Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:50, контрольная работа
Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.
В рыночной экономике непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются: а) ожидаемая норма чистой прибыли и б) реальная ставка процента. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным.
12.
Особенности организации
Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.
В
рыночной экономике непосредственными
факторами, определяющими инвестиции,
являются: а) ожидаемая норма чистой
прибыли и б) реальная ставка процента.
Предприниматели приобретают
Есть и другие факторы, которые влияют на инвестиции: издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; налоги на предпринимателя; технологические изменения; наличный основной капитал; ожидания. Ожидания предпринимателей могут базироваться на разработанных прогнозах будущих условий предпринимательства. Такие неопределенные и труднопредсказуемые факторы, как изменения во внутреннем политическом климате, осложнения в международной обстановке, рост населения, условия на фондовой бирже и т.д., должны приниматься во внимание на субъективной и интуитивной основе.
У России имеются мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции. Во-первых, это огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств. Во-вторых, основные фонды предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых возможна или обязательна. Одним из мощных стимулов к привлечению внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации государственных программ промышленного развития является использование определенной части незадействованной в хозяйственном обороте государственной собственности. Речь идет о замороженных объектах, неэксплуатируемых месторождениях полезных ископаемых, неиспользуемых земельных и лесных угодиях и т.п. Большинство из них весьма привлекательны как для отечественных, так и для западных инвесторов и являются тем стимулом, который может создать достаточный поток инвестиций в реализацию важнейших научно-технических и экологических программ по приоритетным направлениям научно-технического развития.
Эффективный механизм инвестиционной деятельности немыслим без включения механизмов экономических издержек производства, блокирования роста цен и обеспечения на этой основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, прекращения спада, с последующим наращиванием объемов производства, снижения инфляции до допустимого уровня и расширения возможностей для реализации первоочередных социальных и научно-технических программ.
Составными частями инвестиционной политики являются: налоговая политика; дотационный механизм; бюджетная политика; антимонопольное регулирование; денежно-кредитная политика; институциональные преобразования.
В 1995 г. на строительство объектов социального комплекса было выделено около 60% от общего объема капиталовложений из федеральных источников. При этом средства направлялись на выполнение целевых федеральных программ: обеспечение жильем военнослужащих; переселение граждан из районов Крайнего Севера; первоочередные меры по укреплению материально-технической базы здравоохранения, образования, культуры; поддержку и развитие РАН; ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и радиационную реабилитацию Уральского региона; предотвращение затопления и подтопления населенных пунктов; реконструкцию объектов, относящихся к федеральной собственности. Государственная поддержка направлялась на строительство социально значимых объектов здравоохранения, образования, культуры и т.д.
Регион - территориальная экономическая общность людей и социальные условия ее жизнедеятельности.
Природно-географические,
демографические, национально-культурные,
социально-экономические
За
годы реформ различия регионов по уровню
социально-экономического развития значительно
усилились. При этом увеличился не только
разрыв между традиционно
Таким образом, ситуацию в инвестиционной сфере определяют следующие факторы: глубинный характер спада объемов производства; отсутствие четкой промышленной политики; дорогие ресурсы, особенно строительная техника; узость местного рынка; вытеснение с внереспубликанского рынка строительства; недостаток финансовых ресурсов и нарушение сроков их предоставления, увеличивающие объем "незавершенки" и углубляющие кризис иностранные инвестиции, еще не влияющие на улучшение "климата" в инвестиционной сфере.
С точки зрения инвестиционной ситуации существует довольно резкая дифференциация российских регионов. Наименьшая глубина спада отмечена в Центральном и Северо-Западном районах. Существенно ухудшилось положение индустриальных районов Урала и Западной Сибири, самые неблагоприятные показатели отмечены на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Европейском севере.
В то же время отдельным субъектам РФ, к которым можно отнести Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Пензенскую область, Республику Адыгея, удалось остановить инвестиционный спад, и не только за счет доступа к ресурсам федерального бюджета и создания полнокровных местных бюджетов, но и на основе проведенного структурного маневра. Они повысили долю инвестиций в непроизводственную сферу, внутри производственных инвестиций увеличили долю затрат на расширение и реконструкцию действующих предприятий. Одним из путей явилось активное подключение к финансированию инвестиций частного сектора и сбережений населения. Однако в большинстве регионов инвестиционный спад продолжает углубляться со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
По рейтингу инвестиционной привлекательности Чувашия среди 89 субъектов РФ занимала к концу апреля 1997 г. 31-е место, а в Волго-Вятке - 3-е место после Нижегородской и Кировской областей. По степени благоприятствования инвестициям российские регионы подразделяются на 6 классов. Чувашия включена в группу второго класса.
В условиях острого инвестиционного кризиса, нехватки средств на инвестиции в федеральном бюджете важную роль призвана сыграть региональная инвестиционная политика. Наряду с федеральной инвестиционной программой целесообразно разрабатывать и региональные, причем на уровне как субъектов Федерации, так и межрегиональных ассоциаций. При этом инвестиционные программы на всех уровнях должны быть взаимоувязаны и составляться не только на ближайший год, но и на среднесрочную перспективу, для начала - на два-три года с ежегодным уточнением и актуализацией.
Для
осуществления эффективной
К примеру, администрация Астраханской области утвердила 4 пакета документов, направленных на создание в регионе благоприятного инвестиционного климата. Вложения в ряд приоритетных отраслей региона будут защищены бюджетом области и его имуществом.
В
Воронежской области
В
условиях нехватки инвестиционных ресурсов
администрация Рязанской
Координацию действий этих и других организаций, занимающихся инвестиционной деятельностью, как было отмечено выше, осуществляет Министерство экономики Российской Федерации. Оно выполняет широкий круг функций:
-
участие в формировании
-
разработка с участием
-
разработка (с участием министерств
и ведомств, региональных органов)
направлений использования
- подготовка предложений по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей и механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, определение в установленном порядке квоты экспортных поставок сырья и продукции; участие в разработке направлений использования централизованных валютных ресурсов, организация работы по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирование товарного наполнения кредитов, получаемых под государственные гарантии, разработка предложений о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин и др.
Власти российских регионов, заинтересованные в привлечении зарубежных инвестиций и технологий, разработали или разрабатывают более четкую правовую и экономическую основу для долговременного сотрудничества с дальним зарубежьем, что выгодно отличает ряд регионов России от непоследовательных и недостаточно продуманных действий федерального руководства РФ в сфере привлечения инвестиций. Поэтому иностранные инвесторы могут вложить свои капиталы в более стабильные субъекты Российской Федерации, пользуясь вместе с тем выгодами всего российского рынка.
В настоящее время ряд субъектов Федерации уже пошел по пути предоставления налоговых льгот иностранным инвесторам в пределах своей компетенции. Правительство Республики Коми объявило о том, что намерено предоставить режим наибольшего благоприятствования для российских и иностранных инвесторов, решивших прийти в экономику Коми со своим капиталом. Перед местными законодательными органами поставлена задача переориентировать налоговую систему. В частности, планируется освободить на пять лет от налога на прибыль предприятия, занимающиеся производством продукции; уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму реинвестиций; ввести систему инвестиционных кредитов в виде отсрочки налоговых платежей на два года и дифференцированные ставки налога на имущество и землю.