальной в наше современное время.

      Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.

     Если  по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. Особенно негативные последствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.

     Цель - проведение анализа процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства и определение направлений его дальнейшего развития.

     Задачи – изучение особенностей реформы ЖКХ, пути дальнейшего развития структуры.

     Объектом  - жилищно-коммунального хозяйства.

     Методы  исследования – ЖКХ.

     Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные и нормативные акты РФ и РТ. Информационной базой исследования явились данные опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях. 
 
 

1 Теоретические основы функционирования  жилищно-коммунальной сферой в РФ 

1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы, ее состав и назначение

     Жилищно-коммунальное хозяйство — комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

     Состав  жилищно-коммунального хозяйства:

- водопровод  – устранение протечек водопроводных  труб, система очистки воды.

- канализация  – отведение сточных вод

- капитальный  ремонт зданий

- текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем  (здания)

- теплоснабжение  – обеспечение поставки жителям  горячей воды и тепла, обеспечение  работы котельных ТЭЦ. Нарушение  работы может вызвать топливно-энергетический  кризис.

- сбор, вызов и утилизация мусора.

- содержание  придомовых территорий (благоустройства) 

- электроснабжение.

      Жилищная  сфера – одна из важнейших составных  частей экономики России. Это область  народного хозяйства включает в  себя строительство и реконструкцию  жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

     Жилищный  фонд – совокупность всех жилых  помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

     Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, частный.

     В Государственной целевой программе «Жилище»1, отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках и иных объектов – около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема.

     Главными  задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

     обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем  внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

     увеличение  объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

     расширение  прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы.

     Коммунальное  хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).

     Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы  является то, что многие вопросы  решаются местными органами власти. К  вопросам местного значения относятся:

     содержание  и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых помещений;

     регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

     создание  условий для жилищного и социально-культурного  строительства;

     организация, содержание и развитие муниципальных  энерго -, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;

     организация снабжения населения и муниципальных  учреждений топливом;

     благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

     организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, и другие вопросы. 

1.2 Характеристика современного  состояния жилищно-коммунального хозяйства  

      На  сегодняшний день состояние ЖКХ  страны является концентрированным  отражением негативных процессов, происходящих в финансовой среде. Традиционная зависимость  ЖКХ от государственного и местных  бюджетов, сохранившаяся со времен плановой экономики, противоречит условиям функционирования данной сферы.

     Для функционирования ЖКХ в советский  период были характерны высокая степень  обобществления жилищно-коммунальных услуг и нормативно-затратный  метод их финансирования. Монополия государства в жилищной сфере, а муниципальных предприятий — в сфере жилищно-коммунальных услуг, отсутствие конкуренции обусловили не только снижение качества и объема услуг, но и бесконтрольность в сфере финансирования. Увеличение затрат на ремонт, содержание жилья и предоставление коммунальных услуг покрывались государством по факту. Экономические реформы, проводимые в промышленности и других отраслях в 70—80-х годах, этой сферы практически не коснулись.

     Более того, первый этап либерализации цен  также не затронул тарифы на жилье и коммунальные услуги. В результате в 1992—1993 гг. практически все расходы по текущему и капитальному ремонту жилья и теплоснабжению жилищного фонда финансировались из бюджета. Низкие цены на многие виды коммунальных услуг населению поддерживались за счет повышенных тарифов для промышленных потребителей.

     В 1994 г. были предприняты первые шаги по постепенному сокращению бюджетного дотирования предприятий ЖКХ  и переводу их на самоокупаемость. Доля затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг, покрываемая за счет бюджета или косвенных субсидий (перекрестного субсидирования), снизилась с 97—98% в 1992 г. до 60—80% в 1994 г.1

     Одновременно  доля дотаций остается значительной, что при бюджетном кризисе  становится непосильным грузом для государства, а рост цен сводит на нет усилия бюджетного дотирования.

     ЖКХ страны — это треть основных фондов России и треть потребляемых энергоресурсов. В этой сфере занято более 4 млн. человек  и работает более 56 тыс. предприятий.

     Учитывая  скачок цен, для нормального функционирования ЖКХ требуется более 150 трлн. рублей на дотации в год (около 6% валового внутреннего продукта). Средств на покрытие данных расходов ни в федеральном, ни в местных бюджетах нет. К 1997 г. инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в два раза. Причем в данной экономической ситуации из бюджетов всех уровней финансируются лишь текущие расходы ЖКХ, но не его воспроизводство.2 Как следствие — неудовлетворительное состояние основных фондов ЖКХ: износ оценивается 60%, а по отдельным районам — 70%.

     В последние годы активно идет процесс  передачи ведомственного жилья и  коммунальной сферы в муниципальную  собственность. Мощность муниципальных  предприятий, предназначенных для  жилищно-коммунальной сферы, рассчитана лишь на 40% основных фондов этого хозяйства и без соответствующего финансирования не готова принять дополнительные объемы работ и оказать качественные услуги.

     Жилищные  условия и нормативы качества коммунальных услуг в России на сегодняшний  день не соответствуют уровню европейских стандартов. Средняя обеспеченность жилой площадью населения у нас в 3—3,5 раза ниже, чем в Европе. Более полутора миллионов человек проживают в ветхих или аварийных домах.

     Еще серьезнее положение в коммунальной сфере. Снижается надежность, устойчивость и экологическая безопасность эксплуатации инженерных сетей. Потери воды в сетях и у потребителей по техническим причинам, отсутствию стимулов ее экономии в некоторых городах достигают 50—70%. Надежность систем теплоснабжения в 2,5 раза ниже, чем в европейских странах. Ежегодно заменяется менее 1% сетей вместо минимально допустимых 3%, необходимых для предотвращения переизноса подземных конструкций.3

     Износ инженерных сетей достигает критической  черты — 70%. Около 50 тыс. км подземных трубопроводов находятся в аварийном состоянии, около 300 тыс. км требуют немедленного капитального ремонта (общая протяженность подземных коммуникаций 650 тыс. км).

     Стальные  трубы, которые преимущественно  проложены в городах, не имеют  надежной наружной и внутренней антикоррозионной защиты, из-за чего срок их службы не превышает 20 лет. Это значит, что каждый год необходимо обновлять 5% труб от их общей протяженности. Фактически же заменяется только 1—2%.

     Срок  службы наружных трубопроводов горячего водоснабжения из-за ускоренной коррозии в 2—4 раза ниже нормативного. Утечка воды н системах хозяйственно-питьевого водоснабжения достигает 2U%. Потребление горячей и холодной воды в России в 2—2,5 раза превышает среднеевропейское, а удельное теплопотребление — в 2—4 раза выше, чем в Европе и Америке, где климатические условия близки к российским.

     В настоящее время в условиях недофинансирования в целом по России дефицит мощностей  водопровода составляет около 15%, а  дефицит мощностей в коммунальной энергетике достигает 40%. Резко возрастают количество и тяжесть аварий в инженерных сетях.

     В системе ЖКХ остро стоит проблема эффективности использования ресурсов. Кроме отсутствия заинтересованности населения в сокращении расхода  тепла, воды, электричества и газа, их нерациональное использование предопределяется уже на стадиях проектирования и строительно-монтажных работ. Например, в домах с неоправданно большим удельным весом остекления и крупнопанельных зданиях потери тепла уже проектируются повышенными, а при неэффективной теплоизоляции увеличиваются против проектных еще на 20—30%. Теплопотери в пяти- и девятиэтажных домах через наружные стеновые ограждения — 42—49%, через окна — 32—35%. Промерзание наружных ограждающих конструкций приводит к дополнительному расходу тепла.

     Потери  тепла значительны также и при транспортировании. Суммарная протяженность теплосетей — 125 тыс. км (в двухтрубном исчислении). В основном для их теплоизоляции используется минеральная вата, теплопотери через которую составляют 15—20%.

     Состав  и состояние основных фондов котельных также характеризуется неудовлетворительно. Мелкие котельные (до 3 Гкал/ч) и индивидуальные отопительные установки (теплопроизводительностью до 25 тыс. ккал/ч) являются неэкономичными потребителями топлива. Они оснащены котлами устаревших конструкций, не имеют систем автоматического регулирования, режимов и приборов контроля. Их эксплуатация трудоемка, а отдача ниже, чем у аналогичных зарубежных установок.

Информация о работе Особенности реформирования ЖКХ