Особенности экономики образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:59, лекция

Описание работы

Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Работа содержит 1 файл

Лекция Особенности экономики ОУ.docx

— 165.21 Кб (Скачать)
 

  Калькулирование в любой организации, в том  числе и в УСПО, организуется в  соответствии с определенными принципами, соблюдение которых необходимо в  связи с обязательностью соблюдения правил ведения финансового и управленческого учета. При калькулировании осуществляются:

  • научно обоснованная классификация затрат на производство услуг;
  • установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц;
  • выбор метода распределения косвенных расходов;
  • разграничение затрат по периодам;
  • раздельный учет по текущим затратам на предоставляемую образовательную услугу и по капитальным вложениям;
  • выбор метода учета затрат и калькулирования

  на сегодняшний день существует несколько способов калькулирования себестоимости, выбор которых зависит от требуемой точности расчета и состава имеющихся исходных данных.

  Методы расчета себестоимости подготовки специалистов целесообразно классифицировать по трем основным признакам:

  • характеру используемой исходной информации;
  • количеству применяемых баз распределения затрат между объектами калькулирования (т.е. между обучающимися различных категорий);

 • характеру и особенностям применяемого метода.

 По  первому признаку методы расчета себестоимости подразделяются на три типа:

  1-й  тип — расчет по фактическим  затратам (рассчитывается фактическая  себестоимость);

  2-й  тип — расчет по плановым  затратам (рассчитывается плановая  себестоимость);

  3-й  тип — расчет по затратам, определяемым  нормами и нормативами (рассчитывается  нормативная себестоимость).

  По  второму признаку методы расчета себестоимости подразделяются на две группы:

с одной базой  распределения затрат;

с несколькими  базами распределения затрат.

  По  третьему признаку методы 1-й и 2-й групп подразделяются соответственно на две и четыре подгруппы, а именно:

  • расчет по укрупненным показателям (единственной базой распределения затрат является численность всех обучающихся без учета различий в затратах при разных формах и уровнях обучения);
  • расчет на основе распределения затрат с помощью коэффициентов приведения (единственной базой распределения затрат является численность обучающихся приведенная к дневному обучению);
  • расчет с применением штатных нормативов (одной из основных баз распределения затрат  является численность преподавателей, рассчитываемая с помощью нормативов);
  • расчет с применением стандартных баз распределения затрат (для каждого вида затрат по всем статьям сметы расходов учебного заведения устанавливается своя «стандартная» база распределения затрат);
  • расчет на основе группировки затрат с подразделением их на прямые и косвенные;
  • расчет с использованием удельной трудоемкости учебного плана специальности (подготовки специалиста).
 

 
 
 
 

     
  1.  Подходы  к оценке результативности деятельности  образовательного учреждения 

     Общая совокупность показателей деятельности вуза может быть объединена в несколько  групп 

     Потенциал вуза показывает его возможности. Он характеризуется:

  • квалификационным составом преподавательского и научного коллективов;
  • наличием признанных научных школ;
  • количеством наличных учебных и обеспечивающих площадей;
  • наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования;
  • наличием собственных учебных и методических разработок;
  • имеющейся территорией и возможностью ее развития;
  • широтой учебных и научных связей внутри страны и в других государствах.

     Показатели  полезности труда  коллектива вуза – это:

  • доля выпускников, работающих в соответствии с полученной специальностью;
  • количество выпускников, занявших ведущие должности в промышленности, экономике, государственном управлении;
  • количество выпускников, получивших в последующем более высокое квалификационное признание в России и других государствах;
  • количество методических разработок (технологий обучения, учебников, учебных планов и т. п.), получивших признание в других вузах;
  • количество научных и технических разработок, внедренных в промышленности.

     Показатели  качества труда  — это степень соответствия продукта требованиям, стандартам и ожиданиям. Для вуза такими показателями являются:

  • уровень оценки знания учащихся в процессе обучения;
  • квалификационные оценки государственных экзаменов и защит выпускных работ в государственных экзаменационных комиссиях;
  • соответствие возможностей, навыков и умений выпускников требованиям получаемых рабочих мест;
  • соответствие используемых технологий обучения сложившемуся их уровню в лучших вузах;
  • соответствие показателей создаваемых образцов техники, технологии, способов организации труда, элементов обеспечения труда требованиям лучших стандартов.

     Показатели  качества условий  труда характеризуются:

  • степенью соответствия принятых условий учебы и труда требованиям санитарии, экологии и безопасности;
  • обеспеченностью учебным современным оборудованием;
  • доступностью использования компьютерной техники и ее современных возможностей;
  • доступностью и качеством учебной и научной литературы;
  • прогрессивностью способов подготовки учебного материала.

     Показатели  эффективности деятельности вуза показывают соотношение достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов:

  • количество выпускников на одного преподавателя;
  • количество выпускников на одного работающего;
  • сумма общих расходов на подготовку одного выпускника (студента, аспиранта, докторанта, слушателя);
  • количество отдельных видов материальных и финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку одного выпускника.

     Для современного вуза большое значение играет его гибкость как оперативность реагирования на изменяющиеся потребности общества. Особенностью крупного вуза является значительная инерционность, поэтому компенсировать ее можно только созданием специальных механизмов оперативного выявления «сигналов» окружающей среды, анализа их и реагирования на них изменениями в своей деятельности. Оценить оперативность вуза можно:

  • наличием элементов гибкости в учебных планах;
  • свободой выбора профиля своей подготовки учащимся.

Информация о работе Особенности экономики образовательного учреждения