Особенности экономики образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:59, лекция

Описание работы

Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Работа содержит 1 файл

Лекция Особенности экономики ОУ.docx

— 165.21 Кб (Скачать)

    Качествами  учащегося являются способность анализировать, умение мыслить творчески, инициативность, чувство ответственности, широта культуры, прочные знания по основным предметам в выбранной области, максимально широкая квалификация. Для того чтобы обрести самостоятельность, студенту необходимы активная гражданская позиция и чувство человеческой солидарности.

    Подобные  показатели определяют отдельного человека и группу учащихся в целом. Однако эти показатели являются оценкой  обучаемого со стороны учебного заведения.

    Сам обучаемый может оценивать себя другими показателями. Его представления  о задачах обучения могут не совпадать  с точкой зрения вуза. Обучаемый часто имеет свою модель образования и оценивает себя по ее параметрам. Кроме того, есть особые критерии оценки об объекте воздействия  у заказчика образовательного процесса. 

  1. Ресурсы образовательного учреждения

  Ресурсы образовательные учреждения можно классифицировать в зависимости от их роли, материального представления и особенностей воздействия на процесс функционирования учреждения.

персонал: административно-управленческий персонал,  педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал,  обслуживающий персонал;

  • К административному персоналу относят: руководителя, его заместителя, главного бухгалтера, заведующего библиотекой

К педагогическому  персоналу относят: учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, преподавателя, преподавателя-организатора, руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения, концертмейстера, музыкального руководителя, классного воспитателя, социального  педагога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя (включая старшего), инструктора по труду, по физической культуре.

 

     К учебно-вспомогательному персоналу  относятся должности психолога, бухгалтера, библиотекаря, организатора экскурсий, аккомпаниатора, медицинской сестры, документоведа, техника по ремонту аппаратуры, лаборанта (включая старшего), секретаря-машинистки, кассира (включая старшего), делопроизводителя, заведующего хозяйством.

     К категории обслуживающий персонал следует отнести работников по должностям: рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водителя автомобиля, механика по ремонту швейного оборудования, рабочего по стирке и ремонту спецодежды, слесаря-сантехника, машиниста (кочегара) котельной, оператора котельной, оператора теплового пункта, гардеробщика, грузчика, дворника, садовника, сторожа, электрика, подсобного рабочего, кладовщика, уборщика производственных и служебных помещений, повара.  

     Не  допускается введение в автономные учреждения ДПО должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики. Нельзя допускать и оплату труда, предусмотренную для профессорско-преподавательского состава вузов, в автономных учреждениях ДПО.

     Численность работников зависит от вида образовательного учреждения, режима его работы, количества обучающихся, учебных групп (классов).

     Особого внимания заслуживают преподаватели. Преподаватель — ключевая фигура вуза. Квалификация преподавателя, его педагогическая компетентность, условия труда и жизни, человеческие и моральные качества, общая культура решающим образом сказываются на подготовке студентов.  
 

  1. Формирование  расходов образовательного учреждения

     Общую сумму расходов учебной организации можно разделить на несколько составляющих. Прежде всего, выделяются прямые и косвенные расходы. Прямые расходы допускают расчет непосредственно для конкретного подразделения, а косвенные, учитывающие общевузовские затраты, расходы по содержанию аудиторий и вспомогательных площадей, требуют специальных правил отнесения к соответствующему подразделению.

     Прямые  расходы учебного подразделения можно разделить на заработную плату персонала, выплаты учащимся, расходы по содержанию помещений и оборудования, расходы по обеспечению учебного процесса за территорией вуза.

     В состав прямых расходов учебной структуры  входят:

  • заработная плата профессорско-преподавательского состава;
  • надбавки к заработной плате профессорско-преподавательского состава;
  • заработная плата учебно-вспомогательного персонала;
  • надбавки к заработной плате учебно-вспомогательного персонала;
  • законодательные начисления на заработную плату;
  • расходы по содержанию помещений;
  • ремонт помещений;
  • оплата электроэнергии на освещение и работу оборудования;
  • оплата отопления;
  • оплата воды, расходуемой на производственные нужды;
  • оплата телефона;
  • канцелярские расходы;
  • расходы на приобретение книг и периодических изданий;
  • расходы по подготовке и изданию учебных материалов;
  • печать бланков служебной документации;
  • печать бланков студенческих документов;
  • запасные части и материалы для содержания и ремонта учебного и научного оборудования;
  • амортизационные отчисления;
  • стипендия студентов, аспирантов и докторантов;
  • государственные и региональные дотации учащимся;
  • расходы на обеспечение производственной практики;
  • аренда помещения в других организациях;
  • командировочные расходы;
  • оплата междугородних телефонных разговоров.

     Расчет  элементов прямых расходов на учебную  структуру выполняется через нормы расхода на единицу площади, одного преподавателя, сотрудника или студента, единицу оборудования и цены за единицу ресурса.

     Косвенные расходы включают расходы на содержание и обеспечение аппарата управления; обслуживание общевузовских зданий, территории и помещений, содержание учебных аудиторий и вспомогательных площадей. Общая сумма косвенных расходов переносится на бюджет учебного подразделения пропорционально его вкладу в общий результат труда вуза. Показателем такого вклада может быть объем учебной выполняемой нагрузки.

     В результате общая сумма текущих  расходов учебного подразделения будет  складываться из двух величин:

  • прямые расходы,
  • косвенные расходы.

     Прямые  капитальные расходы подразделения предусматривают:

     ♦ приобретение оборудования,

     ♦ капитальное строительство.

     Классификация по субъектам затрат может быть представлена следующим образом:

Элементами  расходов на преподавателя являются:

  1. Оплата труда,

  • в т. ч. базовая оплата труда,
  • надбавка за ученую степень (кандидата или доктора наук),
  • надбавка за должность (доцента или профессора).
  1. Социальные выплаты (34%).
  1. Выплаты на приобретение литературы (1,5 МРОТ)
  2. Оплата расходов на повышение квалификации (в среднем 1 месяц в год),
  • в т. ч. оплата труда за замену,
  • начисления на заработную плату за замену,
  • транспортные расходы к месту повышения квалификации,
  • командировочные расходы,
  • оплата за обучение.
  1.  Оплата публикации учебно-методических материалов (здесь и далее экспертные оценки автора, в среднем 3 п. л. в год).
  1. Приобретение учебной литературы коллективного пользования (в среднем 5 книг в год на одного преподавателя).
  2. Приобретение учебных материалов (мел, канцелярские товары и т. п.).
  3. Приобретение служебной мебели (один комплект на 20 преподавателей в год).
 

     Элементами  расходов на одного студента являются:

  1. Стипендия.
  2. Приобретение учебной литературы (в среднем одна книга на 5 студентов в год).
  3. Компенсация на летний отдых студентов.
  4. Оплата производственной практики, в т. ч.
    • транспортные расходы на проезд к месту практики,
    • командировочные расходы,
    • оплата предприятию за практику студента.
  1. Оплата расходов за проживание в общежитии
  1. Приобретение мебели для общежития (один комплект на 20 студентов в год).
  2. Оплата бланков студенческих документов (диплом, студенческий билет, зачетная книжка, читательский билет, бланки личного дела).
  3. Компенсация расходов на внутригородской проезд.
  4. Подготовка учебных раздаточных материалов (в среднем 100 листов копий на ксероксе в год на одного студента).
  5. Приобретение материалов для лабораторных работ (в среднем 1 МРОТ на одного студента в год).
  6. Приобретение учебной мебели (примерно один комплект на 20 студентов в год).

     Элементами  расходов на содержание служебных и  учебных помещений являются:

  1. Оплата труда обслуживающего персонала (в расчете на 1 м2).
  2. Оплата труда за охрану помещений.
  3. Начисления на заработную плату.
  4. Коммунальные платежи
  • оплата расходов электроэнергии,
  • оплата расходов воды,
  • оплата отопления,
  • оплата за канализацию,
  • оплата телефонной связи,
  • плата за лифтовое оборудование.
  1. Приобретение материалов для содержания и обслуживания помещений.
  1. Текущий ремонт помещений.
  2. Текущий ремонт фасадов и крыши здания.
  3. Текущий ремонт сетей отопления здания.
  4. Текущий ремонт электросетей здания.

     10. Текущий ремонт канализации и  водных сетей здания. 

     Административные  расходы вуза включают:

  1. Оплату труда административно-управленческого персонала (10% от суммы оплаты труда преподавательского, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала вуза).
  2. Начисления на заработную плату.
  3. Приобретение канцелярских товаров.
  4. Приобретение служебной мебели (примерно один комплект на 10 работников в год).
  5. Почтовые расходы.
  6. Оплата междугородных телефонных разговоров.
  7. Оплата международных телефонных разговоров.
  8. Командировочные служебные расходы:
    • транспортные расходы,
    • командировочные расходы,
    • оплата проживания в гостинице.

     9. Содержание служебного автомобильного транспорта.

     10. Приобретение служебных бланков государственной и внутривузовской документации.

    Элементами  расходов на содержание территории являются:

  1. Оплата труда обслуживающего персонала.
  2. Оплата труда за охрану территории.
  3. Начисления на заработную плату.
  4. Оплата вывоза мусора.
  5. Плата за электроэнергию
  6. Текущий ремонт дорог.
  7. Текущий ремонт тепловых сетей.
  8. Текущий ремонт телефонных сетей.
  9. Текущий ремонт канализационных сетей.
  10. Текущий ремонт водных сетей.
  11. Текущий ремонт электросетей.
  12. Содержание зеленых насаждений.
  13. Содержание специального транспорта.
  14. Содержание автомобильных стоянок для личного транспорта.
 

Элементами капитальных  затрат вуза являются:

  1. Капитальный ремонт зданий.
  2. Капитальный ремонт сетей на территории.
  3. Приобретение учебной техники.
  4. Приобретение оргтехники для управленческих подразделений.
  5. Приобретение автомобильного транспорта.
  6. Строительство новых зданий.

Информация о работе Особенности экономики образовательного учреждения