Особенности экономики образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:59, лекция

Описание работы

Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Работа содержит 1 файл

Лекция Особенности экономики ОУ.docx

— 165.21 Кб (Скачать)

Лекция  ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Особенности образовательного учреждения как субъекта предпринимательства

     Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

     В соответствии с законодательством  РФ образовательное учреждение является юридическим лицом.

     Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в  ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных  организаций (объединений).

     В РФ к образовательным относятся учреждения следующих типов:

     1) дошкольные;

     2) общеобразовательные (начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

     3) учреждения НПО, СПО, ВПО и послевузовского профессионального образования;

     4) учреждения дополнительного образования  взрослых;

     5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

     6) учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей (законных представителей);

     7) учреждения дополнительного образования детей;

     8) другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс. 

     Образовательные учреждения призваны оказывать образовательные  услуги.

     Можно представить следующую классификацию видов заказов образовательным учреждениям и уровней заказчиков:

  1. Государственный (муниципальный) образовательный заказ.
  2. Государственный (муниципальный) социальный заказ.
  3. Государственный (муниципальный) кадровый заказ.
  4. Отраслевой (корпоративный) кадровый заказ.
  5. Предпринимательский кадровый заказ.
  6. Частный (образовательный, кадровый).

     Образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю1, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей. (Определений разных много, выбрала на свой вкус наиболее удачное)

     Особенности:

     Для образовательных услуг характерна низкая степень осязаемости. Потребитель  образовательной услуги, обратившись  в вуз, не может заранее знать  результат своего обучения. Он имеет  возможность лишь косвенно судить о  качестве услуги на основе собственного прошлого опыта, руководствуясь мнением  других потребителей, с помощью рекламного обращения.

     Вторая  традиционная характеристика услуг  проявляется через неразрывную  связь образовательных услуг  от источника: образовательная услуга не существует отдельно от ОУ и его  профессорско-преподавательского состава.

     Несохраняемость образовательных услуг обусловлена тем, что человеку свойственно забывать полученную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать.

     Характерной чертой образовательных услуг является то, что они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные  услуги, накапливает знания, учения, навыки, но это результат работы мозга и интеллекта человека, а  не сами эти действия. Например, потребляя  услуги в сфере профессионального  образования, человек может накопить определенные знания, умения, навыки, развить  свои интеллектуальные возможности. Но здесь есть тонкость: в этом случае накапливаются не сами услуги, не действия по формированию профессионального  образования, а результаты этих действий. 

     Производство  и потребление образовательных  услуг – это достаточно длительный процесс,  сопровождаемый изменениями  во внешней среде и внутренних устремлений объекта обучения.

     Специфической чертой образовательной услуги является активное участие потребителя в  процессе предоставления образовательной  услуги. Без его активного участия  процесс теряет смысл.

     Особенностью  образовательных услуг является удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т.е. социальная потребность в образовании.

     К особенностям услуг профессионального образования можно также отнести и то, что вузы действуют одновременно на двух взаимосвязанных рынках – рынке образовательных услуг и рынке труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Из «Комментария к Закону РФ "Об образовании"»:

     1. В соответствии со ст. 50 ГК некоммерческие  организации, в том числе образовательные  организации, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает лишь два ограничения в отношении предпринимательской деятельности образовательных организаций.

     Во-первых, такая деятельность должна соответствовать уставным целям образовательных организаций;

     во-вторых, она должна быть направлена на достижение этих целей, что гарантируется запретом распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между участниками образовательных организаций.

     (К сожалению, в нормах Гражданского кодекса РФ и Федерального закона “О некоммерческих организациях” не определены направления использования полученной некоммерческими (в том числе образовательными) организациями прибыли. В ряде случаев соответствующие указания содержатся в актах специального законодательства о некоммерческих организациях. Так, в силу п. 2 ст. 6 Федерального закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, прибыль, полученная благотворительной организацией, направляется на реализацию ее основных целей.)

     2. В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона  “О некоммерческих организациях”  законодательством РФ могут устанавливаться  ограничения на предпринимательскую  деятельность некоммерческих организаций  отдельных видов. В этой связи  вполне оправданно существование  п. 2 комментируемой статьи, устанавливающего перечень видов предпринимательской деятельности образовательных организаций. В этот перечень входят:

     торговля  покупными товарами, оборудованием;

     оказание  посреднических услуг;

     долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

     приобретение  акций, облигаций, иных ценных бумаг  и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

     ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. 
 
 
 

     3. Пытаясь решить проблемы налогообложения  образовательных организаций п. 2 ст. 46 Закона РФ “Об образовании”  содержит норму, согласно которой  платная образовательная деятельность негосударственной образовательной организации не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

По мнению ряда правоведов (см., например, Образование  в документах. М, 1999 г., № 3, С. 60, 64) приведенная норма п. 2 ст. 46 Закона РФ “Об образовании ” с правовой точки зрения вполне оправданна, поскольку платная образовательная деятельность не относится к предпринимательской в силу того, что лишена самостоятельного характера”, ведь доходы, полученные от этой деятельности, должны реинвестироваться в образовательное учреждение (то есть идут на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении). Это утверждение вызывает сомнение, поскольку определение предпринимательской деятельности, данное в ст. 50 ГК свидетельствует о том, что платная образовательная деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности образовательных организаций. Указанные признаки (алеаторный характер, самостоятельность осуществления, направленность на систематическое получение прибыли) характерны и для платной образовательной деятельности. Отсутствие полной самостоятельности в распоряжении доходами не может служить основанием оценки платной образовательной деятельности как непредпринимательской. Требование о реинвестировании доходов от этой деятельности в образовательное учреждение является , по сути, конкретизацией установленного в ст. 50 ГК запрета на распределение прибыли некоммерческих организаций между их участниками. Таким образом, недостаток самостоятельности в решении вопроса о судьбе прибыли присущ всем некоммерческим организациям, а не только образовательным организациям в части осуществления платной образовательной деятельности. По этой причине нельзя согласиться с утверждением о том, что платная образовательная деятельность не относится к предпринимательской ввиду своего несамостоятельного характера. 
 
 
 
 
 

  1. Модель  экономических отношений в образовательном  учреждении
 
---

     Если  для предприятия цель деятельности можно выразить следующим выражением:

Мах П = Д – Р,

т. е. максимизация прибыли как эффект от соотношения (разницы) доходов и расходов,

то для образовательной структуры основную цель можно представить в виде выражения:

Мах Д  ®  Мах Р,

т.е. максимизация доходов ради увеличения расходов.

     Источниками дохода могут служить:

  • доходы бюджетов всех уровней на основе образовательной программы, сметы и штатного расписания для финансирования основной уставной деятельности;
  • доходы от оказания образовательных и смежных услуг на платной основе;
  • доходы от учебно-производственной профильной деятельности;
  • средства от привлечения добровольных пожертвований, спонсоров, меценатов, попечителей;
  • средства от сдачи помещений в аренду;
  • доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам соучредителей, приобретенных за счет внебюджетных доходов;
  • гранты от неправительственных, международных организаций;
  • экономия всех ресурсов как источник дополнительного финансирования, в том числе за счет получения льгот по налогообложению;
  • иная приносящая доход деятельность.
 

    Основным  объектом воздействия  всех ресурсов образовательного учреждения являются обучаемые граждане. На них ориентирована большая часть ресурсных потоков.

    В зависимости от масштаба и типа образовательного учреждения можно выделить несколько групп обучаемых. Они отличаются сроком и режимом обучения, составом предоставляемых образовательных услуг, численностью. Описывается каждая из групп системой признаков. Причем их состав оказывается различным для поставщика, потребителя (собственно обучаемых) и заказчика ОУ.

    Например, с позиций образовательные учреждения характеризовать группу учащихся в профессиональном образовании можно набором количественных показателей:

  • уровень знаний по конкретной дисциплине (области знаний),
  • средний уровень фундаментальной подготовки,
  • средний уровень общепрофессиональной подготовки,
  • средний уровень специальной подготовки,
  • уровень знаний смежных и общекультурных областей знаний,
  • уровень практических навыков (по областям деятельности).

Информация о работе Особенности экономики образовательного учреждения