Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:00, автореферат
Актуальность исследования. Одной из наиболее острых проблем реформирования и модернизации системы государственного управления в России является повышение эффективности труда государственных гражданских служащих. По показателям эффективности государственного управления и качества публичных услуг Россия сегодня находится в числе стран, которые имеют более низкий уровень экономического развития и человеческого потенциала. С учетом этого актуальной задачей является разработка основ совершенствования системы мотивации и стимулирования труда государственных гражданских служащих, ориентированной на повышение уровня результативности и качества их труда.
Таблица 1
Функциональная
насыщенность труда
государственных
гражданских служащих
|
Автор рассматривает труд государственных гражданских служащих как инновационный процесс. Необходимость придания этому труду инновационного характера обусловлена тем, что скорость реализации государственных решений определяется не только профессиональными навыками служащих, но и их адаптивными способностями к инновациям. Наличие последних обусловлено необходимостью овладения и использования большого объема информации, информационных систем, банков данных, сайтов и других форм сбора, хранения и предоставления информации.
Показано, что по признаку предназначения результата труд государственных гражданских служащих является общественным (публичным), т.к. он осуществляется в интересах всех граждан и ориентирован на предоставление общественного (публичного) блага. Этот труд имеет коллективный характер. Несмотря на то, что во главе той или иной управленческой структуры стоит руководитель, который несет всю полноту ответственности за результаты ее деятельности, он не в состоянии единолично руководить крупным коллективом и решать все возникающие проблемы. Его задача – объединить усилия своих подчиненных, рационально использовать знания и опыт многих людей, приблизить принятие решений к месту их реализации.
Совокупность критериев идентификации труда государственных гражданских служащих представлена в табл. 2.
Таблица 2
Критерии
идентификации труда
государственных
гражданских
служащих
|
Из предложенных восьми критериев идентификации труда государственных гражданских служащих (реализующих функции государственного управления) выделяются те, которые позволяют обособить этот труд в составе разновидностей управленческого труда.
Автор показывает, что специфическими, присущими исключительно труду государственных гражданских служащих, являются следующие критерии: направленность труда; сфера его приложения; специфика интеллектуальной составляющей в части конечных результатов труда; специфика творчества в части его нормативной ограниченности; характер разрешаемых противоречий; способ воздействия на объект управления; высокая степень регламентации профессиональной деятельности. Эти особенности необходимо учитывать в процессе определения основ совершенствования труда государственных гражданских служащих.
Предложенный в диссертации алгоритм идентификации труда государственных гражданских служащих, исполняющих управленческие функции в органах государственной власти, предполагает проверку соответствия должностных обязанностей по данной должности каждому из перечисленных восьми критериев (см. рис. 1).
Во второй главе диссертации – «Совершенствование системы стимулирования труда государственных гражданских служащих в условиях современной России»: определены теоретико-методологические основы исследования проблемы стимулирования труда государственных гражданских служащих; выявлены особенности материального стимулирования труда госслужащих; определена специфика и роль нематериальных стимулов труда государственных гражданских служащих.
Автор проводит анализ представлений российских и зарубежных авторов о содержании понятий «мотив», «мотивация», «стимул», «стимулирование». Оговаривается, что под стимулом принято понимать побуждение к действию, причиной которого является тот или иной интерес внешнего характера. Стимулировать работника – означает заинтересовать его. Мотив – это также побуждение к действию, но внутреннего свойства. Мотивация в этом случае рассматривается как процесс поддержания интересов и создания стимулов для исполнителей, побуждающих их к реализации поставленных задач.
Под стимулированием автор понимает создание внешних моральных и материальных предпосылок для эффективного и качественного труда служащего.
На этой основе систему стимулирования труда государственных гражданских служащих автор характеризует как комплекс материальных и нематериальных стимулов, который призван обеспечить качество и эффективность труда данной категории служащих, привлечь в сферу государственного управления талантливых и результативных работников, раскрыть и реализовать их потенциал. В работе показано, что для государственного гражданского служащего, как и для любого другого наемного работника, оплата труда есть доход, который он получает в обмен на свой труд в системе государственного управления.
Рис. 1. Алгоритм
идентификации труда
Рис. 2. Соотношение
численности государственных служащих
в
органах законодательной, исполнительной
и судебной власти (2002–2005 гг.)
Для выявления специфики мотивов и стимулов, которые воздействуют непосредственно на качество и результативность труда государственных гражданских служащих, автором были использованы результаты социологического опроса государственных гражданских служащих. Данные опроса показали, в частности, что в числе наиболее весомых факторов, стимулирующих эффективный труд, подавляющее большинство государственных гражданских служащих выбрали факторы нематериального порядка (см. рис. 3).
Это не означает, что вопросы материального стимулирования отходят для государственных служащих на второй план. В исследовании показано, что в настоящее время положительный ответ на вопрос: «Устраивает ли Вас размер заработка, который Вы получаете», дают лишь 12% служащих, а отрицательный – 83% (см. рис. 4). За необходимость изменения действующей системы оплаты труда высказывается 87% государственных гражданских служащих.
С учетом того факта, что 53% государственных гражданских служащих, принимавших участие в опросе, в качестве основных факторов привлекательности своего труда назвали его полезность обществу и возможность с его помощью занять высокую социальную позицию, автором сделан вывод, что одной из наиболее насущных проблем текущего периода и осуществляемой административной реформы в целом является устранение диспропорции между социальной значимостью выполняемой работы и уровнем оплаты труда государственных гражданских служащих.
Рис. 4. Распределение
ответов на вопрос: «Устраивает ли Вас
размер заработка, который Вы получаете?»
Наряду с этим было установлено, что использования лишь одной формы стимулирования труда, а именно – повышения оклада, недостаточно для создания надежной системы стимулирования труда государственных гражданских служащих. Необходимы разработка и более активное внедрение таких относительно новых для российского общества форм стимулирования, как разработка критериев результативности и качества труда, создание благоприятных условий труда и др.
Кроме того, результаты проведенного социологического опроса показали, что: а) насущной проблемой является устранение диспропорции между уровнем оплаты труда и социальной значимостью деятельности государственных гражданских служащих; б) в числе основных недостатков действующей системы оплаты труда госслужащих – ее слабая привязка к реальному уровню ответственности и результатам служебной деятельности; в) доля лиц, считающих свой заработок недостаточным, находится в диапазоне 83–86%; г) не используют весь потенциал своих возможностей на работе 80% служащих; д) половина респондентов (50%) предпочитает иметь оплату труда, размер которой существенно зависит от реальных результатов их работы; е) гарантированный заработок хотели бы иметь 44% опрошенных.
Данные
опроса показали, что однозначный
ответ на вопрос, следует ли величину
оплаты труда государственных
С целью разработки основ совершенствования труда государственных гражданских служащих в данном разделе автором было раскрыто понятие «социально–экономическая результативность труда» государственных гражданских служащих, а также определена цель совершенствования системы стимулирования их труда.
В результате определения концептуальных основ совершенствования системы стимулирования труда государственных гражданских служащих автор приходит к выводу о том, что оплата труда этой категории служащих должна не только отражать отношения между ними как носителями рабочей силы и ее нанимателем (государством), но и гарантировать установление определенной зависимости между результатами профессиональной деятельности служащих и величиной их денежного содержания. Решение данной проблемы обусловливает необходимость формирования такой системы стимулирования, которая заинтересовывала бы служащих в повышении качества их труда и уровня своей компетентности.
В работе исследована действующая в настоящее время схема оплаты труда государственных гражданских служащих, предусматривающая два варианта выплаты денежного содержания: 1) традиционная, обеспечивающая служащему денежное содержание, величина которого определяется занимаемой должностью, присвоенным ему классным чином, а также правом на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п.; 2) вторая схема, предусматривающая оплату труда в зависимости от эффективности и результативности профессиональной деятельности, критерии которых, однако, до сих пор не разработаны.
Информация о работе Особенности и стимулирование труда государственных гражданских служащих