Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:00, автореферат
Актуальность исследования. Одной из наиболее острых проблем реформирования и модернизации системы государственного управления в России является повышение эффективности труда государственных гражданских служащих. По показателям эффективности государственного управления и качества публичных услуг Россия сегодня находится в числе стран, которые имеют более низкий уровень экономического развития и человеческого потенциала. С учетом этого актуальной задачей является разработка основ совершенствования системы мотивации и стимулирования труда государственных гражданских служащих, ориентированной на повышение уровня результативности и качества их труда.
3. Выявлено, что труд государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти и управления (за исключением служащих, замещающих должности категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей) представляет собой разновидность управленческого труда, основное содержание которого составляет выполнение совокупности его функций.
Специфика формы этого труда заключается в его нормативной регламентации, зависящей от занимаемой должности государственной гражданской службы и определяемой должностным регламентом и служебным контрактом.
По своему характеру, труд государственных гражданских служащих выступает как труд наемный, умственный (интеллектуальный), творческий, инновационный, публичный, коллективный.
4. Аргументировано, что необходимость присутствия в труде государственных гражданских служащих творческого начала, с одной стороны, и его обязательная нормативная регламентация, – с другой стороны, порождает одно из противоречий, возникающих между содержанием и формой труда рассматриваемой категории служащих. Противоречие это заключается в постоянном конфликте между необходимостью и потребностью принимать самостоятельные, иногда рискованные, решения в области государственного управления и обязанностью соблюдать формально установленные нормы должностного регламента и служебного контракта.
5. Обоснован вывод о том, что целью совершенствования системы стимулирования труда государственных гражданских служащих является повышение результативности и качества их труда и, как следствие, повышение взаимодействия государства и общества, качества предоставляемых гражданам публичных услуг, оптимизация условий роста эффективности общественного производства (который, среди прочего, достигается за счет активного использования творческого и профессионального потенциала государственных гражданских служащих).
6. Обосновано, что денежное содержание государственных гражданских служащих в современных условиях должно не только отражать отношения между ними как носителями рабочей силы и ее нанимателем (государством), но и гарантировать установление определенной зависимости между результатами профессиональной деятельности служащих и величиной их денежного содержания. Формирование системы денежного содержания этой категории служащих необходимо осуществлять в соответствии со следующими принципами:
• уровень денежного содержания государственных гражданских служащих должен обеспечивать им необходимую конкурентоспособность на рынке труда и, в частности, соответствовать уровню оплаты труда специалистов в сфере управления, занятых в частном секторе экономики;
• наиболее предпочтительной является такая схема оплаты труда государственных гражданских служащих, которая предполагает формирование суммы их денежного содержания из двух частей: а) гарантированного оклада, дифференцированного в зависимости от категории и группы должности; б) оплаты труда по результатам деятельности; при этом величина гарантированной выплаты (оклад) должна составлять не менее 50% общей величины денежного содержания.
7. Доказано, что гарантии, установленные для государственных гражданских служащих, по своей сути не являются привилегией, а образуют важную составную часть их служебного статуса. Наделение государственных служащих пакетом социальных гарантий представляет собой, с одной стороны, форму государственной компенсации за ограничения и ущемления прав, предусмотренные законодательством в отношении этой категории служащих, а с другой стороны, – способ признания социально-экономической значимости их труда, – которые способствует сглаживанию противоречий между формой и характером этого труда.
Практическая значимость. Предложенная в диссертации модель идентификации труда государственных гражданских служащих, а также разработанные на ее основе рекомендации по совершенствованию системы стимулирования их труда могут быть использованы в интересах обновления государственной политики в сфере государственного управления, оптимизации качественного состава кадров госаппарата.
Должность государственного гражданского служащего рассматривается как учрежденная в соответствии с законодательством и внесенная в реестр должностей государственной гражданской службы первичная структурная единица органа государственной власти и управления, предусматривающая присвоение классного чина лицу, ее замещающему. Объем и содержание полномочий по конкретной должности определяются должностными регламентами, утверждаемыми непосредственно в том органе государственной власти и управления, в котором учреждается данная должность.
Это определение предлагается внести в статью 8 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Апробация работы и внедрение результатов исследования
Предложенная
методика идентификации труда
Основные положения диссертации отражены в научных публикациях общим объемом 2,4 п.л.
Структура
диссертации. Работа состоит из введения,
двух глав (шести параграфов), заключения,
списка использованных источников и 4
приложений.
II.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
Во введении диссертации обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, научная новизна; определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основы и эмпирическая база, а также теоретическое и практическое значения основных положений диссертации.
Первая глава работы – «Идентификация труда государственных гражданских служащих: сущностный, содержательный и исторический аспекты» – посвящена: определению теоретико-методологических основ решения проблемы идентификации труда государственных служащих; историческому анализу становления института государственной гражданской службы и профессиональной деятельности государственных служащих в России; выявлению содержания, характера и форм трудовой деятельности государственных гражданских служащих в современной России.
Под идентификацией труда автор понимает прием, с помощью которого устанавливается тождественность, или аналогичность объектов в случае, когда один из них известен и выступает в качестве образца или модели для сравнения. Решая проблему идентификации труда государственных гражданских служащих, автор разрабатывает теоретическую модель данного вида труда, отражающую его сущностные и содержательные характеристики, определяет критерии идентификации, т.е. критерии соотнесения любого вида деятельности с моделью труда государственных гражданских служащих с целью получения однозначного ответа на вопрос, соответствует ли она по своей сути названному виду труда. В связи с этим в работе исследованы, во-первых, сущность управленческого труда как такового, и, во-вторых, сущность и социально-экономическая значимость труда государственных гражданских служащих.
Социальную значимость государственной службы автор усматривает в том, что она, являясь важным социальным институтом любого государства, обеспечивает гармонию в отношениях между различными составляющими политической системы, прежде всего между государством и гражданским обществом. Государственная служба выступает стабилизатором политической системы страны, обеспечивает ей необходимую устойчивость. Эффективная гражданская служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Экономическая же составляющая значимости рассматриваемого вида труда определяется его местом в системе общественного разделения труда и тем вкладом, который труд государственных гражданских служащих вносит в повышение эффективности общественного производства. Этот труд не создает потребительские ценности, не удовлетворяет индивидуально-личностные потребности, не изменяет качество материальных основ общества, но он способствует формированию определенных условий для их развития и тем самым оказывает непосредственное воздействие на характер, скорость и качество протекания социально-экономических процессов.
Автор доказывает, что социальная значимость труда государственных служащих заключается в реализации ими на профессиональной основе управленческих функций, ориентированных на обеспечение исполнения полномочий государственных органов (прежде всего – органов исполнительной власти), в выработке определенных приемов, способов и форм управленческого воздействия на протекающие в обществе социально-экономические процессы.
Проведенный анализ сущности труда государственных гражданских служащих и его социально-экономической значимости позволил дать авторское определение труда государственных гражданских служащих.
В работе показано, что исторически труд государственных служащих прошел длительный период развития, обусловленный постепенным возрастанием потребности общества в служащих, независимых от внешних политических воздействий, а также – становлением выполнения функций государственного управления как профессии. Основной предпосылкой возникновения и развития государственной гражданской службы в России явился процесс становления российской государственности, обусловивший реализацию общественной потребности в создании особого социально-политического института государственного управления.
На основании проведенного анализа был сделан вывод о том, что на первых этапах развития российской государственности (IX–X вв.) функции государственной службы не были дифференцированы на управление и принуждение, труд служащих строился не на профессиональной, а на вассальной основе. Его реализовывали княжеские дружинники и наместники. Управленческие функции, как таковые, прорисовывались нечетко и не были оформлены нормативно. Ситуация изменилась лишь в XVIII в. (при царствовании Петра I), когда вследствие качественных и количественных изменений в содержании и характере труда госслужащих в России начали складываться профессия и специальности государственной службы, зародилась ее профессиональная культура, были разработаны технологии включения человека в профессиональную деятельность.
В современной России лица, замещающие должность категории «руководитель», в соответствии с технологическим разделением труда в аппарате государственного управления, наделены правом принятия решений, оказывающих воздействие на объект управления. Специалисты, по сравнению с руководителями, действуют в условиях более жесткой нормативно регулируемой деятельности. Эта категория государственных гражданских служащих занимается подготовкой проектов государственных решений в соответствии с общими и специфическими функциями управления.
На основании проведенного анализа должностных полномочий лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, автор заключает, что содержание их труда составляет выполнение следующих управленческих функций: организационной, распорядительной, информационно-аналитической, контролирующей, мотивационной, коммуникативной, координационной, представительской и др. Функциональную область управления у рассматриваемой категории государственных гражданских служащих, составляют процессы планирования, руководства и принятия решений. Государственный служащий не просто принимает решение, но и берет на себя ответственность за него.
Особенностью профессиональной управленческой деятельности государственных гражданских служащих, отличающей ее от управленческой деятельности в других сферах, является нормотворческая функция, состоящая в подготовке и принятии нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также участие в законопроектной деятельности. Подобного нельзя сказать о содержании труда государственных гражданских служащих категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, которые по большей части заняты предоставлением государственных услуг населению либо выполнением чисто технических функций и по сути своей деятельности являются исполнителями.
Результаты
анализа труда госслужащих
Автор выявляет, что специфика формы труда государственных гражданских служащих в современных условиях проявляется прежде всего в тесной привязке содержания и характера этого труда к понятию «должность» и определяется, таким образом, степенью его нормативной регламентации.
Анализ функциональных обязанностей государственных гражданских служащих позволил сделать вывод о том, что их труд по характеру является разновидностью умственного (интеллектуального) труда. Неотъемлемой характеристикой этого труда является присутствие в нем элементов творчества: государственный служащий находится в постоянном поиске варианта наиболее адекватного решения той или иной управленческой задачи, что является основной предпосылкой его творческого начала. Однако, данная характеристика труда государственного гражданского служащего, с одной стороны, и его обязательная нормативная регламентация, – с другой стороны, порождает одно из противоречий, возникающих между содержанием и формой труда рассматриваемой категории служащих. Противоречие это заключается в постоянном конфликте между необходимостью и потребностью принимать самостоятельные, иногда рискованные, решения в области государственного управления, и обязанностью соблюдать формально установленные нормы должностного регламента.
Информация о работе Особенности и стимулирование труда государственных гражданских служащих