Особенности реформирования ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель - проведение анализа процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства и определение направлений его дальнейшего развития.
Задачи – изучение особенностей реформы ЖКХ, пути дальнейшего развития структуры.
Объектом - жилищно-коммунального хозяйства.
Методы исследования – ЖКХ.

Работа содержит 1 файл

ЖКХ - КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Острой  проблемой остается санитарно-эпидемиологическое состояние городов. Только 3% твердых бытовых отходов перерабатывается промышленными методами. В большинстве населенных пунктов места складирования отходов не отвечают санитарным требованиям. Вывоз отходов на полигоны приводит к загрязнению окружающей среды и расхода значительных материальных ресурсов.

     К сожалению, достаточных средств  для строительства заводов по утилизации и переработке отходов  в систему ЖКХ не поступает, а  самостоятельно реализовать такие  инвестиционные программы в региональном масштабе сложно.

     Таким образом, ЖКХ, несмотря на то, что «съедает» пятую часть бюджета, остается убыточным и его состояние в настоящее время характеризуется как крайне неудовлетворительное.

     Сочетание бюджетного финансирования с относительной  самостоятельностью, а вернее неуправляемостью входящих в нее предприятий, не всегда стимулирует обеспечение услуг в полном объеме, с высоким качеством и минимальными затратами.

     Практика  последних пяти лет свидетельствует  о том, что без активного использования  экономических методов в сочетании  с административным регулированием ЖКХ не справится с задачами, поставленными перед ним, и не выйдет из кризиса, в котором находится в последние годы.

     Именно  эту проблему призвана решить реформа  ЖКХ, полномасштабное осуществление  которой ведется с 1997 г.4 

     Вывод по 1 главе: Таким образом, на сегодняшний день в ЖКХ существует очень много проблем таких, как эффективности использование ресурсов, санитарно – эпидемиологическое состояние городов, за счет финансового состояние ЖКХ не может обеспечить услуги в полном объеме, места отходов не отвечают санитарным требованием и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Анализ процесса реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства 

2.1 Цели, задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства 

      Проведение  реформирования жилищно-коммунального хозяйства невозможно при отсутствии полной и систематизированной законодательной базы в первую очередь на федеральном уровне, регулирующей отношения в жилищно-коммунальной сфере и в сфере обеспечения социальной защиты населения.

      За  прошедший период достигнуты определенные положительные результаты в улучшении деятельности жилищно-коммунального хозяйства, состояние этой отрасли остается сложным. Для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса Ростовской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства с использованием программно-целевого метода.

      Основные  цели реформирования жилищно-коммунального  хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.

      Для достижения этих целей необходимо решение  следующих задач:

1) финансовое  оздоровление жилищно-коммунальных  предприятий путем реструктуризации  их задолженности и постепенного  доведения тарифов на жилищно-коммунальные  услуги до экономически обоснованного уровня, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к субсидированию малообеспеченных семей;

2)   снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

3) обеспечение  государственной и муниципальной  финансовой поддержки процесса  модернизации жилищно-коммунального  комплекса на основе современных  технологий и материалов путем  предоставления бюджетных средств  и привлечения заемных средств; 

4) внедрение  системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, внедрение систем учета и регулирование потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома.

5) формирование  инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг населению и привлечение частного бизнеса.

      Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов. 

2.2 Этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства 

      Система управления сферой ЖКХ, которая начала формироваться в ходе реформ 1990-х  годов., в корне отличалась от существовавшей в советский период. Управление коммунальным комплексом переходило на принцип разделения управленческих и хозяйственных функций. Начали появляться новые формы собственности на жилищный фонд помимо государственной: муниципальная и частная собственность. Одновременно государство стало постепенно отстраняться от управления и финансирования деятельности жилищно-коммунального комплекса. Большое количество функций управления ЖКХ переходит к органам власти субъектов российской Федерации и органам местного самоуправления. Предприятия жилищно-коммунальной сферы начали становиться самостоятельными субъектами рынка. Обслуживание жилищного фонда на низовом уровне осуществлялось жилищно-эксплуатационными управлениями, управлениями ЖКХ, жилищно-строительными кооперативами, муниципальными унитарными предприятиями, дирекциями единого заказчика и др.

      Первый  этап реформы ЖКХ (1991-1996 гг.) коснулся в основном только управления и приватизации жилищного фонда. Началом его можно считать принятие закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. №1541-1, в соответствии с которым граждане страны получили право бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения5. Однако одновременно с правами владения, пользования и распоряжения жильем государство передало гражданам и обязанности по его содержанию. Тем самым была изменена правовая основа эксплуатации жилых зданий: ранее ответственность за нее лежала на государстве, теперь эта ответственность возлагалась на собственников любой формы. Но ввиду отсутствия проработанного механизма для реализации данного положения и неготовности большинства населения к решению текущих жилищно-коммунальных проблем перед государством все острее начал вставать вопрос о необходимости принятия крупномасштабных мер, направленных на оздоровление состояния отрасли ЖКХ и ее развитие.

      Одной из этих мер стало принятие закона РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной  жилищной политики", вступившего  в силу 21.01.1993г.6 Законом были определены основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Впервые были внятно сформулированы цели федеральной жилищной политики: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

     К концу первого этапа реформы  ЖКХ (1996 г.) в большинстве регионов изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне республики, края, области. На смену ТПО ЖКХ, совмещавших функции государственного управления и хозяйствования, пришли Министерства, Комитеты, Департаменты, выполняющие исключительно функции управления. В соответствии с новым законодательством изменились и их задачи. Основная тяжесть регулирования жилищно-коммунальных отношений была перенесена на уровень местного самоуправления (города, населенного пункта). На муниципальном уровне начали создаваться службы "Заказчика"-организации по управлению жилищным фондом и реализации муниципального заказа по жилищно-коммунальному обслуживанию населения.

     Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» было определено, что к 1998 г. отрасль ЖКХ должна перейти на полную самоокупаемость. Однако к указанному сроку становилось ясно, что реализация провозглашенных целей далека от завершения. В 1995 г. срок был изменен с 5 до 10 лет, а в 1999 г.-с 10 до 15 лет. Это существенно повлияло на состояние финансирования отрасли. Одновременно в этот же период была резко расширена система льгот на оплату услуг ЖКХ. Создалась система, когда льготы гражданам фактически оплачивались предприятиями ЖКХ. Так, при установленном уровне оплаты жилищно-коммунальных услуг населением 50 % из-за льгот сбор "живыми деньгами" в 1998 г. составил 30 %; в 1999 г. при уровне 60 %-35,5 %; в 2000 г. при уровне стандарта 70 % сборы с населения составили в среднем по стране 39,1%.7. Это обуславливалось в том числе и резким падением доходов населения после финансового кризиса 1998 года. Оставались нерешенными проблемы профессионального качественного обслуживания и содержания жилищного фонда, неуклонно ухудшающегося технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры, катастрофического падения сборов реальных платежей населения за ЖКУ при постоянно растущих тарифах, что и привело к необходимости перехода ко второму этапу реформы отрасли.

      Второй  этап реформы ЖКХ (1997-2004 гг.) начался с принятием в мае 1997 года «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», целями которой были провозглашены: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования8.

      В качестве основных методов достижения указанных целей предлагались: совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы; совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья; совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Программа реализации реформы ЖКХ была рассчитана до 2003 года. «Концепцией» признавалась необходимость создания конкуренции  в жилищно-коммунальной сфере, снижения затрат на услуги, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, постепенного перехода от бюджетного дотирования к 100%-й оплате этих услуг населением (до 2003 года). Для граждан, чей доход был ниже прожиточного минимума, предусматривалось получение субсидий, компенсирующих их расходы на оплату услуг ЖКХ. В связи с тем, что в результате приватизации доля частного жилищного фонда достигла 70 %, преобладающей формой управления многоквартирными домами становятся товарищества собственников жилья и управляющие компании9.

      В рамках принятой 17.09.2001 г. постановлением Правительства РФ Федеральной целевой  программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы»  была разработана подпрограмма «Реформирование  и модернизация жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации»10, основные цели которой-повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Информация о работе Особенности реформирования ЖКХ