Особенности организации инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:50, контрольная работа

Описание работы

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.
В рыночной экономике непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются: а) ожидаемая норма чистой прибыли и б) реальная ставка процента. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным.

Работа содержит 1 файл

14464 Экономиче ская оценка инвестиций Вариант 12.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     12. Особенности организации инвестиционной  деятельности в регионах Российской  Федерации 
 

     Одной из форм экономической политики государства  является инвестиционная политика, которая  включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

     В рыночной экономике непосредственными  факторами, определяющими инвестиции, являются: а) ожидаемая норма чистой прибыли и б) реальная ставка процента. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным.

     Есть  и другие факторы, которые влияют на инвестиции: издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; налоги на предпринимателя; технологические изменения; наличный основной капитал; ожидания. Ожидания предпринимателей могут базироваться на разработанных прогнозах будущих условий предпринимательства. Такие неопределенные и труднопредсказуемые факторы, как изменения во внутреннем политическом климате, осложнения в международной обстановке, рост населения, условия на фондовой бирже и т.д., должны приниматься во внимание на субъективной и интуитивной основе.

     У России имеются мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции. Во-первых, это огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств. Во-вторых, основные фонды предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых возможна или обязательна. Одним из мощных стимулов к привлечению внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации государственных программ промышленного развития является использование определенной части незадействованной в хозяйственном обороте государственной собственности. Речь идет о замороженных объектах, неэксплуатируемых месторождениях полезных ископаемых, неиспользуемых земельных и лесных угодиях и т.п. Большинство из них весьма привлекательны как для отечественных, так и для западных инвесторов и являются тем стимулом, который может создать достаточный поток инвестиций в реализацию важнейших научно-технических и экологических программ по приоритетным направлениям научно-технического развития.

     Эффективный механизм инвестиционной деятельности немыслим без включения механизмов экономических издержек производства, блокирования роста цен и обеспечения на этой основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, прекращения спада, с последующим наращиванием объемов производства, снижения инфляции до допустимого уровня и расширения возможностей для реализации первоочередных социальных и научно-технических программ.

     Составными  частями инвестиционной политики являются: налоговая политика; дотационный  механизм; бюджетная политика; антимонопольное регулирование; денежно-кредитная политика; институциональные преобразования.

     В 1995 г. на строительство объектов социального  комплекса было выделено около 60% от общего объема капиталовложений из федеральных  источников. При этом средства направлялись на выполнение целевых федеральных программ: обеспечение жильем военнослужащих; переселение граждан из районов Крайнего Севера; первоочередные меры по укреплению материально-технической базы здравоохранения, образования, культуры; поддержку и развитие РАН; ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и радиационную реабилитацию Уральского региона; предотвращение затопления и подтопления населенных пунктов; реконструкцию объектов, относящихся к федеральной собственности. Государственная поддержка направлялась на строительство социально значимых объектов здравоохранения, образования, культуры и т.д.

     Регион - территориальная экономическая  общность людей и социальные условия ее жизнедеятельности.

     Природно-географические, демографические, национально-культурные, социально-экономические особенности  регионов России и ее федеративное устройство определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении  развития экономики страны и укрепления российской государственности.

     За  годы реформ различия регионов по уровню социально-экономического развития значительно  усилились. При этом увеличился не только разрыв между традиционно высокоразвитыми  в промышленном отношении регионами  и менее развитыми. В число регионов с тяжелой социально-экономической ситуацией вошел ряд субъектов Российской Федерации, имевших ранее высокий уровень развития индустрии и жизни населения. Неравномерность развития регионов, вероятно, будет крупнейшей макроэкономической проблемой в новом столетии.

     Таким образом, ситуацию в инвестиционной сфере определяют следующие факторы: глубинный характер спада объемов  производства; отсутствие четкой промышленной политики; дорогие ресурсы, особенно строительная техника; узость местного рынка; вытеснение с внереспубликанского рынка строительства; недостаток финансовых ресурсов и нарушение сроков их предоставления, увеличивающие объем "незавершенки" и углубляющие кризис иностранные инвестиции, еще не влияющие на улучшение "климата" в инвестиционной сфере.

     С точки зрения инвестиционной ситуации существует довольно резкая дифференциация российских регионов. Наименьшая глубина  спада отмечена в Центральном  и Северо-Западном районах. Существенно  ухудшилось положение индустриальных районов Урала и Западной Сибири, самые неблагоприятные показатели отмечены на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Европейском севере.

     В то же время отдельным субъектам  РФ, к которым можно отнести  Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Пензенскую область, Республику Адыгея, удалось остановить инвестиционный спад, и не только за счет доступа к ресурсам федерального бюджета и создания полнокровных местных бюджетов, но и на основе проведенного структурного маневра. Они повысили долю инвестиций в непроизводственную сферу, внутри производственных инвестиций увеличили долю затрат на расширение и реконструкцию действующих предприятий. Одним из путей явилось активное подключение к финансированию инвестиций частного сектора и сбережений населения. Однако в большинстве регионов инвестиционный спад продолжает углубляться со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

     По  рейтингу инвестиционной привлекательности  Чувашия среди 89 субъектов РФ занимала к концу апреля 1997 г. 31-е место, а в Волго-Вятке - 3-е место после Нижегородской и Кировской областей. По степени благоприятствования инвестициям российские регионы подразделяются на 6 классов. Чувашия включена в группу второго класса.

     В условиях острого инвестиционного  кризиса, нехватки средств на инвестиции в федеральном бюджете важную роль призвана сыграть региональная инвестиционная политика. Наряду с федеральной инвестиционной программой целесообразно разрабатывать и региональные, причем на уровне как субъектов Федерации, так и межрегиональных ассоциаций. При этом инвестиционные программы на всех уровнях должны быть взаимоувязаны и составляться не только на ближайший год, но и на среднесрочную перспективу, для начала - на два-три года с ежегодным уточнением и актуализацией.

     Для осуществления эффективной региональной политики требуется четко разграничить функции в области капитальных вложений на федеральном, региональном и местном уровнях управления с подкреплением этих функций надежными и стабильными источниками финансирования при их законодательном закреплении. Остается актуальной задача четкого разграничения текущих и инвестиционных расходов в бюджетах всех уровней, не решенная в новой бюджетной схеме, введенной с 1995 г. Назрела необходимость формирования инвестиционной вертикали в виде четко выделенных разделов в бюджетах всех уровней с прикреплением к ним определенных статей доходов и адресным трансфертом средств из вышестоящих бюджетов.

     К примеру, администрация Астраханской области утвердила 4 пакета документов, направленных на создание в регионе  благоприятного инвестиционного климата. Вложения в ряд приоритетных отраслей региона будут защищены бюджетом области и его имуществом.

     В Воронежской области администрация  осуществляет инвестиционную политику в следующих направлениях. Особое место отводится развитию и поддержке малого предпринимательства. В области сформирован информационный банк инвестиционных проектов, который позволит расширить круг фирм и предпринимателей, заинтересованных в установлении деловых связей с предприятиями области. В банк вошли высокотехнологичные разработки в электронной и аэрокосмической области, тяжелом машиностроении, перерабатывающей промышленности, здравоохранении, экологии и других приоритетных направлениях.

     В условиях нехватки инвестиционных ресурсов администрация Рязанской области предпринимает меры по рациональному использованию имеющихся ресурсов и привлечению российских и зарубежных партнеров-инвесторов: создана Рязанская инвестиционно-промышленная компания РИНВЕСТ, основной задачей которой являются разработка и продвижение инвестиционных проектов; учрежден Региональный инвестиционный банк, призванный консолидировать средства бюджета населения и других инвесторов для реализации инвестиционных проектов и программ; такая консолидация средств в сочетании с частичным использованием собственных средств предприятий способствует повышению привлекательности инвестиционных проектов и снижению риска инвесторов; разработана  и задействована  геоинформационная  система  ИКАР (Информационный Компьютерный Атлас Региона), позволяющая оперативно  предоставлять  комплексную  информацию  о  социально-экономическом потенциале области, использование системы ИКАР дает возможность инвесторам сориентироваться и максимально точно выбрать наиболее прибыльные объекты для своих вложений; приняты решения об использовании объектов незавершенного строительства и переориентации освободившихся мощностей на выпуск конкурентоспособной продукции.

     Координацию действий этих и других организаций, занимающихся инвестиционной деятельностью, как было отмечено выше, осуществляет Министерство экономики Российской Федерации. Оно выполняет широкий круг функций:

     - участие в формировании государственной  инвестиционной политики и основных  направлений внешнеэкономической  деятельности;

     - разработка с участием заинтересованных министерств и ведомств основных направлений инвестиционной политики, в том числе мер по стимулированию инвестиционной активности, привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формированию перечня крупных инвестиционных проектов, осуществляемых из республиканского бюджета;

     - разработка (с участием министерств  и ведомств, региональных органов)  направлений  использования централизованных  капитальных вложений, инвестиционных  фондов и других централизованных  источников финансирования инвестиций;

     - подготовка предложений по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей и механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, определение в установленном порядке квоты экспортных поставок сырья и продукции; участие в разработке направлений использования централизованных валютных ресурсов, организация работы по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирование товарного наполнения кредитов, получаемых под государственные гарантии, разработка предложений о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин и др.

     Власти  российских регионов, заинтересованные в привлечении зарубежных инвестиций и технологий, разработали или  разрабатывают более четкую правовую и экономическую основу для долговременного сотрудничества с дальним зарубежьем, что выгодно отличает ряд регионов России от непоследовательных и недостаточно продуманных действий федерального руководства РФ в сфере привлечения инвестиций. Поэтому иностранные инвесторы могут вложить свои капиталы в более стабильные субъекты Российской Федерации, пользуясь вместе с тем выгодами всего российского рынка.

     В настоящее время ряд субъектов  Федерации уже пошел по пути предоставления налоговых льгот иностранным  инвесторам в пределах своей компетенции. Правительство Республики Коми объявило о том, что намерено предоставить режим наибольшего благоприятствования для российских и иностранных инвесторов, решивших прийти в экономику Коми со своим капиталом. Перед местными законодательными органами поставлена задача переориентировать налоговую систему. В частности, планируется освободить на пять лет от налога на прибыль предприятия, занимающиеся производством продукции; уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму реинвестиций; ввести систему инвестиционных кредитов в виде отсрочки налоговых платежей на два года и дифференцированные ставки налога на имущество и землю.

Информация о работе Особенности организации инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации