Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:13, доклад
Многообразие подходов к пониманию сущности потенциала предприятия разрешает считать его многоуровневым и многоаспектным понятиям, содержание которого раскрывается во всем комплексе его проявлений.
Вступление
Согласно
определению Большого экономического
словаря потенциал как
Наиболее распространенная трактовка сущности потенциала предприятия как совокупности естественных условий и ресурсов, возможностей, запасов и ценностей, которые могут быть использованы для достижения определенных целей, которые близко к определению Большого экономического словаря. Кроме того, иногда потенциал предприятия определяют как возможности хозяйственной системы вырабатывать продукцию (что близко к его трактовке как производственной мощности) или как возможности продуктивных сил обеспечивать определенный эффект, не уточняя, вместе с тем, или отвечает этот эффект поставленным целям.
Не преуменьшая значение ресурсов как базиса в формировании потенциала предприятия, отметим, что самое по себе их наличие не является гарантом достижения любых целей. Второй, не менее важной составляющей потенциала выступают способности предприятия мобилизовать ресурсы в ходе осуществления комплекса действий (бизнес-процессов). С учетом того, что совокупность таких способностей в экономической литературе принято называть компетенциями, то потенциал предприятия можно определить как возможности системы ресурсов и компетенций. Предприятия создавать результат для заинтересованных лиц с помощью реализации бизнес-процессов.
Многообразие
подходов к пониманию сущности потенциала
предприятия разрешает считать
его многоуровневым и многоаспектным
понятиям, содержание которого раскрывается
во всем комплексе его проявлений.
План
Вступление
5. Потенциал предприятия
5.1 Потенциал предприятия как система
5.2
Структура потенциала предприятия
1.1 Понятие производственного потенциала
Производственный потенциал - потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, необходимых ресурсов, а также способность предприятия выполнять определенный объем работ, оказывать услуги.
В отличие от производственной мощности производственный потенциал организации характеризуется оптимальным в данных условиях использованием всех производственных ресурсов - как применяемых, так и потребляемых.
Совокупный резерв повышения эффективности в организации, следовательно, определяется разницей между производственным потенциалом и достигнутым уровнем выпуска и реализации продукции.
В
отечественной научной
Этот
подход к концепции производственного
потенциала получил широкое
Основное
значение производственного потенциала
предприятия заключается в
В
таком случае все элементы производственного
потенциала служат одной общей цели,
стоящей перед предприятием. Но именно
то, что и место и функции
каждого элемента определяются требованиями,
предъявляемыми к совокупности элементов
в целом, и характеризуют его
упорядоченность. С другой стороны,
выполнение совокупностью элементов
общей для производственного
потенциала задачи означает, что они
взаимосвязаны и
Как отмечалось, главная задача производственного потенциала заключается в изготовлении продукции, то есть в ее воспроизводстве. Очевидно, что для того, чтобы производственный потенциал смог осуществить этот непрерывный и постоянно возобновляющийся процесс, он сам также должен непрерывно и постоянно воспроизводиться. Производственный потенциал должен обладать способностью к самовоспроизводству.
Все
характерные черты
Классификация
характеристик
В
зависимости от масштабов хозяйственной
системы различаются
1.2 Структура производственного потенциала предприятия
В самой общей постановке элементами производственного потенциала предприятия можно считать все ресурсы, которые каким-либо образом связаны с функционированием и развитием предприятия. Выбор наиболее важных из огромного их числа представляет собой весьма сложную проблему, о чем свидетельствует множество мнений о составе производственного потенциала. Главная трудность анализа состава производственного потенциала предприятия заключается в том, что все его элементы функционировать одновременно и в совокупности. Следовательно, закономерности развития потенциала могут быть раскрыты не как отдельно взятые закономерности развития ее составляющих, а только как их сочетание. Отсюда очевидна тщетность попыток выявления роли каждого из элементов производства в отдельности. Использование специальных методов математической статистики может дать лишь искаженные результаты. Поэтому наиболее объективным методом исследования состава элементов производственного потенциала промышленного предприятия, как сложной системы представляется системный подход.
Производственный потенциал предприятия включает:
Рыночный потенциал — это предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, что их дальнейшее увеличение уже не приводит к росту спроса при определенных условиях внешней среды. С определенными допущениями в качестве рыночного потенциала можно рассматривать спрос, соответствующий его максимальному значению на кривой жизненного цикла какого-то продукта для стабильного рынка. В этом случае предполагается, что конкурирующие фирмы для поддержания спроса прилагают максимально возможные маркетинговые усилия. Факторы внешней среды оказывают существенное влияние на рыночный потенциал. Например, рыночный потенциал легковых автомобилей в период спада экономики намного меньше, чем в период ее процветания.
Кроме того, выделяют абсолютный потенциал рынка, который следует понимать как предел рыночного потенциала при нулевой цене. Полезность этого понятия в том, что оно позволяет оценить порядок величины экономических возможностей, которые открывает данный рынок. Так, абсолютный потенциал рынка легковых автомобилей может определяться общей численностью населения, начиная с возраста получения водительских прав. Очевидно, что существует большой разрыв между абсолютным потенциалом рынка и рыночным потенциалом. Эволюция абсолютного рыночного потенциала обусловлена такими внешними факторами, как уровень доходов и цен, привычки потребителей, культурные ценности, государственное регулирование и т.п. Данные факторы, на которые предприятие не имеет реального воздействия, могут оказать решающее влияние на развитие рынка. Иногда предприятия могут оказать косвенное влияние на эти внешние факторы (например, путем лоббирования снижения возраста получения водительских прав), но эти возможности ограничены. Поэтому основные усилия предприятий направлены на предвидение изменений внешней среды.
Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
Под термином рыночный потенциал понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. Однако на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке.
• Анализ рыночного потенциала предполагает:
-
измерение рыночного
-
определение направлений использования
рыночного потенциала, в том числе в ущерб
конкуренции.
• При измерении рыночного потенциала могут быть применены три различных подхода:
- структурный - анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
- оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
- анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов.
Структурный подход в основе своей включает подсчет числа продавцов на данном товарном рынке и сравнение долей, занимаемых каждым участником рынка.
Доли, занимаемые каждым участником рынка, используются как показатели рыночного потенциала: чем больше доля, тем больше рыночный потенциал.
При этом для правильного применения структурного критерия требуется тщательное взвешивание различных условий рынка: учет возможности и вероятности входа на рынок других продавцов, наличие в продаже бывших в употреблении товаров и других приемлемых (но не эквивалентных) заменяющих товаров, а также других факторов, свидетельствующих о том, может ли данный продавец повышать цены и сокращать выпуск продукции.
В
дополнение к структурному подходу
при измерении рыночного