Качествами
учащегося являются способность анализировать,
умение мыслить творчески, инициативность,
чувство ответственности, широта культуры,
прочные знания по основным предметам
в выбранной области, максимально широкая
квалификация. Для того чтобы обрести
самостоятельность, студенту необходимы
активная гражданская позиция и чувство
человеческой солидарности.
Подобные
показатели определяют отдельного человека
и группу учащихся в целом. Однако
эти показатели являются оценкой
обучаемого со стороны учебного заведения.
Сам
обучаемый может оценивать себя
другими показателями. Его представления
о задачах обучения могут не совпадать
с точкой зрения вуза. Обучаемый часто
имеет свою модель
образования и оценивает себя по ее
параметрам. Кроме того, есть особые критерии
оценки об объекте воздействия у заказчика
образовательного процесса.
- Ресурсы образовательного
учреждения
Ресурсы
образовательные учреждения можно классифицировать
в зависимости от их роли, материального
представления и особенностей воздействия
на процесс функционирования учреждения.
персонал: административно-управленческий
персонал, педагогический персонал,
учебно-вспомогательный персонал,
обслуживающий персонал;
- К административному
персоналу относят: руководителя, его
заместителя, главного бухгалтера, заведующего
библиотекой
К педагогическому
персоналу относят: учителя, воспитателя,
педагога-психолога, учителя-дефектолога,
преподавателя, преподавателя-организатора,
руководителя физического воспитания,
мастера производственного обучения,
концертмейстера, музыкального руководителя,
классного воспитателя, социального
педагога, педагога-организатора, педагога
дополнительного образования, тренера-преподавателя
(включая старшего), инструктора по
труду, по физической культуре.
К
учебно-вспомогательному персоналу
относятся должности психолога,
бухгалтера, библиотекаря, организатора
экскурсий, аккомпаниатора, медицинской
сестры, документоведа, техника по ремонту
аппаратуры, лаборанта (включая старшего),
секретаря-машинистки, кассира (включая
старшего), делопроизводителя, заведующего
хозяйством.
К
категории обслуживающий персонал
следует отнести работников по должностям:
рабочего по комплексному обслуживанию
и ремонту зданий, водителя автомобиля,
механика по ремонту швейного оборудования,
рабочего по стирке и ремонту спецодежды,
слесаря-сантехника, машиниста (кочегара)
котельной, оператора котельной, оператора
теплового пункта, гардеробщика, грузчика,
дворника, садовника, сторожа, электрика,
подсобного рабочего, кладовщика, уборщика
производственных и служебных помещений,
повара.
Не
допускается введение в автономные
учреждения ДПО должностей, по которым
отсутствуют тарифно-квалификационные
характеристики. Нельзя допускать и оплату
труда, предусмотренную для профессорско-преподавательского
состава вузов, в автономных учреждениях
ДПО.
Численность
работников зависит от вида образовательного
учреждения, режима его работы, количества
обучающихся, учебных групп (классов).
Особого
внимания заслуживают преподаватели.
Преподаватель — ключевая фигура вуза.
Квалификация преподавателя, его педагогическая
компетентность, условия труда и жизни,
человеческие и моральные качества, общая
культура решающим образом сказываются
на подготовке студентов.
- Формирование
расходов образовательного учреждения
Общую
сумму расходов учебной организации
можно разделить на несколько составляющих.
Прежде всего, выделяются прямые и косвенные
расходы. Прямые расходы допускают расчет
непосредственно для конкретного подразделения,
а косвенные, учитывающие общевузовские
затраты, расходы по содержанию аудиторий
и вспомогательных площадей, требуют специальных
правил отнесения к соответствующему
подразделению.
Прямые
расходы учебного подразделения
можно разделить на заработную плату персонала,
выплаты учащимся, расходы по содержанию
помещений и оборудования, расходы по
обеспечению учебного процесса за территорией
вуза.
В
состав прямых расходов учебной структуры
входят:
- заработная
плата профессорско-преподавательского
состава;
- надбавки
к заработной плате профессорско-преподавательского
состава;
- заработная
плата учебно-вспомогательного персонала;
- надбавки
к заработной плате учебно-вспомогательного
персонала;
- законодательные
начисления на заработную плату;
- расходы
по содержанию помещений;
- ремонт
помещений;
- оплата
электроэнергии на освещение и работу
оборудования;
- оплата
отопления;
- оплата
воды, расходуемой на производственные
нужды;
- оплата
телефона;
- канцелярские
расходы;
- расходы
на приобретение книг и периодических
изданий;
- расходы
по подготовке и изданию учебных материалов;
- печать
бланков служебной документации;
- печать
бланков студенческих документов;
- запасные
части и материалы для содержания и ремонта
учебного и научного оборудования;
- амортизационные
отчисления;
- стипендия
студентов, аспирантов и докторантов;
- государственные
и региональные дотации учащимся;
- расходы
на обеспечение производственной практики;
- аренда
помещения в других организациях;
- командировочные
расходы;
- оплата
междугородних телефонных разговоров.
Расчет
элементов прямых расходов на учебную
структуру выполняется через нормы расхода
на единицу площади, одного преподавателя,
сотрудника или студента, единицу оборудования
и цены за единицу ресурса.
Косвенные
расходы включают расходы на содержание
и обеспечение аппарата управления; обслуживание
общевузовских зданий, территории и помещений,
содержание учебных аудиторий и вспомогательных
площадей. Общая сумма косвенных расходов
переносится на бюджет учебного подразделения
пропорционально его вкладу в общий результат
труда вуза. Показателем такого вклада
может быть объем учебной выполняемой
нагрузки.
В
результате общая сумма текущих
расходов учебного подразделения будет
складываться из двух величин:
- прямые расходы,
- косвенные
расходы.
Прямые
капитальные расходы
подразделения предусматривают:
♦ приобретение
оборудования,
♦ капитальное
строительство.
Классификация
по субъектам затрат может быть представлена
следующим образом:
Элементами
расходов на преподавателя являются:
1. Оплата
труда,
- в т. ч. базовая
оплата труда,
- надбавка
за ученую степень (кандидата или доктора
наук),
- надбавка
за должность (доцента или профессора).
- Социальные
выплаты (34%).
- Выплаты на
приобретение литературы (1,5 МРОТ)
- Оплата расходов
на повышение квалификации (в среднем
1 месяц в год),
- в т. ч. оплата
труда за замену,
- начисления
на заработную плату за замену,
- транспортные
расходы к месту повышения квалификации,
- командировочные
расходы,
- оплата
за обучение.
- Оплата публикации
учебно-методических материалов (здесь
и далее экспертные оценки автора, в среднем
3 п. л. в год).
- Приобретение
учебной литературы коллективного пользования
(в среднем 5 книг в год на одного преподавателя).
- Приобретение
учебных материалов (мел, канцелярские
товары и т. п.).
- Приобретение
служебной мебели (один комплект на 20 преподавателей
в год).
Элементами
расходов на одного студента являются:
- Стипендия.
- Приобретение
учебной литературы (в среднем одна книга
на 5 студентов в год).
- Компенсация
на летний отдых студентов.
- Оплата производственной
практики, в т. ч.
- транспортные
расходы на проезд к месту практики,
- командировочные
расходы,
- оплата предприятию
за практику студента.
- Оплата расходов
за проживание в общежитии
- Приобретение
мебели для общежития (один комплект на
20 студентов в год).
- Оплата бланков
студенческих документов (диплом, студенческий
билет, зачетная книжка, читательский
билет, бланки личного дела).
- Компенсация
расходов на внутригородской проезд.
- Подготовка
учебных раздаточных материалов (в среднем
100 листов копий на ксероксе в год на одного
студента).
- Приобретение
материалов для лабораторных работ (в
среднем 1 МРОТ на одного студента в год).
- Приобретение
учебной мебели (примерно один комплект
на 20 студентов в год).
Элементами
расходов на содержание служебных и
учебных помещений являются:
- Оплата труда
обслуживающего персонала (в расчете на
1 м2).
- Оплата труда
за охрану помещений.
- Начисления
на заработную плату.
- Коммунальные
платежи
- оплата расходов
электроэнергии,
- оплата расходов
воды,
- оплата отопления,
- оплата за
канализацию,
- оплата телефонной
связи,
- плата за
лифтовое оборудование.
- Приобретение
материалов для содержания и обслуживания
помещений.
- Текущий ремонт
помещений.
- Текущий ремонт
фасадов и крыши здания.
- Текущий ремонт
сетей отопления здания.
- Текущий ремонт
электросетей здания.
10.
Текущий ремонт канализации и
водных сетей здания.
Административные
расходы вуза включают:
- Оплату труда
административно-управленческого персонала
(10% от суммы оплаты труда преподавательского,
учебно-вспомогательного и обслуживающего
персонала вуза).
- Начисления
на заработную плату.
- Приобретение
канцелярских товаров.
- Приобретение
служебной мебели (примерно один комплект
на 10 работников в год).
- Почтовые
расходы.
- Оплата междугородных
телефонных разговоров.
- Оплата международных
телефонных разговоров.
- Командировочные
служебные расходы:
- командировочные
расходы,
- оплата проживания
в гостинице.
9. Содержание
служебного автомобильного транспорта.
10.
Приобретение служебных бланков государственной
и внутривузовской документации.
Элементами
расходов на содержание территории являются:
- Оплата труда
обслуживающего персонала.
- Оплата труда
за охрану территории.
- Начисления
на заработную плату.
- Оплата вывоза
мусора.
- Плата за
электроэнергию
- Текущий ремонт
дорог.
- Текущий ремонт
тепловых сетей.
- Текущий ремонт
телефонных сетей.
- Текущий ремонт
канализационных сетей.
- Текущий
ремонт водных сетей.
- Текущий
ремонт электросетей.
- Содержание
зеленых насаждений.
- Содержание
специального транспорта.
- Содержание
автомобильных стоянок для личного транспорта.
Элементами капитальных
затрат вуза являются:
- Капитальный
ремонт зданий.
- Капитальный
ремонт сетей на территории.
- Приобретение
учебной техники.
- Приобретение
оргтехники для управленческих подразделений.
- Приобретение
автомобильного транспорта.
- Строительство
новых зданий.