Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель - проведение анализа процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства и определение направлений его дальнейшего развития.
Задачи – изучение особенностей реформы ЖКХ, пути дальнейшего развития структуры.
Объектом - жилищно-коммунального хозяйства.
Методы исследования – ЖКХ.
Острой проблемой остается санитарно-эпидемиологическое состояние городов. Только 3% твердых бытовых отходов перерабатывается промышленными методами. В большинстве населенных пунктов места складирования отходов не отвечают санитарным требованиям. Вывоз отходов на полигоны приводит к загрязнению окружающей среды и расхода значительных материальных ресурсов.
К сожалению, достаточных средств для строительства заводов по утилизации и переработке отходов в систему ЖКХ не поступает, а самостоятельно реализовать такие инвестиционные программы в региональном масштабе сложно.
Таким образом, ЖКХ, несмотря на то, что «съедает» пятую часть бюджета, остается убыточным и его состояние в настоящее время характеризуется как крайне неудовлетворительное.
Сочетание бюджетного финансирования с относительной самостоятельностью, а вернее неуправляемостью входящих в нее предприятий, не всегда стимулирует обеспечение услуг в полном объеме, с высоким качеством и минимальными затратами.
Практика
последних пяти лет свидетельствует
о том, что без активного
Именно
эту проблему призвана решить реформа
ЖКХ, полномасштабное осуществление
которой ведется с 1997 г.4
Вывод
по 1 главе: Таким образом, на сегодняшний
день в ЖКХ существует очень много проблем
таких, как эффективности использование
ресурсов, санитарно – эпидемиологическое
состояние городов, за счет финансового
состояние ЖКХ не может обеспечить услуги
в полном объеме, места отходов не отвечают
санитарным требованием и т.д.
2
Анализ процесса реформирования
системы жилищно-коммунального
хозяйства
2.1
Цели, задачи реформирования
жилищно-коммунального
хозяйства
Проведение реформирования жилищно-коммунального хозяйства невозможно при отсутствии полной и систематизированной законодательной базы в первую очередь на федеральном уровне, регулирующей отношения в жилищно-коммунальной сфере и в сфере обеспечения социальной защиты населения.
За прошедший период достигнуты определенные положительные результаты в улучшении деятельности жилищно-коммунального хозяйства, состояние этой отрасли остается сложным. Для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса Ростовской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства с использованием программно-целевого метода.
Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
1) финансовое
оздоровление жилищно-
2) снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
3) обеспечение
государственной и
4) внедрение системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, внедрение систем учета и регулирование потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома.
5) формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг населению и привлечение частного бизнеса.
Одной
из стратегических задач принятой подпрограммы
является улучшение качества жилищно-коммунальных
услуг в сочетании с адресной при
переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных
услуг населением в период 2002-2010 г.г. около
10 млн. домохозяйств с наиболее низкими
доходами будут иметь право на получение
субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг в соответствии с существующими
стандартами социальной нормы площади
жилья и потребления коммунальных услуг,
а также исходя из максимально допустимой
доли собственных расходов граждан на
оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном
семейном доходе установленной в размере
25 процентов.
2.2
Этапы реформирования
жилищно-коммунального
хозяйства
Система управления сферой ЖКХ, которая начала формироваться в ходе реформ 1990-х годов., в корне отличалась от существовавшей в советский период. Управление коммунальным комплексом переходило на принцип разделения управленческих и хозяйственных функций. Начали появляться новые формы собственности на жилищный фонд помимо государственной: муниципальная и частная собственность. Одновременно государство стало постепенно отстраняться от управления и финансирования деятельности жилищно-коммунального комплекса. Большое количество функций управления ЖКХ переходит к органам власти субъектов российской Федерации и органам местного самоуправления. Предприятия жилищно-коммунальной сферы начали становиться самостоятельными субъектами рынка. Обслуживание жилищного фонда на низовом уровне осуществлялось жилищно-эксплуатационными управлениями, управлениями ЖКХ, жилищно-строительными кооперативами, муниципальными унитарными предприятиями, дирекциями единого заказчика и др.
Первый этап реформы ЖКХ (1991-1996 гг.) коснулся в основном только управления и приватизации жилищного фонда. Началом его можно считать принятие закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. №1541-1, в соответствии с которым граждане страны получили право бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения5. Однако одновременно с правами владения, пользования и распоряжения жильем государство передало гражданам и обязанности по его содержанию. Тем самым была изменена правовая основа эксплуатации жилых зданий: ранее ответственность за нее лежала на государстве, теперь эта ответственность возлагалась на собственников любой формы. Но ввиду отсутствия проработанного механизма для реализации данного положения и неготовности большинства населения к решению текущих жилищно-коммунальных проблем перед государством все острее начал вставать вопрос о необходимости принятия крупномасштабных мер, направленных на оздоровление состояния отрасли ЖКХ и ее развитие.
Одной из этих мер стало принятие закона РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", вступившего в силу 21.01.1993г.6 Законом были определены основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
Впервые были внятно сформулированы цели федеральной жилищной политики: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.
К концу первого этапа реформы ЖКХ (1996 г.) в большинстве регионов изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне республики, края, области. На смену ТПО ЖКХ, совмещавших функции государственного управления и хозяйствования, пришли Министерства, Комитеты, Департаменты, выполняющие исключительно функции управления. В соответствии с новым законодательством изменились и их задачи. Основная тяжесть регулирования жилищно-коммунальных отношений была перенесена на уровень местного самоуправления (города, населенного пункта). На муниципальном уровне начали создаваться службы "Заказчика"-организации по управлению жилищным фондом и реализации муниципального заказа по жилищно-коммунальному обслуживанию населения.
Законом
РФ «Об основах федеральной
Второй этап реформы ЖКХ (1997-2004 гг.) начался с принятием в мае 1997 года «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», целями которой были провозглашены: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования8.
В качестве основных методов достижения указанных целей предлагались: совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы; совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья; совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Программа реализации реформы ЖКХ была рассчитана до 2003 года. «Концепцией» признавалась необходимость создания конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, снижения затрат на услуги, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, постепенного перехода от бюджетного дотирования к 100%-й оплате этих услуг населением (до 2003 года). Для граждан, чей доход был ниже прожиточного минимума, предусматривалось получение субсидий, компенсирующих их расходы на оплату услуг ЖКХ. В связи с тем, что в результате приватизации доля частного жилищного фонда достигла 70 %, преобладающей формой управления многоквартирными домами становятся товарищества собственников жилья и управляющие компании9.
В рамках принятой 17.09.2001 г. постановлением Правительства РФ Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы» была разработана подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»10, основные цели которой-повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.