Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:59, лекция
Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Лекция ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии с законодательством РФ образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
В РФ к образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2)
общеобразовательные (
3) учреждения НПО, СПО, ВПО и послевузовского профессионального образования;
4)
учреждения дополнительного
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6)
учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без
7) учреждения дополнительного образования детей;
8)
другие учреждения, осуществляющие
образовательный процесс.
Образовательные учреждения призваны оказывать образовательные услуги.
Можно
представить следующую классифи
Образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю1, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей. (Определений разных много, выбрала на свой вкус наиболее удачное)
Особенности:
Для
образовательных услуг
Вторая
традиционная характеристика услуг
проявляется через неразрывную
связь образовательных услуг
от источника: образовательная услуга
не существует отдельно от ОУ и его
профессорско-
Несохраняемость образовательных услуг обусловлена тем, что человеку свойственно забывать полученную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать.
Характерной чертой образовательных услуг является то, что они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, учения, навыки, но это результат работы мозга и интеллекта человека, а не сами эти действия. Например, потребляя услуги в сфере профессионального образования, человек может накопить определенные знания, умения, навыки, развить свои интеллектуальные возможности. Но здесь есть тонкость: в этом случае накапливаются не сами услуги, не действия по формированию профессионального образования, а результаты этих действий.
Производство и потребление образовательных услуг – это достаточно длительный процесс, сопровождаемый изменениями во внешней среде и внутренних устремлений объекта обучения.
Специфической чертой образовательной услуги является активное участие потребителя в процессе предоставления образовательной услуги. Без его активного участия процесс теряет смысл.
Особенностью образовательных услуг является удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т.е. социальная потребность в образовании.
К
особенностям услуг профессионального
образования можно также отнести и то,
что вузы действуют одновременно на двух
взаимосвязанных рынках – рынке образовательных
услуг и рынке труда.
Из «Комментария к Закону РФ "Об образовании"»:
1.
В соответствии со ст. 50 ГК некоммерческие
организации, в том числе
Во-первых, такая деятельность должна соответствовать уставным целям образовательных организаций;
во-вторых, она должна быть направлена на достижение этих целей, что гарантируется запретом распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между участниками образовательных организаций.
(К сожалению, в нормах Гражданского кодекса РФ и Федерального закона “О некоммерческих организациях” не определены направления использования полученной некоммерческими (в том числе образовательными) организациями прибыли. В ряде случаев соответствующие указания содержатся в актах специального законодательства о некоммерческих организациях. Так, в силу п. 2 ст. 6 Федерального закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, прибыль, полученная благотворительной организацией, направляется на реализацию ее основных целей.)
2.
В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона
“О некоммерческих
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение
приносящих доход иных внереализационных
операций, непосредственно не связанных
с собственным производством предусмотренных
уставом продукции, работ, услуг и с их
реализацией.
3.
Пытаясь решить проблемы
По мнению
ряда правоведов (см., например, Образование
в документах. М, 1999 г., № 3, С. 60, 64) приведенная
норма п. 2 ст. 46 Закона РФ “Об образовании
” с правовой точки зрения вполне оправданна,
поскольку “платная
образовательная деятельность
не относится к предпринимательской
в силу того, что лишена
самостоятельного характера”, ведь
доходы, полученные от этой деятельности,
должны реинвестироваться в образовательное
учреждение (то есть идут на возмещение
затрат на обеспечение образовательного
процесса (в том числе на заработную плату),
его развитие и совершенствование в данном
образовательном учреждении). Это утверждение
вызывает сомнение, поскольку определение
предпринимательской деятельности, данное
в ст. 50 ГК свидетельствует о том, что платная
образовательная деятельность представляет
собой разновидность предпринимательской
деятельности образовательных организаций.
Указанные признаки (алеаторный характер,
самостоятельность осуществления, направленность
на систематическое получение прибыли)
характерны и для платной образовательной
деятельности. Отсутствие полной самостоятельности
в распоряжении доходами не может служить
основанием оценки платной образовательной
деятельности как непредпринимательской.
Требование о реинвестировании доходов
от этой деятельности в образовательное
учреждение является , по сути, конкретизацией
установленного в ст. 50 ГК запрета на распределение
прибыли некоммерческих организаций между
их участниками. Таким образом, недостаток
самостоятельности в решении вопроса
о судьбе прибыли присущ всем некоммерческим
организациям, а не только образовательным
организациям в части осуществления платной
образовательной деятельности. По этой
причине нельзя согласиться с утверждением
о том, что платная образовательная деятельность
не относится к предпринимательской ввиду
своего несамостоятельного характера.
Если для предприятия цель деятельности можно выразить следующим выражением:
Мах П = Д – Р,
т. е. максимизация прибыли как эффект от соотношения (разницы) доходов и расходов,
то для образовательной структуры основную цель можно представить в виде выражения:
Мах Д ® Мах Р,
т.е. максимизация доходов ради увеличения расходов.
Источниками дохода могут служить:
Основным объектом воздействия всех ресурсов образовательного учреждения являются обучаемые граждане. На них ориентирована большая часть ресурсных потоков.
В зависимости от масштаба и типа образовательного учреждения можно выделить несколько групп обучаемых. Они отличаются сроком и режимом обучения, составом предоставляемых образовательных услуг, численностью. Описывается каждая из групп системой признаков. Причем их состав оказывается различным для поставщика, потребителя (собственно обучаемых) и заказчика ОУ.
Например, с позиций образовательные учреждения характеризовать группу учащихся в профессиональном образовании можно набором количественных показателей:
Информация о работе Особенности экономики образовательного учреждения