Особенности действия фирмы в условиях чистой конкуренции, краткосрочный и долгосрочный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. В настоящее время выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль.
Целью данной контрольной работы является исследование особенностей действия фирмы в условиях чистой (совершенной) конкуренции в краткосрочный и длительный периоды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1. Сущность совершенной конкуренции. Условия возникновения совершенной конкуренции ………………………………………………………...
2. Прибыль и издержки фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде ………………………………………...
3. Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции в краткосрочном периоде ………………………………………………………………………………..
4. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………………………..
Заключение …………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………………………….

Контрольное задание №3
1. Всеобщий закон спроса. Функция спроса от цены
2. Что такое издержки производства?
3. Доход потребителя вырос с 3000 до 5000 руб. Спрос на масло возрос с 4 до 6 кг. Определить коэффициент эластичности спроса по доходу.

Работа содержит 1 файл

экономика-Анохин.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Тема: Особенности действия фирмы в условиях чистой конкуренции, краткосрочный и долгосрочный период

Содержание:

 
 
Введение………………………………………………………………………………. 3
1. Сущность совершенной  конкуренции. Условия возникновения совершенной конкуренции ………………………………………………………...  
4
2. Прибыль и издержки  фирмы в условиях  совершенной конкуренции  в краткосрочном и долгосрочном периоде ………………………………………...  
7
3. Поведение фирмы  в условиях чистой  конкуренции в  краткосрочном периоде  ………………………………………………………………………………..  
11
4. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде………………………………….. 15
Заключение ………………………………………………………………………………….. 18
Список  использованной литературы ……………………………………………………. 20
 
Контрольное задание №3
 
21
1. Всеобщий закон  спроса. Функция спроса  от цены   
2. Что такое издержки производства?  
3. Доход потребителя  вырос с 3000 до 5000 руб. Спрос на  масло возрос с  4 до 6 кг. Определить  коэффициент эластичности  спроса по доходу.  

Введение

 

     На  поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. В настоящее время выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль.

     Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических  агентов. К наиболее важным критериям  выделения разных видов конкуренции относят: степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; степень дифференциации продукта; степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

     Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов.

     В современном национальном хозяйстве  участвует множество хозяйствующих субъектов. Среди них фирмы, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами на его производство и реализацию.

     Целью данной контрольной работы является исследование особенностей действия фирмы в условиях чистой (совершенной) конкуренции в краткосрочный и длительный периоды.

1. Сущность совершенной конкуренции. Условия возникновения совершенной конкуренции 

     Чистая (совершенная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:

  • наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара;
  • однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью или полной заменяемостью с точки зрения потребителя. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
  • отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него);
  • доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка. Продавцы действуют независимо друг от друга.

     Свобода доступа на рынок предполагает возможность  каждому гражданину стать свободным  предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

     Совершенная конкуренция характеризует идеальный, нормативный тип рыночной структуры  и поведения экономических агентов. Ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Реальные рынки, как правило, несовершенны. Обычно выделяют два основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию. Из определения совершенной конкуренции вытекают условия возникновения такой конкурентной среды. При этом следует учитывать, что рынок совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования присутствуют все необходимые условия:

  1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малый размер субъектов рынка. Малый размер субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют. Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
  2. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро).
  3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
    • наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков и т.п.);
    • относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
    • значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
    • прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
    • ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

       Свободный вход в отрасль и выход из нее  гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

  1. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией.
  2. Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с продавцом (покупателем) и для этого не требуется дополнительных затрат. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.
  3. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
  4. Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).
  5. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).
  6. Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

2. Прибыль и издержки  фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде

 

     Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Прибыль – это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики.

     Главным ограничителем прибыли являются издержки производства – это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения. Все издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могут быть внешними (фактическими, явными), или внутренними (неявными).

     Внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.

     В процессе производства фирма может  также использовать ресурсы, принадлежащие  ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретают денежную форму. Одним из элементов внутренних издержек рассматривается и так называемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение за выполняемые им функции.

     На  основании этого мы можем рассматривать  величину прибыли как разность между  валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми  издержками – как внешними, так  и внутренними. Если фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли.

     Затраты, которые  фирма имеет при производстве того или иного объема продукции, зависят не только от цен на необходимые  ресурсы, но и от технологии, от того, какие именно и в каком количестве ресурсы применяются. В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в процессе производства ресурсов, можно выделить краткосрочный и долговременный периоды.

     Краткосрочный период – тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей – через ресурсы (сырье, топливо и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке.

Информация о работе Особенности действия фирмы в условиях чистой конкуренции, краткосрочный и долгосрочный период